Морпехи Зимней войны

Наталья Богачева
Морпехи Зимней войны
Это была жестокая, кровопролитная, морозная и позорная для СССР история. О Советско-Финляндской войне1939-1940 гг. почти не писали и совсем забыли. 10 лет назад часть архивов рассекретили…
Колыбелью советской морской пехоты считается Балтийский флот. Летом 1939 года была сформирована 1-я отдельная бригада морской пехоты КБФ. Сразу после мощного артобстрела финских островов Сескар и Лавенсаари 30 ноября 1939 года, туда был направлен наш десант. Вместе с морскими пехотинцами 1ОБМП на острова высадились и моряки-саперы отдельного саперного батальона Западного укрепрайона береговой обороны Балтфлота. В числе саперов был и мой отец Михаил Черный.
От берега Черного к берегу Балтийского
Пять дней они тряслись на бронетранспортере, следовавшем по железной дороге из Николаева в Ленинград. Незадолго до этого в Николаеве на кораблестроительном заводе были построены две отдельные железнодорожные артбатареи - 9-я и 17-я. Сюда и прибыли новобранцы, чтобы вместе с батареями отправиться к побережью Финского залива. Призывники и не догадывались, что через месяц с небольшим они превратятся в бойцов Неизвестной Зимней Финской войны. Две артбатареии шарахнут по двум финским островам Сескар и Лавенсаари. Новобранцы - саперы береговой обороны КБФ в 45- градусный мороз будут мерзнуть на льду в обледенелых укрытиях, под снарядами финской артиллерии и пулями «кукушек» оборудовать командные пункты на островах, будут прокладывать ледяные дороги по Финскому заливу, строить ДОТы, ДЗОТы, землянки, рыть окопы в болотистой почве. Это будет двухмесячная война 1939-1940 гг. О ней позже забудут. Вместе с тысячами советских солдат «странная» война будет «похоронена» в архивах. Но тайное станет явным и ожившие архивы донесут до нас эхо той забытой войны.

… Две железнодорожные артбатареи прибыли на военно-морскую базу Мукково в Кингисеппский район Ленинградской области. Здесь еще с 1935 года замышлялось грандиозное строительство.
Мукково - один из более 4000 небольших населенных пунктов Ленинградской области, разграбленных и сожженных в годы Великой Отечественной войны. Это будет потом. А пока идет 1939 год. 22 деревенских дома стоят на высоком берегу Бабинского озера. Одна-единственная улица спускается к воде. Деревня славится пивоварами, их домашнее пиво ни с чем не сравнимо. Местные работают в колхозе «Авангард». Справлять требы ходят в церковь в соседнюю деревню Валговицы.
Бок о бок с деревней расположился военно-морской гарнизон Мукково. Там есть клуб, куда деревенских пускают смотреть кино или концерт. Есть хорошая столовая и буфет, где морские офицеры угощают местную ребятню.
С 1935 года части Балтфлота начали здесь строить военно-морскую базу.  В лесах начали прорубать просеки и укладывать рельсы. Замыслы были грандиозные – построить здесь военный город, по масштабам не уступающий Кронштадту. О планах будущего строительства мы узнаем из архивных материалов Государственного архива военно-морского флота в Санкт-Петербурге. Военно-морская база Мукково относилась к Западному укрепленному району береговой обороны КБФ (ЗУР БО КБФ).
Отдельный саперный батальон ЗУР’а поначалу входил в состав 17 артбатареи. Штаб будет располагаться на берегу Бабинского озера - в воинской части 8003 (Бабинский военный саперный городок). Осенью 1939 года в батальон вольются новобранцы, состав увеличится почти втрое. Через полтора месяца саперы окажутся на поле боя Финской войны. А пока их направляют для подготовки в школы учебных отрядов.
Мукково.

Маскировка

Командование уже разработало план быстрой Зимней войны с Финляндией. В Мукково в это время продолжается военное строительство. Его легко заметить с воздуха в случае военных действий. Поэтому на базе начались широким фронтом маскировочные работы. Главные исполнители - квалифицированные саперы-инструктора. Маскировали под фон леса и кустарников орудийные дворики, амбразуры капонира, ходы сообщения, окопы зимней обороны. От командования поступали приказания «вести непрерывно наблюдение – поддерживать маскировку, подкрашивая матчасть под фон снежного покрова, убирать валежник, делать растительную маскировку: декоративно высаживать свежесрубленные деревья и кустарники на территории новой батареи». Шли приказы «залужать весной обнаженные почвы площадью в два гектара, засаживая их клевером, маскировать батареи путем крупнопятнистой окраски под фон леса в три цвета». Кроме артбатарей надо было замаскировать 21 000 погонных метров железнодорожных путей, окрашивая рельсы в защитный цвет. Командование приказывало «закрыть тупики естественными масками из свежесрубленных веток, рогож, покрашенных под фон снега; маскировать тыловые объекты дымовой завесой, как дешевое маскировочное средство на случай налета авиации противника». Требовалось замаскировать железнодорожные позиции общей площадью 529 000 кв. м. Во всех этих работах самое непосредственное и активное участие принимали саперы отдельного саперного батальона.
Удары артбатарей.

Начало

На момент начала Советско-Финляндской войны комендантом ЗУР’а был полковник В.А. Пешков. Штаб находился в Мукково. Береговая артиллерия взаимодействовала с частями 7-й армии, наступавшей на Карельской перешейке.
Как же разворачивались военные действия со стороны Западного укрепрайона? В документах на боевую операцию на островах Сескар и Лавенсаари находим «Наставления по ведению боевых действий частями (октябрь 1939)» и «Наставления по взятию о. о. Сескар и Лавенсаари (ноябрь-декабрь 1939) - островная десантная операция по захвату островов». В «Отчете о боевых действиях частей ЗУР’а от 12.12.39 г.»  узнаем об операции и - начале Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.


Артиллерийским огнем 17-й и 9-й железнодорожных артбатарей планируется нанести удар по островам, а затем высадить десант и завоевать их. 17-я ж/д батарея стреляет по о. Сескар, 9-я ж/д батарея стреляет по о. Лавенсаари. Указание - бомбить деревню, поселок, кирку, постройки, магазин. После этого начнется островная десантная операция.
«Сигнал о начале военных действий получен штабом ЗУР"а в 00ч.38м. 30.11.39. В 00 ч.57 мин. части приняли боевую готовность. В 1ч.10 мин. получили указания командующего КБФ произвести обстрел островов с 11ч. до 12 ч. 30.11.39 года.  В 01 ч.39 мин от командира отряда особого назначения получен сигнал «Начало операции». В 10 час. 05 мин. 30.11.39. выходит приказание командующего КБФ открыть огонь по островам Сескар и Лавенсаари. 10 час.30 мин.  комендант района объявил всем частям боевую готовность №1.
В 10 часов 30 мин. 30. 11. 39 батареи начали обстрел островов. 9-я ж/д батарея капитана Л.М. Тундера стреляет с позиции «700» по о. Сескар (выпустила 9 снарядов, продолжительность стрельбы – 19 минут). По донесениям наблюдателей ЗУР’а первый залп батареи лег у береговой кромки, остальные в центре о. Сескар. 17 ж/д батарея капитана Н.Н. Крайнева с позиции «600» выпустила с 10 ч.30м.  до 11 ч.15м. 12 фугасных снарядов по о. Лавенсаари. «Снаряды легли на цели. На островах – пожары». Всего с 1 по 9 декабря 1939 года береговые батареи Балтфлота выпустили 489 снарядов. Командование объявило личному составу благодарность.
Время для начала войны было выбрано идеально. Погода сопутствовала нашим бойцам. 30 ноября – в первый день войны температура была +3градуса, до 20 декабря она не опускалась ниже -7 градусов.
Моряки-саперы высадились на финские острова Сескар и Лавенсаари первыми ночью при сильном шторме и смогли взять 11 пленных. Они произвели инженерную разведку побережья, обезвредили мины на берегу и в домах.  6 декабря морпехи-саперы высадились на о. Гогланд. Там они устанавливали зенитные, противокатерные и артбатареи, начали строить убежища, прокладывать дороги в скалистом грунте, строить ДЗОТЫ, обносить территорию острова проволочным заграждением в три кола. Еще они ремонтировали пристани, дамбы, жилые дома. Командование острова ставило наших саперов всем в пример.
21 декабря 1939 года по приказанию командующего КБФ десант из 72 сапер высадился в тыл противника под пулеметным огнем белофиннов. Они должны были обезвредить финские мины. На мостах и дороге мины выглядели как небольшие бугорки, припорошенные снегом. Порой морпехи оказывались на гладком как зеркало льду и были видны из всех финских укрытий. Финны вели по ним ожесточенный огонь. Своим наступлением морпехи на время оттянули внимание финского командования на себя. Они ошибочно приняло их за часть главных сил Северо-Западного фронта. Даже Маннергейм впоследствии признавал, что морпехи «очень обеспокоили» финнов.

Декабрь 1939. Зимняя оборона

Задача наших – удержать захваченные острова и не дать противнику возможности вернуться сюда. Со второй половины декабря температура стала опускаться до минус 40 градусов. Тысячи тысяч русских солдат живьем замерзли в окопах, на снегу, на льду, в лесах, вдоль дорог. Маннергейм писал: «Вскоре начались исключительно жестокие морозы, поставив как нападающие, так и обороняющиеся стороны перед самыми тяжелыми испытаниями».
Финский залив покрылся льдом, изменилась обстановка на побережье. Это потребовало организовать Зимнюю оборону. Наши саперы прокладывали дороги, связывали ими острова, обеспечивая продвижение вперед армейских частей, танков, автотранспорта вместе с боеприпасами и продовольствием. С 20 февраля по 8 марта по льду Финского залива было переправлено около 10 тысяч боевых и транспортных машин и 40 тысяч бойцов.  Не всегда все было гладко. Там, где сильное течение, тонкий лед ломался, буксовали трактора, техника уходила под лед, бойцы оказывались в ледяной воде. Так случилось и с одним из саперов нашего батальона. У других были обморожения, ранения, Но в целом за  время Зимней войны все саперы-моряки отдельного саперного батальона ЗУР’а вышли из боев живыми.
По плану Зимней обороны на 1940 г. командование КБФ дает указание ЗУР’у срочно провести работы по инженерной обороне островного Курголовского и Сойкинского побережья. Комендант ЗУР’а полковник Пешков направляет Командующему КБФ заявку на инженерное имущество. Требуются 100 маскировочных халатов, 100 чехлов к лопатам малым, 20 ломов, 60 деревянных лопат. Имущество крайне необходимо для выполнения указаний командования. Задумываясь над этой заявкой, диву даешься! Все работы саперы производили вручную, никакой механизации. Для выполнения сложнейших работ по обороне побережья не хватало малого - маскхалатов, деревянных лопат, ломов, чехлов к саперным лопаткам! По окончании Зимней войны невостребованные 100 чехлов к саперным лопатам будут валяться на складе батальона.
Декабрь 1939 г. Гарнизон Мукково. Боевой приказ начальника гарнизона полковника Савельева: «В связи с военными действиями на Балтийском театре и установлением ледостава возможно нападение сухопутных войск противника на территорию гарнизона и боевые объекты». Приказываю: (…) Командиру саперного батальона организовать оборону 2-го оборонительного участка – Хутор Грецкий и далее по берегу озера Бабинское до военного городка Бабино, до перекрестка дорог Хаболово-Великино.
Для организации разведки саперному батальону приказано направить на участок обороны №2 одну роту в составе 270 человек. Из них – комначсостав – 5 человек, младший комсостав – 10 чел., рядовой – 255 чел. Роте выделяют 265 винтовок, 5 револьверов, два станковых пулемета, четыре ручных, 270 противогазов и один автомобиль. Дальняя разведка батальона – 6-8 километров. При появлении противника саперы должны оповещать другие части базы сигналом тревоги: частыми ударами в колокол в течение 1-2 минут, дублируя сигнал по телефону голосом: «Сухопутная тревога». Командиру саперного батальона приказано силами саперов вести «разведку – за мост через реку Святая в направлении - Красный поселок. Весь личный состав обеспечивается теплым обмундированием и обувью. На каждого стрелка - по 60 шт. патронов». Как мы узнаем позже из Отчета комбата Мельникова, теплой одеждой батальон не был обеспечен.
По Плану зимней обороны перед отдельным саперным батальоном в городке «Бабинский» были поставлены боевые задачи: «1. Создать непреодолимую оборону военного городка. 2. Ликвидировать возможность высадки воздушного десанта в районе озера Бабинское. 3.Ликвидировать диверсионные группы в случаях их обнаружения. 3.Сохранять полный порядок на территории военного городка». Соседи саперов – «слева – железнодорожный батальон ЗУР’а, справа – соседа нет. Оповещение по телефону со стороны оперативного дежурного».
«Действия при объявлении боевой тревоги: подразделения батальона выстраиваются ночью около казармы, днем в тылу тех. склада. Подносчики патрон по указанию командира подразделения идут в склад за получением патрон. Тех. рота, за исключением шоферов (…), также выстраивается с другими подразделениями».
«Взвод молодого пополнения (учебный взвод) занимает оборону в южной части городка, слева – боесклад включительно, справа – дорога на Красный поселок исключительно. Высылает разведку по дороге на Красный поселок к мосту через р. Святая. 2-ая саперная рота занимает оборону в западной стороне военного городка, слева - дорога на Красный поселок включительно, справа - дорога на Мукково включительно. Выставляет разведку по дороге на Великино до Хаболовского шоссе. Хоз. рота занимает оборону со стороны озера, слева домик Ивкова включительно, справа – колодец включительно. Тех. Рота (кроме шоферов) занимает оборону по озеру, слева – колодец, включительно, справа – боесклад включительно. Спецвзвод боепитания находится в резерве». Командованию батальона приказано «подготовить ватники и ватные брюки, и все необходимое обмундирование для обеспечения бойцов на оборонительных участках». В это время командует отдельным саперным батальоном старший лейтенант Половинкин, начальник штаба – будущий комбат лейтенант Мельников, военком - Зудин. Располагается батальон в военгородке Бабино.
Оборона Западного укрепрайона ведется на широком фронте шести оборонительных участков. Главные задачи - «не допускать захвата островов противником, иметь в готовности к действию на льду ударные группы. Передний край обороны – Нарви, Сомерс, р-н Курголово, Лужская губа, Колгомпя, Горколово, Косколово, Кирьямо, Выбья, Усть-Луга, м. Дубровский, оз. Копенское, мост через р. Систа».
6-ой оборонительный район в   составе гарнизона Мукково. Сюда входит одна рота ОСАПб. Задача – оборонять железнодорожную базу Мукково, включая Кямиши, военный городок Бабино, не допускать проникновения противника на объекты.
«Боевые охранения высылаются на лед с наступлением темноты и в плохую видимость на расстояние 2-2,5 км от берега. От начала маршрута устанавливается будка, оборудованная телефонной связью с берегом. Разведка льда ежедневно на ледовых дорогах Сескар, Кургалово-Лавенсаари, Лавенсаари – Сомерс, Сескар, Нарви. Разведка льда – днем».

Из «Указаний по инженерной обороне островов», 1940 г.: (…) 9. Для постоянного наблюдения за состоянием зимней дороги Кургалово-Лавенсаари и Колгомпя-Сейскар и на случай усиления льда с привлечением сапер производить периодическую разведку льда. 10. Работы по инженерной части и заграждению выполнять своими силами. Для сложных работ будут выделены саперы.
Январь 1940. Зимняя сухопутная оборона
В состав Зимней обороны Восточной части Финского залива вошел Военный городок Бабино, где располагается на этот момент отдельный саперный батальон ЗУР’а. Состав батальона: старший и средний комначсостав: 30 чел., младший комначсостав – 33 чел., рядовой состав – 529 чел., всего – 592 чел. Винтовок – 402. У 190 саперов винтовок нет!!! Но есть в   распоряжении батальона - 64 пистолетных револьвера, 15 – ручных револьверов, 280 ручных гранат, две однотонные и три трехтонные автомашины. Пулеметов как зенитных, так и станковых – не числится. В период военных действий численность батальона увеличилась почти в три раза по сравнению с мирным.

1 января 1940 г. КБФ. Войсковая часть №8022 (саперный городок Бабино). В саперном батальоне партсобрание. Комбату Мельникову поручено проверить знания комендантов и провести специальные занятия по зимнему плану сухопутной обороны. Всем комендантам приказано хорошо освоить все объекты и на отлично овладеть присвоенным оружием.
На саперов ложились важнейшие задачи по Зимней обороне Балтфлота. Они прокладывали дороги от материка к островам и от острова к острову, устанавливали связь, разведывали толщину льда, устраивали переправы через фарватер, перебрасывали грузы с материка на острова, причем, не было ни единой задержки. Саперы разведывали ледяные пространства, чтобы по ним потом могли продвинуться войска регулярной армии вместе с тяжелой техникой и вооружением. В сутки преодолевали по 60-70 км, показывая нечеловеческую выносливость. Все работы проходили под непрестанным присмотром укрывшихся финских частей. Вражеские самолеты сбрасывали на объекты бомбы. Из Журнала боевых действий ЗУР’а мы узнаем, что 28 января самолет противника произвел налет на о. Лавенсаари.
«Работали в сапогах и в шинелях в открытом море при морозе свыше 30 градусов», - отчитывался после войны комбат Мельников. В своих приказаниях командование требовало выделить морским десантам и разведгруппам, в том числе из числа саперов теплое обмундирование, но саперный батальон не получил ни полушубков, ни ватников, ни валенок. Инструменты, которыми выполняли работы моряки-саперы, не выдерживали никакой критики: «…топоры, долота, стамески, не пригодные при работе с мерзлой породой, крошатся и выходят из строя».
4 января 1940 года. Партсобрание в саперном батальоне отмечает, что «разбросанность части по объектам не давала возможности вести нормальную партийную работу, большинство бойцов – малограмотные, в ротах нет досок и столов, тетрадей и карандашей. «О нас, саперах, много говорят, особенно о технической роте, где много есть бойцов грубых, невежливых, обладают большим зазнайством своей технической грамотностью. Командованию техроты нужно обратить особенное внимание на культурное воспитание своих бойцов …». Партсобрание отмечает: «А люди у нас замечательные. Это показало при занятии острова Гогланд и последующие работы на острове», (стилистика, как в оригинале – Н.Б).
Зимняя оборона, продолжение…
9 января 1940 года из штаба береговой обороны восточной части Финского залива (г. Кронштадт) в Мукково поступает Боевой приказ №001. Перед ЗУР ставятся задачи «оборонять укрепрайон, острова Сескар, Пенинсаари, Лавенсаари, Нерва, Сомерс и подступить к базе Лужская губа и Копорский залив до Керново в соответствии с планом Зимней обороны». В этот же день выходят в свет «Дополнительные рекомендации Штаба Зимней обороны восточной части Финского залива». Коменданту ЗУР’а приказано: «а) навести дорогу Колгомпя-Сескар-Курголово-Лавенсаари. Дороги тщательно обставить елками и световыми сигналами; б) иметь надежную связь между островами и командованием. Дальние подвижные дозоры осуществлять пулеметными отделениями на автомобилях «Пикап», особенно тщательно разведывать лыжные и пешеходные следы. Укрепрайоны усилить инженерными сооружениями и заграждениями. Передний край и районы обороны должны быть оборудованы окопами для стрелков. Перед передним краем обороны – проволочная сеть, организация заграждений перед островами».  Весомая часть этой работы ляжет на плечи саперов.
17.01.40 г. заместитель командира Зимней обороны полковник Парафило выпускает распоряжение о распределении сил с 14 января 1940 г. на 3-ем оборонительном участке Мукково - в районе гарнизона, включая пос. Кямиши и в/городок Бабино. Этот участок защищает 2-й отд. ж/д артдивизион. Сюда кроме других подразделений входит отдельный саперный батальон.
24 января 1940 г. с 9.20 до 11.15 у саперов прошли учения по сухопутной обороне: «противник с фронта», поставлена задача: зарядить винтовки и открыть ружейный огонь».  Комбат Мельников отмечает: «Некоторые товарищи плохо умеют заряжать винтовку и в период заряжения не маскируются, а становятся в окопе во весь рост». Это объяснимо: половина состава батальона – необстрелянные новобранцы, как и мой отец - третий месяц на службе и второй из них – на войне!
С 25 января 1940 года согласно приказа Военного Совета КБФ взвод сапер был направлен в район Ладожского озера с задачами построить и установить береговые батареи, разминировать финские мины, заминировать правое побережье озера, обустроить ДЗОТы, сделать проволочные заграждения вокруг боевых объектов. Все работы были выполнены в срок. Саперы получили здесь свое первое боевое крещение, работая «под градом пуль и снарядов».
26 января 1940 г., Мукково. Приказом по ЗУР’у №005 начальником гарнизона 6-го оборонительного участка назначается начальник гарнизона Мукково полковник Савельев с подчинением ему ряда подразделений, в том числе саперного батальона. Приказано также, чтобы боевые охранения высылались «на лед с наступлением темноты и в плохую видимость на расстояние 2-2,5 км от берега. От начала маршрута устанавливается будка, оборудованная телефонной связью с берегом. Разведка льда ежедневно на ледовых дорогах Сескар, Кургалово-Лавенсаари- Сомерс, Сескар-Нарве. Разведка льда днем». В «Указаниях по инженерной обороне островов» саперам приказано следить за состоянием льда и зимних ледовых дорог, выполнять сложные инженерные работы по заграждению.
В этот же день в ОСАПб проходит партийное собрание. Отмечается, что в зимний период «к нам в тыл могут быть заброшены диверсионные группы финнов. Необходимо держать личный состав всегда в боевой готовности. (…) На территории части (городка) за последнее время появляется много посторонних гражданских лиц.  Вызывает подозрение поведение и личность красноармейца Осипова. Имея судимость, он знает финский и эстонский, собирает газеты, внимательно читает их, слушает новости, делает самовольные отлучки».
В разгар Зимней войны в зоне расположения ОСАПб началось срочное строительство. 29 января 1940 г. инженерный отдел КБФ направляет письмо Коменданту ЗУР’а с резолюцией командующего КБФ Трибуца по поводу постройки в саперным батальоне силами ж/д батальона  хранилища ВВ (взрыввеществ - Н.Б). Речь идет о постройке хранилища взрыввеществ ОБЩЕФЛОТСКОГО запаса «из расчета хранения 25 тонн и соответствующих принадлежностей для взрывания (капсюлей, электродетонаторов, шнуров, электрозапалов). Срок готовности хранилища – 10 февраля 1940 г. Выполнение задания весьма срочное. Спецзадание (…). Финансирование и материалы обеспечивает инженерный отдел КБФ».
Капитальное хранилище взрыввеществ ОБЩЕФЛОТСКОГО ЗАПАСА Балтфлота приказано построить за 10 дней!!! Но на это уходит чуть больше месяца. 13 марта 1940 г. командир железнодорожного батальона ст.л-т Павлов доложит коменданту ЗУР’а: «Склад для взрывчатых веществ емкостью на 15 тонн и   принадлежностей подрывания в районе саперного батальона построен». Есть, правда, одна недоработка «двери в склад остались не навешенными за отсутствием петель».

Строительство в Мукково

Февраль 1940 года. Зимняя война продолжается. Несмотря на многотысячные потери Красной Армии, уже забрезжила Победа. Планы Балтфлота по строительству базы Мукково выходят на одно из первых мест.
Еще задолго до начала войны был разработан глобальный перспективный «План капитального строительства базы Мукково на 1941-42 гг.». Среди построек - три казармы на 269 человек с центральным отоплением, канализацией и электроснабжением; строительство 12-квартирных двухэтажных кирпичных  жилых домов с электроснабжением, общежития, кино-клуба; кают-компании на 500 человек с центральным отоплением, канализацией, водопроводом, электроснабжением, столовой с камбузом; двухэтажной кирпичной школы  10-летки на 280 человек, кирпичного здания детских яслей на 60 детей, детсада на 114 детей. Предполагалось строительство кирпичной бани на 75 человек, военного лазарета на 50 коек с амбулаторией на 50 человек, ледника на 1 тонну для лазарета, гражданской амбулатории с родильным отделением на 5 коек, хлебопекарни на 5 печей, универмага, ледника для него на три тонны. Планировалось построить: склад керосина на 10 тонн, мастерские бытового обслуживания, склад боеприпасов для гранат и патронов, склад для ручного оружия, теплые склады для фуража, овощехранилище, ледник на 10000 тонн, склад  горючего на 6 цистерн, склад смазочного материала, нефтехранилище на 60 тонн, пожарное депо, механические мастерские, гараж на 33 машины, 13 мотоциклов, 84 самоката; гараж для 17 спецмашин, 9 тракторов ЧТЗ; конюшни на 42 лошади, карантин на 30 повозок; авторемонтные мастерские, убежище на 350 человек (железобетонное, 2-хэтажное, защищенное от 250 кг бомбы с водопроводом, канализацией, электроснабжением); склад средств противохимической защиты. Намечалось строительство 2400 пог. м. жел/дор путей, дорог, центральной котельной, дизельной электростанции, водопроводной и канализационной сетей.
Строительные планы намечалось осуществить на позициях: «200», «300», «700», «800», «500». На позиции «800» предполагалась постройка запасного командного пункта для командиров батарей, зенитно-пулеметных вышек и убежища тяжелого типа на 60 человек, а также заграждения в три кола. На позиции 500 предполагалась постройка запасного командного пункта.
Кроме того на базе Муково намечается глобальное капитальное строительство: «постройка кирпичного гаража на 24 машины, деревянной казармы для личного  состава ж/д базы на 270 чел, прачечной на 100 чел., двухэтажных 8-квартирных домов с водопроводом и канализацией; устройство мощного шоссе из военного городка Мукково на государственный склад, постройка рубленого колодца». На очереди - ремонт котельных и даже крестьянских домов деревни Мукково.
Планируется мощное береговое строительство. По «позиции «200»: «устройство улучшенной грунтовой дороги от государственного тракта до объекта. Устройство рубленного колодца, убежища на 60 человек, 3 зенитно-пулеметных вышки, запасного командного пункта, убежища тяжелого типа на 60 человек, заграждения в три кола. Постройка зенитно-пулемётных вышек».
 
Саперный городок Бабино

Одна из позиций по капитальному строительству относилась к военному саперному городку Бабино, где располагался наш отдельный саперный батальон. В план «Бабинского строительства» (саперный городок) входили: возведение кирпичного склада для хранения переправочного и химического имущества: строительство электростанции с двигателем 75НР; кирпичного гаража для 24 машины; клуба на 400 мест с каменной будкой для стационарной установки; деревянного навеса для 24 тракторов и 10 прицепов. В планах также обустройство 2,5 км грунтовых дорог». В Бабинском городке планируется «капремонт казармы на 110 чел. и ремонт здания столовой на 250 чел.».
25 января 1940 года партсобрание батальона поручает партийцам на февраль 1940 г.: «Мобилизовать весь личный состав на улучшение несения караульной службы. Главная задача – организация зимней обороны. Проводить занятия с бойцами по ориентированию, умению маскироваться, быстро заряжать винтовки, не теряя с поля зрения противника; боевой разведке, сообщать сведения о настроении населения».
В этот же день рота сапер (41 чел.) по приказанию коменданта района выслана на Финский залив. При сорокаградусном морозе и сальном ветре саперы показали большую выносливость: они  строили переправу (мост) через фарватер и усиливали лед для прохода тяжелой техники и грузов. Задачу выполнили на отлично. Ни один боец не обморозился.
Из журнала боевых действий штаба ЗУР КБФ мы узнаем, что 27 февраля 1940 года приказано «саперный взвод оставить на Сескар и Лавенсаари для обустройства дорог». В этот же день самолеты противника во время налета бомбят остров Лавенсаари.
 
11 февраля 1940 года выходит Приказ военного Совета КБФ №003 «О создании зимних дорог и организации их обслуживания». Выполнение задачи ложится на отдельный саперный батальон. Приказано: «… а)дороги прокладывать шириной 10 м., обхватывая их с двух сторон полосу шириной 20 м; б) производить расчистку дорог от торосов и снега; в) установить отопляемые будки через каждые 5 км дороги; г) следить за исправностью дорог; д) производить ремонт дорог». По приказу командования «комендантов дорог №2,3,8 и 12 подчинить непосредственно командиру саперного батальона ЗУР’а».
На партсобрании саперного батальона 14 февраля 1940 г. комбат Мельников докладывает на тему: «Об организации сухопутной обороны». Мы узнаем, что Зимняя оборона для батальона началась с сооружения зимних окопов, продолжается строительством ДЗОТов (…). Комбат отмечает недостатки: «занятие оборонительных рубежей происходило без достаточной маскировки, (…) окружающее население не внушает нам доверия». Его поддерживает Зудин: «ДЗОТы строятся отвратительно плохо. Поставлено по 3 красноармейца, и никто ими не руководит. Люди в ротах не знают, что они будут делать при тревогах. Сейчас у нас имеется только один вариант обороны, а если обстановка изменится, то мы не имеем других рубежей». Отмечается также, что при организации сухопутной обороны «со стороны озера Бабинское «ДЗОТы строятся медленно потому, что командир роты выделяет недостаточное количество людей. Амбразуры в окопах плохо замаскированы (…). Пулеметчики нам потребуются, а мы их до сего времени не учим. Капониры строятся на болотистом месте и заполняются водой». Вместе с тем батальоном проделана огромная работа: вырыты и оборудованы окопы, расчищены линии обстрела, приступили к постройке ДЗОТов.

В начале марта части Зимней обороны, в том числе и наш батальон вели усиленную разведку. Огонь противника был метким и мощным. Но части Зимней обороны КБФ за период операции понесли значительно меньшие потери, нежели части регулярной армии. 

В марте 1940 года штаб батальона дислоцируется на берегу Бабинского озера в военном саперном городке «Бабинский» (в/ч 8003). Часть саперов занята строительными работами на островах Сескар и Лавенсаари. С 10 марта один взвод сапер переброшен на о. Койвисто обезвреживать финские мины. Несмотря на то, что многие саперы пришли из запаса, были плохо подготовлены, они быстро обучались обезвреживать не только финские, но и английские мины.
13 марта 1940 года в 4.00 утра во все части поступает сообщение: «Военные действия с Финляндией с 12.00.  13.03.40 г. прекращаются». Конец тяжелой, мучительной, позорной для Советского Союза Зимней войны с Финляндией. Одно радует – наш отдельный саперный батальон во время Зимней войны не понес ни одной потери.
Из Протокола партсобрания ОСАПб 13.03.40 г. Бабинский городок: «В связи с заключением Договора с Финляндией усилить агитационную работу в батальоне, выделить агитаторов, развернуть работу среди молодых комсомольцев на оперативных работах, для чего секретарю бюро Маркову выехать на острова».
Бабинский городок. Мукково. Партсобрание ОСАПб 20 марта 1940 г. отмечает, что саперный батальон прожил в Бабинском городке базы Мукково 8 месяцев, с сентября 1939 года.  «Некоторые бойцы умеют читать, а не писать умеют. Поэтому наша задача научить бойцов, и тогда наши никогда не пропадут».
Группы сапер продолжают направлять на разные объекты для разведки льда и разминирования побережья Курголово, о. Киускери.  Комбат Мельников отмечает, что: «во время боевых действий саперы выполняли не только саперную работу, но в то же время были и стрелками. Поэтому начинать изучать не только саперное дело, но и стрелковое».

6 апреля 1940 г. комбат Мельников и военком Зудин направляют отчет Коменданту ЗУР’а (исх. №092): «Настоящим доношу, что строительство оборонительных объектов на острове Лавенсаари в основном закончено. Работы первой очереди закончены на 10 дней раньше. Работа, по заключению командования, «выполнена на отлично». Взвод сапер вернулся в батальон, за исключением 5 сапер, которые остались до окончания работ. При выполнении строительства нижепоименованные командиры и красноармейцы показали образцы работы. Командир взвода Волков С., командиры отделений Кобенко, Брейман, Диденко, красноармейцы Цветков, Воробьев, Журавлев, Шайхов, Ткаченко, Кравченко, Романенко, Синельников. Данным командирам и красноармейцам и всему составу 3-го взвода I-й саперной роты за образцовое выполнение задания Военного Совета и командования ЗУР’а по строительству оборонительных сооружений на островах, прошу вынести от Вашего имени благодарность или другой вид поощрения».
23 апреля 1940 года Комендант ЗУР’а Лаковников и военком Мещеряков докладывают Военному Совету КБФ, что «на основании приказания установление береговых батарей на островах Лавенсаари и Сескар закончено. Личный состав батарей и приданной команды сапер показали высокие темпы в работе». Далее следует заключение (стилистика, как в оригинале – Н.Б.): «Отношение личного состава к работе было исключительно любовное, что чувствовалось везде и всюду, люди работали с полным сознанием того, что ихняя работа идет на укрепление подступов к г. Ленинграду. В результате задача, поставленная перед личным составом, им выполнена досрочно».
После войны в Отчете комбат Мельников пишет, что машины батальона все вернулись с фронта. Они перевозили грузы с материка на острова; вывозили раненых с фронта, боеприпасы, перебрасывали личный состав и обмундирование. Участвовали в войне и батальонные лошади: перевозили гидрографов на острова.
17 мая 1940 г. Бабинский военный городок. Закрытое партсобрание батальона. «Недостаток работы парторганизации состоит в том, что во время боевых действий посылали на фронт и оперативные работы подразделения без политработников, а политработники оставались в батальоне». Вот тебе и политруки! Должны были вести краснофлотцев за собой, а они отсиживались в тылу!!! Рядовые же «саперы во время боевых действий показывали пример дисциплинированности, и не останавливались ни перед какими трудностями для выполнения боевых задач. Мельников отмечает, что «Военные действия показали, что сапер морских нельзя никак приравнивать к сухопутным саперам».

Мукково после Финской войны

Суровая Зимняя война окончена. Она сделала новобранцев «стариками», закаленными в болотах, ледяной воде и на мерзлом льду среди торосов Финского залива под вражескими пулями. Отдохнуть бы! С девчонками на лодке покататься по глади волн залива после всех этих жутких событий! Но служба продолжается. Из Бабинского военного городка ОСАПб переброшен в Усть-Лугу, оттуда - в июле 1940 года - в Выборг в состав Выборгского укрепленного сектора береговой обороны КВМБ КБФ.
Для моего отца это было продолжение срочной службы и короткий промежуток перед Великой Отечественной войной, ленинградской блокадой и героической защитой города.

Вскоре после окончании Советско-Финляндской войны Западный укрепрайона был переформирован в Бъеркский, затем - в Выборгский. Части сменили места дислокации. ОСАПб перебрался в Выборг, в воинскую часть на Крепостную улицу, 26. Сегодня здесь располагается частный Военный музей Карельского перешейка. Большая часть его экспозиции посвящена Советско-Финляндской войне.
В сентябре 1940 года военно-морская база Мукково относится к Лужскому сектору береговой обороны. Здесь же находится школа по подготовке младшего начальствующего состава и некоторые службы БО КБФ.
Последние сведения о Мукково как действующей базе КБФ есть и в начале ВОВ. Когда части Красной Армии отступали, военные объекты Мукково были взорваны.  В 1944 году, фашисты, отступая, взорвали и подожгли здесь все, что еще оставалось, в том числе и деревню. На месте базы и деревни среди леса стоит табличка с надписью «МУККОВО». Те, кто попадает в эти места, могут найти поросшие лесом бетонные колодцы, подземные коммуникации, взорванные блиндажи, паровозные ямы...Грандиозный военный город Мукково так и остался проектом в пыльных архивах и бродит призраком в лесах Ленинградской области.
В материале использованы источники:
Российский государственный архив военно-морского флота, Санкт-Петербург
1. Фонд 1885, опись 7, д. 15 с.1,5, 8; д. 16; д. 18 с. 65; д. 20, с.41; д. 23, с. 46, 48-58; д. 26, с.26, 54,60, 85, 122, 201; д. 30, с.10, 13, 26, 38, 55; д. 31, с. 22, 26; д. 32, c.30; д. 33, с.2; д. 35, с.1, 25; д. 38, с.33; опись 9, д. 20, с.17; опись 23, д. 7, с. 8, 11, 26, 27,28;
Фонд р- 1534, опись 2, д. 3, с. 2, 4; опись 4, д. 8, с. 6,9,12, 38
2. Филиал ЦАМО РФ (Военно-морской архив, Гатчина)
Фонд 439 опись 9, Дело 1
3. П. Петров. Советская морская пехота на льду Финского залива, СПб, 201.
4. http://photos.wikimapia.org/p/00/03/94/98/65_full.jpg
5.  


Рецензии