Алхалалалай - пришелец из древности

 
«АЛХАЛАЛАЛАЙ» - ПРИШЕЛЕЦ ИЗ ДРЕВНОСТИ
(Врез) Древнее действо очищения от грехов и благодарения Природы в национальном ительменском селе Ковран на Севере Камчатки открывает единственный среди ительменов шаман Борис Жирков. Он выходит на Балаганную площадь и ударяет в ритуальный бубен. В это время  две его помощницы выметают из импровизированного балагана невидимый «сор», прибирают вокруг  Священный праздник «Алхалалалай» нельзя начинать, не отогнав подальше злых духов.
Шаман и его помощницы взмахивают тоньшичем – гибкими стеблями травы кипрей. Этой же травой у женщин обмотаны щиколотки ног. Откликаясь на жест шамана, они стараются поднять то одну, то другую. Если нога легко поднимается, это – верная примета того, что праздник пройдет благополучно, если с трудом – жди неприятностей.

Пока шаман исполняет свой ритуал,
старейшины посылают троих крепких ребят из народного ительменского ансамбля «Эльвель»  в лес за священной березой. Она – символ счастья и благополучия. Крона березы символизирует Верхний мир, корни – Нижний, ветви – Средний мир.
Когда артисты скрываются из виду, шаман и его помощницы бросают траву на огонь. Из балагана выносят чучело тюленя, сделанное из сладкой травы и набитое кедровыми орехами и сушеной рыбой - юколой. Шаман кладет в ямку под лестницей щепочку ( она будет лежать здесь до окончания праздника) и еще один секрет -  рыбу, обвитую кипреем. Перед этим он нашептывает над ней три раза священный заговор, одновременно оборачиваясь вокруг своей оси. Остальные участники праздника повторяют его движения.

Возрожденный Борисом Жирковым и его сподвижниками ительменский праздник проходит уже почти 20 лет на Балаганной площади у говорливой реки Ковран, несущей свои воды в Охотское море.  Мало известный миру народ – ительмены компактно живут в маленьком селе, носящем имя реки, у которой оно раскинулось. Добраться до Коврана  из Москвы нелегко – девять часов беспосадочного полета до Петропавловска-Камчатского,  затем пару часов «Аннушке» или «Яке» и еще полчаса на машине, буране, или вездеходе по тундре или вдоль галечного берега моря. В Ковране обитает почти треть всех камчатских ительменов – представителей одного из древнейших народов мира, история которого насчитывает почти пятнадцать тысяч лет. Таков возраст сенсационной находки – наконечников стрел из обсидиана – орудия охоты древних ительменов, найденного археологами в 60-е годы. По последней переписи ительменов чуть больше двух тысяч. Правда,  в основном все они – метисы. Они очень дружелюбны, гостеприимны  и доверчивы. Поэтому казакам 300 лет назад было совсем не трудно смешать их кровь со своей. Ительменские женщины с радостью выходили за казаков замуж.

Ученые считают, что ительмены имеют общие корни с индейцами племени Тлтинкиты на Аляске. Действительно, на индейцев ительмены очень даже похожи и внешне и в душе. Те и другие поклоняются Ворону как Творцу Земли, те и другие любят экспрессивные многочасовые танцы под непрерывные звуки бубнов. И ительмены, и тлинкиты водружаютв священных местах своих идолов.
Вдоль берега реки Ковран стоят ительменские идолы Хантаи, олицетворяющие человека-рыбу – хранителя рода и традиций.
Каждый год в праздник на этом, ставшем уже священным месте появляется новый идол. Уже почти 20 лет проходит здесь возрожденный праздник. Столько же идолов было установлено. Но некоторых смыло течением реки во время весеннего половодья.
Шаман Борис Жирков подходит к новенькому Хантаю, вырезанному местным художником Александром Притчиным специально для праздника, и обвязывает тоньшичем шею идола.  Выходят молодые крепкие ребята – артисты ительменского народного ансамбля «Эльвель», одетые в замшевые кухлянки с накинутыми на плечи блестящими шкурами рассамахи. Внешне мужественные и даже воинственные, они водружают идола на плечи и несколько раз обносят его вокруг костра, а затем устанавливают его на берегу, все время напевая и пританцовывая.
Тут и другие сельчане начинают подтягиваться к Человеку-рыбе и задабривать его всякими угощениями – ягодой, рыбой, кусочками нерпичьего мяса. Так и в древности проходил у ительменов языческий обряд жертвоприношения.
Огромный костер полыхает все ярче. Ему ительмены поклоняются особо.  В огонь ничего нельзя бросать небрежно, его надо всегда задабривать, чтобы не причинил бед и не принес пожары.

Шаман наклоняется над огнем костра и начинает камлать, призывая главного ительменского бога – Кутха ( его олицетворение - черный Ворон).
Своего бога-Творца ительмены не очень-то жалуют, даже посмеиваются над ним. Говорят, глуповат он был, зачем натворил на Камчатке  столько непроходимых гор, стремнин, ущелий и топей? Тем не менее, ительмены всегда рады незримо и зримо пообщаться с ним. Борис говорит, что Кутх в виде огромного Ворона всегда присутствует на ительменском празднике Алхалалалай. Кроме Кутха этот древний народ поклоняется еще Неведомому Богу Вседержителю – Дустехчичу. В честь него в тундре в потаенных местах ставят столбы и  делают Богу  приношения ягодами, рыбой, орехами.

Когда шаман прерывается, чтобы передохнуть, в действо включаются молодые ребята из ансамбля и уже вошедшие «в роль» пожилые люди. Все мужчины пританцовывают, приседая на полусогнутых коленях и широко раскинув в стороны руки. Они весело и радостно кричат «Алхалалалай». Женщины в ответ призывно восклицают «Алулу». Ительмены говорят, что тайный смысл этих слов сводится к любовной интриге.  Наверно, это так, потому что в древности «Алхалалалай» проводился после долгого поста, тяжелых работ по сбору урожая. А когда закрома  были набиты  съестными припасами: рыбой, орехами, кореньями, травами, тогда можно было предаться любовным утехам.  После этого праздника продолжался род, и к весне рождались здоровые крепкие дети.

Как по мановению волшебной палочки выходят в танце на середину площади девушки. Они пляшут, подняв руки вверх, строя гримасы и громко крича «Алу-лу». Начинают кричать и другие женщины, некоторые даже плачут.
Все еще шаманя над костром, Борис Жирков два раза посыпает пеплом дорогу. То же самое делают его помощницы.  Вокруг балагана натягивают веревку с тоншичем, она предохраняет дома и весь ительменский род от возможных болезней.
А вот и показались артисты «Эльвеля». Несут на плечах свежесрубленную березу. Участники праздника, разделившись на две части, крича и топая ногами, тянут в разные стороны - каждый к себе -  ствол березы.  Те, кто побеждает, громко ликуют и пускаюся в пляс.

Кто-то принес болванчиков-камуду,  вырезанных из березовых чурок. По обычаю их должно быть 55 штук. Им мажут лица соком брусники и задабривают едой. «Накормив» болванчиков и  надев на них травяные колпачки, их с криками и плясками бросают в огонь.

Ительмены считают, что в танцующих женщин вселяются духи-камуду и делают их сумасшедшими. Болванчиков сжигают, чтобы вернуть жен в нормальное состояние, с ними горят  нехорошие духи «безумия».
Для главного обряда праздника – очищения от грехов в лесу  заранее заготовили березовое кольцо. Когда идол – хранитель ительменского рода возвысился над Ковраном, спокойно взирая вдаль, на священную сопку Эльвель, начинается самая священная часть обряда – очищение от грехов.
Весело, с улыбками на лице, блеском в глазах, пожеланиями любви и счастья друг другу каждый муж старается провести через кольцо свою жену, дабы очистить ее от скверны, затем проходит сам и проводит своих детей.
- Давай, Колька, не отставай, - подгоняет своего сына известный ительменский композитор Анатолий Левковский.
- Алхалалалай!- восторженно кричат мужчины, проходя через кольцо и «отряхиваясь» от всех своих грехов, обид, забот, от всей нечисти, которая налипла на них за год.

- Алу-лу, - вторят им женщины, повторяя те же движения.
После обряда начинаются безудержные ительменские танцы. Они длятся всю ночь, продолжаются следующим вечером и плавно переходят в большой танцевальный марафон.  Последний раз победители танцевали почти 16 часов. На танцующих взирает с Неба огромная Луна. Освещенный ею Танец сопровождают мощные звуки  бубнов, разливающиеся по окрестной безмолвной ночной тундре,  горловое пение солистов ансамбля «Эльвель», жаркие стоны вошедших в экстаз участников праздника… Алхалалалай проходит непременно в полнолуние. В эти дни соединяются все три мира  - Верхний, Нижний и Средний, и можно невидимо общаться с духами и душами предков.
С первыми лучами солнца смолкнут бубны, засобираются в дорогу гости, разойдутся по домам возбужденные и вместе с тем утомленные участники праздника. Ковран заживет своей обычной жизнью – жизнью маленького национального села, далекого от политиков и политики,  затерянного на околице России.
 
       Наталья Богачева
                Ковран - Москва


Рецензии