Саперы-моряки шли впереди

Наталья Богачева
 
Саперы-моряки шли впереди…
 
Листаю архивные папки и тетради времен Великой Отечественной и вчитываюсь в страницы,  написанные от руки бегло в спешке во время боя,  карандашом или ручкой или напечатанные на машинке в штабе после изнурительного боя. Мне кажется, что я там, участвую в бое вместе с саперами-моряками того отдельного батальона. В моем сознании оживает генетическая память, и я очень отдаленно начинаю испытывать то, что чувствовал мой отец в ту долгую и уже, казалось бы, далекую войну.  «Мы – саперы- моряки. Наша задача – пройти первыми, обезвредить мины, разрезать проволоку, проложить путь армии, не допустить высадки десанта.  Завтра мы будем биться насмерть с финским десантом на островах, выводить из котла по лесным дорогам солдат и офицеров, брошенных своим комдивом. Потом нам надо строить  блиндаж для штаба, рыть окопы для бойцов,  возводить ДЗОТы и ДОТы. Ночью  мы рисуем чертеж будущего моста, а на рассвете стоим по пояс в воде, укрепляя опору моста через реку. Мы падаем в ледяную воду Финского залива, строя пристань на острове под непрерывными бомбардировками с неба. Мы лавируем между морских мин на катере, перебираясь от острова к острову.  Наша баржа тонет в Финском заливе, а мы машем шинелями, прося о помощи, но кто нам поможет, кроме нас самих?! Нас прибивает к берегу, хорошо – к нашему. Срочная эвакуация с острова. Всю матчасть вместе с артустановками перетаскиваем на руках к пристани и грузим на баржу. На острове – взрыв, трое наших погибают. На баржу грузимся последними глубокой ночью и движемся к Кронштадту. С неба в море плюхаются бомбы. 1 ноября 1941года  Финский залив по берегам уже покрыт льдом. Нам не страшно, мы привыкли к разрывам снарядов, но мы дрожим от холода. Одна радость – банка сгущенки в руках. Каждому из нас выдали на дорогу в качестве сухпайка вместо завтрака и обеда.  Из Кронштадта - в Ораниенбаум. Оттуда - в сторону деревни Устья. Там наш батальон осядет почти на три блокадных года. Мы вместе с ленинградцами тоже в кольце  блокады. Но наша задача – не уступить фашистам ни пяди  родной земли. Мы защищаем Ленинград, не даем фашистам перейти совсем неглубокую речку Воронка. Позже Эдуард Успенский напишет: «фашистская армия форсировала сотни рек: Шельду и Маас в Бельгии, Сену и Луару во Франции, Вислу в Польше, но пересечь реку Воронку, которую курица вброд переходит, им не удалось». На том берегу реки  - фашисты группы армий «Север». Мы едва успели вырыть окоп, гремит артиллерия, со всех сторон летят снаряды, земля вздыбилась, я чувствую то запах прелого сена, то чернил, то горчицы. Я начинаю сначала чихать, потом задыхаться, вечером на моей коже появятся волдыри. В противогазе еще труднее дышать, чем без него.  Мы уже знаем -  началась химическая атака. Утром мы  будем обезвреживать неизвестные нам вражеские мины и устанавливать свои. Главное – не торопиться, пусть и под пулями, но – не торопиться! Иначе сами подорвемся. Но мы работаем аккуратно. Мины обезврежены.
 
В землянке в короткие часы передышек саперы батальона оборудуют избу-читальню. Читаем по очереди  Пушкина и Лермонтова. Наутро идем в разведку. А моя малая родина - Украина - полыхает в огне, половину семьи закопали живьем, родной младший брат убит в бою в Венгрии.  Когда и где я найду его могилу?!
Но сегодня я радуюсь,  что травинку  не задело при артобстреле. Значит, и я выживу.  Меня лишь контузило в этом кромешном аду 10 декабря 1941 года.  Но это - ерунда. Выжить удалось! Вот что главное».
 

…Так получилось, что лишь совсем недавно я узнала, что мой отец Михаил Черный был в числе героических защитников Ленинграда.
Он никогда не рассказывал про войну, а мама  всегда говорила, что он воевал на Белорусском фронте писарем. Это, отчасти, правда. В книге учета офицерского состава 912 отдельного саперного батальона 43 стрелкового корпуса за 1943-1944 годы значится: «Завделопроизводств. старшина Черный Михаил Маркович, 1920 года рождения, в РККА с 10.1939 назначен на должность пр. 2УА №0516 от 28.12.43 г.; прибыл из 267 ОИБ, в графе «участие во фронтах и награды» записано: финская 1939-1940 г.г., Отечеств. с 06.1941, медаль «За оборону Ленинграда», убыл на учебу в высш. Инж. Школу 06.1944 г[…].
В июле 1944 года с  фронта после освобождения Нарвы отца направили учиться в Московское Высшее военное инженерно-строительное  училище. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20\ 7-1946.
А что же сапер-старшина Черный М.М. делал до 28 декабря 1943 года? Ведь его призвали в ряды РККА в 1939 году, и домой он не возвращался до 1944 года?
Пришлось вновь обращаться в архив и найти личную карточку отца.
В ней записано, что отец направлен в ряды РККА 19.10.1939 по призыву Ленинского РВК г. Одессы. Там же – его послужной  список и годы участия в войне: 10.1939 г. по 6.10.42.г. - Сапер-старшина Отдельного Саперного батальона Западного Укрепленного района Краснознаменного Балтийского Флота . С 06.10.42 по 28.12.1943г. - старшина роты 267 отдельного инженерного батальона. С 28.12.1943 по 16.07.1944 г. -Зав.делопроизводством штаба  912 отдельного саперного батальона . С 16.07.1944 – 22.07.46 г. - старшина-курсант Высшего военного инженерно-строительного училища Красной Армии.
 

Сапер-старшина Черный М.М. в годы Великой Отечественной войны защищал Ленинград в составе Отдельного саперного батальона (ОСАПб) Береговой обороны Балтфлота.  Сначала краснофлотцы-саперы этого подразделения сдерживали врага на дальних подступах – Выборг, берега и острова Выборгского залива, Койвисто (ныне Приморск), Бъерские (ныне Березовые острова) и побережье Финского залива.
С 5 ноября 1941 года  батальон вошел в состав 5-ой Отдельной бригады морской пехоты КБФ.

С этого дня саперы- морпехи защищали Ленинград и сдерживали врага не ближних подступах к городу – на Ораниенбаманском плацдарме, побережье Финского залива, недалеко от устья реки Воронки. Эту маленькую речку фашисты так и не смогли перейти. Теперь здесь находится мемориальный комплекс «Берег мужественных».
Штаб 5-й бригады морской пехоты располагался в деревне Устье (ныне - Сосновый Бор). Ныне здесь - братская могила морпехов и воинов, погибших в боях за эту землю,  а также большой мемориал «Защитник Отечества» и памятник экипажам подводных лодок Балтийского флота, погибшим в Балтике. Недалеко от мемориала – музей. Его экспозиция большей частью посвящена боевой истории 5–ой Отдельной  бригады морской пехоты. Морпехи этой бригады защищали и отбивали у врага эти места и близлежащие деревни и села.
Итак, в выписке из личного дела отца числилось, что до октября 1942 года он воевал в составе отдельного саперного батальона ЗУР’а.
Сначала надо было понять, что такое ЗУР, а потом и все остальное. Аббревиатура эта означала – Западный укрепленный район Береговой обороны Главной военно-морской базы КБФ. Следы ЗУР’а я нашла в архивных фондах за 1939 год. Потом они терялись. Я ничего не находила про этот укрепрайон в архивах за 1941-1944 годы.
Все оказалось совсем иначе, чем записано в личном деле офицера Черного. Его призвали служить в ряды РККА в октябре 1939 года и направили прямо со студенческой скамьи в состав Балтфлота. Я много раз задавалась вопросом, почему парня с берегов Черного моря послали служить на Балтику. Логичнее было бы оставить на Черноморском флоте. Ответ я нашла в архивных фондах. С весны 1939 года началась мобилизация. Советско-финская война была задумана задолго до ее начала.  Отец был специалистом. Он уже успел окончить 4 года рабфака связи и только поступил в Одесский институт коммунального и гражданского хозяйства. Специалисты нужны были именно там, на Западе СССР. Так отец попал служить в саперную роту Лужского сектора Береговой обороны ГВМБ КБФ. Но уже  тогда рота  стала батальоном, по штату военного времени, в соответствии с мобилизационным планом.

С 5 марта 1938 года Отдельная Саперная рота подчинена коменданту Лужского укрепленного сектора .С 15 июня 1938 года Лужский укрепсектор расформирован. В сентябре 1938 года сформирован Западный Укрепленный район (ЗУР). Теперь Отдельная Саперная рота вошла в состав ЗУР’а.
Кругом - леса и болота на месте бывших деревень Великино и Мукково Кингисеппского района Ленинградской области. Жителей деревень выселили незадолго до этого: здесь начали строить секретный объект №700, или базу «Мукково», которая должна была обслуживать Отдельные Железнодорожные артиллерийские батареи – совершенно новую и уникальную в своем роде  военную технику в СССР тех времен. Одна из них сейчас стоит на Поклонной горе как музейный экспонат.
Я – далекий от войны и военной терминологии человек. Чтобы найти следы этой роты, а затем батальона, надо было  понять, что такое ЗУР, укрепсектор, укрепрайон, КВМБ, КБФ, РККА.

Береговая оборона делилась, в свою очередь, на несколько  укрепленных секторов и укрепленных районов. Один из секторов назывался Лужским. Он был сформирован 1 июля 1936 года и входил в Ижорский Укрепрайон.
Советско-финскую войну 1939-1940 года краснофлотцы отдельного саперного батальона прошли в составе ЗУР’а. У батальона и печать своя была, на которой также указано, что он входил в этот укрепрайон.
22 июня 1940 года, вскоре после Советско-финской войны Западный Укрепрайон  был расформирован. Вот почему я не могла найти его следы.
После Финской войны были сформированы три укрепрайона Береговой обороны –Лужский, Кронштадский и Выборгский.
Отдельная саперная рота вошла в состав Выборгского Укрепсектора. Базировалась  она в Выборге на Крепостной улице, 26. Казармы эти были построены еще во времена Екатерины П. Некоторые сохранились до сих пор. Самая старая из них датируется 18 веком. Еще в 2016 году здесь находилась часть морпехов. Сегодня территория части и все строения переданы Выборгскому музею военной истории, а также внесены в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации как исторический памятник.

Нелегкий путь поисков привел меня в Филиал ЦА МО (Военно-морской архив) в Гатчине. Военные документы батальона находятся в папке 5-ой Отдельной бригады морской пехоты.  Конечно, далеко не все. Часть их  была уничтожена в 1941 году, при эвакуации батальона с Бъеркских островов.
Путем долгих поисков я нашла почти все документы, касающиеся отдельного саперного батальона КБФ.

С 5 ноября 1941 года батальон, войдя полным составом в 5-ую бригаду морской пехоты, был почти расформирован. Саперы – рассредоточены по четырем батальонам бригады, потом вновь собраны в батальон. На этот раз – в 267-й отдельный инженерный, на базе которого 28 января 1943 годы был сформирован 912 отдельный саперный батальон, с которым отец и завершил свой военный поход в Великую Отечественную.

Но что же было тогда, в Финскую, или Зимнюю, или Неизвестную войну 1938-1939 г.г., в которой участвовал и мой отец, как выяснилось из архивных документов?
В Фонде 1885 в переписке по инженерному делу (опись 7, дело 23, стр. 48-58) Российского государственного Архива Военно-Морского флота  в  г. Санкт-Петербурге на улице  Милионная, 36 мне посчастливилось найти «Отчет о деятельности отдельного саперного батальона» во время Советско-финской войны 1939-1940 г.г.
Всего на десяти страницах – история одного небольшого по масштабам войны подразделения во время одной «неизвестной» войны. О Советско-финской войне в Советское время вообще не писали. О ней и сейчас мало кто знает. Я о ней только слышала, но никогда не интересовалась, до сей поры. Она длилась чуть больше трех месяцев - с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года и была очень тяжелой для нашей армии и флота. Финны хорошо знали эти места. Бойцы, призванные на фронт из южных территорий, были одеты в шинели, сапоги и буденовки. Они замерзали насмерть, сидя в окопах. Наши войска с большим трудом и колоссальными потерями прорвали линию Маннергейма и отодвинули границы СССР. На нашей территории оказались Выборг (Виипури) , Приморск (Койвисто), Березовые (Бъеркские) острова и другие территории и населенные пункты Финляндии. Но когда-то эти территории принадлежали России и были переданы Финляндии  Лениным одним из первых его декретов в декабре 1917 года.

Один из молодых исследователей этой войны – историк, писатель и предприниматель Баир Иринчеев ныне - директор военного музея Карельского перешейка в Выборге. Музей  базируется там же, где находился в войну наш батальон. Б. Иринчеев – автор ряда книг и статей о Финской войне. Одна из них – «Танки в Зимней войне» очень подробно рассказывает о деятельности подразделений Красной Армии в Финскую. К сожалению, я ни слова не нашла здесь о действиях подразделений береговой обороны. Эта ниша до сего времени пустовала.  А ведь саперы-моряки воевали в этой войне наравне с сухопутными войсками, только условия боя у них были значительно труднее. Они завоевывали острова, строили ДОТы и ДЗОТы на островах, прокладывали дороги прямо на льду Финского залива. Там , на льду, очень трудно укрыться от вражеских пуль. Командир батальона старший лейтенант Николай Мельников в своем Отчете очень подробно опишет, в каких условиях воевали саперы-моряки. Самым большим их достижением в этой войне было то, что батальон прошел ее без единой потери. Чья это заслуга? Конечно, и комбата, и самих саперов. Условия для победы им практически не были созданы. Но они победили! На их счету – завоеванные острова Гогланд, Лавансари, Сескар, Сомерс, Малый и Большой Тютерс.
. Они очень многому научились в эту войну. Но через год их уже ждала другая – долгая и суровая Великая Отечественная, очень неожиданная для них. На втором месяце войны на Карельском перешейке погибнет от вражеской пули в голову навылет командир батальона Николай Мельников. Саперы похоронят своего комбата, с которым делили все невзгоды Финской войны и первых месяцев Великой Отечественной, возле кирхи в Койвисто (ныне Приморск).
А пока - мирное время, передышка после Финской.  Мельников пишет и 20 июня 1941 года отправляет в штаб Ижорского укрепленного сектора Отчет о деятельности Отдельного саперного батальона в этой войне за период с  сентября1939 по март 1940 года.

Публикуем здесь этот отчет с некоторыми сокращениями, сохранив особенности письменного языка комбата, его стилистику, пунктуацию и орфографию. Ранее этот материал нигде не публиковался. Это архивное Дело никто после войны не открывал.
Итак:

Отчет
о деятельности Отдельного саперного батальона Лужского сектора Береговой обороны Главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота в Советско-финской войне 1939-1940 г.г., написанный командиром батальона старшим лейтенантом Николаем Мельниковым
 
« […] Было прислано 352 человека. Ранее служили в саперных частях только 8 человек. […]Личный и комначсостав не явился по мобилизационному требованию.[…] Из 352 человек 103 – непригодные к воинской службе. Комначсостав – только два человека служили в саперных войсках.
Батальон развернут 1 октября 1939 года.
Развертывание батальона происходило во время дислокации части, где не было жилья для бойцов и комначсостава. Ни казармы, ни столовой, ни овощехранилища, гаража, складов. Из положенных 29 тракторов только 1 приписанная машина. Все старые и разбитые.

20 августа 1939 года 1 саперный взвод был направлен в Усть-Лугу с командиром взвода Егорычевым.

Задача: облегчить высадку десанта и военных грузов на берег противника.
В устье реки Луги была работа по сбору паромов на воде. В свободное время подразделение занималось боевой подготовкой.
Вывод: бойцы получили богатый опыт в отношении переправы грузов в морских условиях и по установке батарей. Личный состав на опыте убедился, что значит сапер-моряк.
 
[…] 17 октября по приказу КБФ взвод сапер в количестве 35 человек под командованием младшего лейтенанта Тарасова был направлен в Эстонию. Задачи: произвести высадку авиачасти, перебазирующейся на о. Даго, переправить на паромах личный состав, весь боевой запас.
Подготовка к операции производилась на корабле. Тренировались в сборке парома  на суше, на корабле, на воде.
 
Начало военных действий с Финляндией
20 ноября 1939 года по приказу военсовета КБФ была направлена саперная рота в количестве 95 человек во главе с командиром старшим лейтенантом Половинкиным и военкомом Зудиным с задачей:
1. Произвести высадку десанта на остров Гогланд, захватить его, занять острова Лавансари, Сескар, Сомерс, Малый и Большой Тютерс.
2. Произвести инжразведку данных островов и обезвредить вражеские мины.
3. Произвести разведку двух дамб в бухте острова и разведку побережья островов.
4. Действовать совместно с десантом по подавлению противника на островах.

Подготовительная работа

Саперная рота выехала в Усть-Лугу (на место стоянки корабля) 20 ноября 1939 года. Здесь  весь личный состав тренировался в сборке паромов, в спуске их на воду, изучали миноулавливатель […].

Выполнение

Подъехав к островам под прикрытием артогня саперы начали высаживать десант и первые вышли на финскую территорию. Сделали тщательную разведку финского побережья, осмотрели 2 дамбы, к которым после могли пришвартоваться наши корабли. Обследовали все жилые помещения, найденные заложенные мины были обезврежены. Электрические провода были перерезаны и на о. Сомерс были взяты в плен 11 человек бело финнов. […] (ст р. 51)
О/к (отделенный командир – Н.Б.) Педан во время сборки парома на воде при сильном шторме был смыт волной в море, не бросив винтовки, вынырнул из воды, крикнул: «Возьмите мою винтовку, она пригодится», после товарищами был спасен.

Вывод

Бойцы  и комначсостав получили большой опыт и практику по высадке в ночных условиях, при сильном шторме и при взаимодействии с кораблями ВМФ. Практически усвоили, как работать с миноулавливателем, как вылавливать мины, и как производить инженерную разведку побережья от мин и противодесантных заграждений, и как их обезвреживать. Обезвреживать разные ловушки, выявлять, обнаруживая, мины в помещениях. Это дало большую закалку саперам, так как это происходило ночью.
5 декабря саперная рота вернулась обратно.
[…] 6 декабря 1939 года по приказу Военного Совета была выслана усиленная Саперная рота на остров Гогланд в количестве 145 человек под командой командира роты Непомнящий с заданием:
а) установка береговых батарей, зенитных батарей и противокатерных батарей.
б) строительство убежищ, ДЗОТы
в) прокладка дорог к боевым объектам и другие второстепенные работы.
Подготовка по установке не велась. А по приезду роты на место приступили к выполнению задачи.

Выполнение

Перед началом работ были распределены работы по взводам, составлен точный график работ […].
Задание было выполнено раньше срока: было выстроено и установлено 8 батарей, 30 ДЗОТов, построены убежища, проложено дорог в скалистом грунте 7 км, весь остров и боевые объекты обнесены проволочным заграждением в три кола и ряд других работ, как-то: ремонт дамб и пристаней, ремонт жилых помещений.
Командование острова Гогланд […] саперную роту ставило всегда в пример другим подразделениям после каждой установки батарей,
выносило благодарность саперной роте.
После окончания работ […] всей саперной роте и отдельным товарищам была вынесена благодарность. Саперы отлично справились с данной работой, укрепив форпост к колыбели революции Гогланд.

Вывод.

[…] необходимо признать недостаточность подготовки сапер в условиях КБФ. Саперы совершенно не знают технической военно-морской терминологии, не знают особенности техники, которую устанавливают [...], по всем программам не предусмотрены такие дисциплины, как: установка батарей, инженерное оборудование батарей, общее знакомство с батареей […] Это очень много отражалось на выполняемые работы, а это хлеб сапер Балтики.

Всестороннее изучение и ознакомление с боевой техникой военно-морского флота приносит несомненную пользу в деле реализации и улучшения строительства сооружений береговой обороны».
Саперы данной роты освоили это уже в процессе практики. Они могут уже самостоятельно  руководить установкой батарей, строительством убежищ.
Большую практику приобрели по подрывным работам и по строительству дороги в скалистом грунте, где приходилось подрывать большое количество каменной породы и делать проходы. ( стр. 52)

Также данная рота была выслана по устройству дороги по льду к финским берегам.
[…] Саперы  научились строительству дороги на льду, усиление льда, устройство переправы через фарватер. Саперы научились практически строить ДЗОТы, строить проволочные заграждения и даже восстанавливать пристани […].
В марте 3-й саперный взвод этой роты в количестве 100 человек совершили пеший переход с полной выкладкой по торосам и по целому снегу с о. Гогланд на о. Лавансаари и Сейскар, общей протяженностью около 70 км.
Переход был совершен хорошо, все бойцы за исключением 3-х, которые пристали, вынесли данный переход и приступили к новым работам по укреплению островов Лавансаари и Сейскар. На Лавансаари саперы уже установили 2 батареи раньше срока на 10 дней.

[…] 21 декабря 1939 года по приказанию командующего КБФ была выслана еще рота сапер в количестве 72 человек с командиром роты Тимощук с задачей:
Высадка десанта в тыл противника и обеспечить инженерной разведкой данную десантную группу на материке.
[…] Усиленно готовились […], учеба по сборке паромов на воде и на суше […].
Высадка «десанта» под огнем противника, нахождение мин при помощи миноулавливателя, подрывание огневым и электрическим способом, обнаруживание противодесантных препятствий.
[…] Бойцы с большим энтузиазмом изучали задачу, но […]эта задача и операция была оставлена и […] подразделения возвратились обратно.
Вывод.

Саперы во время подготовки освоили и изучили мины, миноулавливатель, освоили, хоть и не полностью, подрывное дело […], переправочное дело – сборка парома на 3-х лодках и производство высадки десанта.
[…] 3-го января по приказанию командира Зимней обороны было выделено подразделение  с командиром роты Тимощук в распоряжение командира Зимней обороны с задачей:

а) Сделать колонные пути от Курголово до Лавансаари.
(Курголово - поселок Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского района на Кургальском полуострове. Впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины Новгородской земли в 1571 году, на шведской карте Ингерманландии 1704 года . на этнографической карте Санкт-Петербургской губернии 1849 года как деревня , населенная ингерманландцами-савакотами, ижорами. Была там часовня, мельница, в 1930 году – метеостанция. В 1906 году открылась земская школа. Работала в ней «мадемуазель Удрик, эстонка. В 1933 году была районным центром и в нее входили четыре деревни: Вейно, Кайболово, Курголово, Липпово, с населением 1515 человек. С сентября 1941 по январь 1944 была в оккупации. В 2007  году здесь жили всего 25 человек. Сейчас на берегу озера Липоское выросли дорогие коттеджи, стоимость самого скромного около пяти миллионов рублей – Н.Б.), с Лавансаари на Сомерс, с Лавансаари на Малый и Большой Тютерс, с Соверса на Сескар, с Сейскара на Колгомпнью, Лавансаари, Гогланд, с Сейскара на маяк Нерва, данные пути обвещатить (обвещатить или  обвешить дорогу – обставить вехами:  вешами, кольями, хворостинами – Н.Б.), проделать дорогу, провести связь, устроить через фарватеры переправу, усилить лед, произвести разведку льда по всем вышеуказанным линиям.
(с. 53)

б) Производить переброску грузов с материка на острова.
в) Работать с гидрографами по разведке льда и по прокладке пути.

Выполнение

Данная группа была разбита на две группы. Одна базировалась в Колгомпье (ныне мыс Колганпя (Колгомпя, Колканпяя), одно из самых чистых и пустынных мест в Ленинградской области. Здесь есть военный объект – маяк, обнесенный колючей проволокой, к мысу ведет мощеная древняя дорога. Была деревня на северной оконечности Сойкинского полуострова. Сейчас там находится СНТ Колгомпя. Название полуострова  Сойкинский произошло от финского soikkola – полуостров. Населен был с древнейших времен, найдены мегалитические сооружения, как на Соловках. Здесь расселялись финно-угорские племена – водь и ижора. Деревни «на Сойкиных горах у моря» упоминаются в  новгородских писцовых книгах 16 века, в 17 в.  – как часть шведской провинции Ингерманландии. Населяли  ее эвремейсы, происходившие по преданиям от языческого бога Экряса
( исчезнувший народ). В 30-е годы 20 века здесь возводился укрепленный район, получивший название «Кронштадт-2» или военно-морская база «Ручьи». Остатки бетонных сооружений можно увидеть и сейчас в сойкинских лесах. Во время ВОВ здесь проходили тяжелые бои, многие старинные деревни были сожжены и разрушены, среди них крупнейшее село Сойкино, о котором напоминают на самой высокой точке полуострова развалины храма Николая Чудотворца. На полуострове сейчас живет около 2000 человек. Краеведческий музей в деревне Вистино. Древнейшее занятие населения – рыболовство в Финском заливе- Н.Б,), а вторая – в Курголово.
Работа по прокладке путей делалась досрочно. Личный и комначсостав работали день и ночь. Работали в сапогах и в шинелях в открытом море при морозе свыше -30о. «Обвещатили все линии дорог, связали все острова связью, сделали нашу инженерную разведку. Усилили лед, устраивали переправы через фарватер, и не любая погода и время суток не смогли остановить сапер. Они шли на любую работу в любое время. За отличную работу и выполнение задания Военного Совета была 17 младшим командирам и красноармейцам объявлена благодарность командующего КБФ. Не было ни единой задержки переправы грузов с материка на острова.

Вывод.

Саперы получили большой практический опыт по переправе грузов по льду
(с большим преодолеванием торосов), научились делать инжразведку, усиливать лед, устраивать переправу через фарватер и трещины. И главное, отработали разведку через ледяные пространства для продвижения войск со всеми приданными средствами […]. Саперы показали большую выносливость, делая в сутки переходы по 60-70 километров и в легком обмундировании и дали возможность обеспечить фронт с Финского залива (стр. 53).

[…] 7 февраля 1940 года команда сапер в количестве 41 человек с командиром взвода Трубниковым по приказанию коменданта района была выслана на залив с задачей:
а) построить мост через фарватер и усилить лед для пропуска тяжелых грузов.
[…] Задача была выполнена раньше срока на отлично. Переправа была построена, грузы – пропущены.

[…] Бойцам и командирам взвода была вынесена благодарность.
Бойцы также  показали большую выносливость при морозе, доходившем до - 40о и при сильном ветре не было ни единого случая обморожения […].
[…] 25 января 1940 года согласно приказа Военного Совета КБФ был направлен взвод сапер в расположение командира Ладожской флотилии с задачей:
а) строительство и установка береговых батарей;
б) разминирование финских мин;
в) заминирование правого фланга ( Ладожское озеро);
г) устройство ДЗОТ;
д) устройство проволочного заграждения […].

Выполнение:

1) Установлена 1 береговая батарея и 2 зенитных
2) Очень большое количество разминированных финских мин
3) Заминировано правое побережье Ладожского озера
4) Боевые объекты обнесены проволочным заграждением
5) Построено до 10 ДЗОТов.
Бойцы и командиры получили здесь первое боевое крещение.
Под градом пуль и снарядов они разминировали финские мины, тянули проволочные заграждения, строили ДЗОТ[…].
С 10 марта (взвод) был переброшен на о. Койвисто, для удаления и обезвреживания финских мин. Бойцы и здесь показывали хорошие и отличные образцы работы.

Вывод.

Саперы были плохо подготовлены, как-то: по установке батарей, по разминированию и минированию объектов и участков обороны, так как весь личный состав был послан , пришедшие из запаса и в короткий срок, не было возможности дать все,  что встретилось, на практике.
Но, несмотря на это, пришлось бойцов обучать и совершенствовать их в ходе работ […].

Бойцы практически опознали и усвоили: установка батарей на временных остановках, разминирование финских мин,  даже английских мин, минирование полей, подрывное дело, устройство ДЗОТ, устройство проволочных заграждений, подрывание финских ДОТов».

[…] 23 февраля по приказанию Военного Совета КБФ, два взвода во главе с командирами взводов Трубниковым и Петрушевским были направлены в распоряжение командира З.О. КБФ с задачей:
а) обеспечить продвижение стрелковых частей со стороны залива в тыл противника, переправа тяжелых грузов по льду, при занятии территории противника разведка территории, разминирование мин и адских замыкателей, обеспечение продвижения частей дальше на материк.

 
Подготовительные работы.

Мною, командиром батальона, данная задача была получена за 5 дней до ее выполнения. За эти 5 дней бойцы готовились по следующим видам:
( стр. 54)

1. Был достигнут лыжный переход до 40 км
2. Подрывание льда и устройство фарватеров
3. Преодоление проволочного препятствия минных полей, переправа через фарватер, работа с миноулавливателем
4. Тактические задачи с правильной перебежкой, переползанием на лыжах
5. Метание гранаты, стрельба из винтовок и пулеметов
6. Было устроено учение в масштабе батальона
[…]В этом учении была создана обстановка, близкая к боевой. Где данные взвода обязаны были преодолеть полосу заграждений противника и занять территорию противника.

Заграждения были сделаны следующие:
а) полоса малозаметных препятствий, фарватер шириной 5 метров, минированное поле, проволочные заграждения в 3 кола, и проволочные заграждения в 1 кол ( проволочный забор)
[…] было указано на недостатки и в будущих действиях, где бойцам пришлось встречаться с настоящим противником, были эти недостатки учтены.
Было проведено с бойцами ряд бесед и после чего были отправлены на передовые позиции фронта.

 
Действие подразделений
а) подразделение командира взвода Трубникова/
По приезде в Кургалово взвод сразу же был направлен на о. Лавансаари (35 км) на лыжах с полной выкладкой бойца, отстающих никого не было. По приходе на Лавансаари, передохнув несколько часов, взвод на лыжах опять был направлен на  Сомерс (25 км). Личный состав целые сутки был без питания и совершил лыжный переход до 70 км, отстающих бойцов не было.
[…] на следующий день был направлен на о. Лавенсаари, после на Сомерс, откуда началось действие.

Задача данного подразделения была – обеспечить продвижение 3-го батальона, задача которого заключалась в оттягивании сил противника и даче возможного продвижения группы Павлова на Выборг […].
[…]задача: […] инжразведка, разминирование мин на  занятых островах и переправа тяжелых грузов по льду, и действие как стрелкового подразделения.
Подразделение 3 раза ходило в бой, ежедневно делая лыжные переходы 60-70 км, ночуя в торосах. При занятии островов саперы первые ступали на острова, перерезав электрические провода, которые шли к боескладам, находившимся на острове, тем самым обезопасили продвижение части вперед. Работая под артиллерийским огнем противника, саперы также и отступали последние, принимая бой на себя. Саперы проявили геройство и мужество. Вытаскивали из-под огня противника раненого командира 3-го батальона. Целую ночь 4 бойца защищали орудия в тылу противника, оставленное нашими частями, под артиллерийским и пулеметным огнем […]
[…] Саперы хорошо вели себя также и в тактическом отношении, делали правильные перебежки и переползания, ориентируясь, где должен упасть снаряд, и как в данный момент поступать, искусно маскируясь.
По заключению командования 3-го батальона, где говорится «саперы шли вперед. Это было лучшее подразделение, как в тактическом отношении, специальной подготовке, так и в дисциплине, а отсюда как вывод саперы вернулись все целые и невредимые без единой потери.

За самоотверженность 5 человек представлены к награде.

Вывод:

Саперы в совершенстве овладели ходьбой на лыжах и действии на лыжах в бою.
[…] самое ценное в том, что все предшествующие занятия закрепили в бою и усвоили роль и работу саперных подразделений при наступлении и при отступлении и обеспечении этого. Саперы с отличными показателями приехали с выполнения операции, несмотря на то, что этот состав пришел в ноябре месяце 1939 года.
б) подразделение командира взвода Петрушевского с о. Сескар было придано 4-му батальону с такой же задачей, как и взвод Трубникова. Взвод обеспечивал продвижение при наступлении на о. Койвисто и Бъерке, прокладывая путь, устраивая переправы (стр.55) через фарватер и при вступлении на остров начали производить разминирование мин и адских замыкателей с тем, чтобы обезвредить все, что заминировано и тем самым обеспечить продвижение наших войск.
[…] Бойцы встречались с совершенно новыми минами английского производства, которые были разбросаны и даже командир взвода стал преподавать комначсоставу стрелкового батальона. В настоящее время взвод находится еще там, более подробных сведений нет.

22 марта группа красноармейцев в количестве 9 человек с о/к Аксеновым была направлена для разведки льда и разминирования о. Киускери.
19  марта команда в составе 9 человек под командованием о/к Мирошниченко была направлена в Курголово для снятия батарей и для переправы на другое место […].
 

Работа автогужевого транспорта и инженерное имущество
Автопарк, который состоял из 24-х ходовых автомашин с боевыми специальностями.
[…]Ежедневно на оперативных работах 8-10 машин.
Автотранспорт работал по переброске грузов с материка на острова Сескар и Лавенсаари, Сомерс на перевозке раненых с фронта, на разведке дорог, по перевозке боеприпасов, по перевозке и переброске личного состава и обмундирования […].
Автопарк- работал во время боевых действий хорошо.
[…]Машины все вернулись с фронта.
Гужтранспорт - из 10 ходовых лошадей было на выполнении оперативных работ во время войны 7 лошадей. Работали на зимних дорогах с гидрографами на островах. Увечий […] не было.

Инженерный парк - работал только грейдер большой и компрессорная установка.

Работа штаба

[…] Штаб работал во время боевых действий удовлетворительно.
Ввиду неквалифицированного состава, писаря молодые, начальник штаба и помнач. штаба не опытные, но оперативное руководство, хотя и с опозданием, осуществляли любое задание. Своевременно комплектовались команды и отправлялись, своевременно доводилась задача подразделениям.
Планы сухопутной обороны ввиду перемещения бойцов менялись 5 раз. […] плохой состав подразделений. Приходилось не целиком отправлять подразделения, а выбирать личный состав со всего батальона, а отсюда запутанность штаба.
Материальное обеспечение
[…]подразделения снабжались всем необходимым своевременно и бесперебойно.
Начальник О.В.С. находившийся все ночи в порту и в дорогах, обеспечивал подразделения.

[…] командиры подразделений сами относились халатно к сбережению обмундирования и снаряжения […]
За время войны получили следующее количество обмундирования:
1. Полулшубки  ……… (шт.)
2. Валенок …..(шт.)
1. Ватников….(шт.)
[…] инструмент, находящийся в НЗ, как-то топоры, долота, стамески, не пригодные при работе с мерзлой породой, крошатся и выходят из строя.
Присланные капсуля  на 5О% непригодны…следовательно в боевых действиях во время войны вышло из строя 9 лодок А-3.

Санитарное снабжение

С каждым подразделением отсылался лекпом или санитар.
Денежное довольствие
Бойцы своевременно удовлетворялись денежным довольствием. За хорошую работу премировались и награждались. (стр.56).
 
Общие выводы работы саперного батальона за время военных действий
В связи с плохой комплектацией батальона личным и комначсоставом приходилось на выполнение той или иной задачи выбирать из всех подразделений, что затрудняло планирование штата.

[…] на будущее нужно райвоенкоматам учесть, что больных и многосемейных не ставить на учет, а также подбирать личный состав в соответствии с их специализацией.

Военные действия показали, что сапер морских нельзя никак приравнивать к сухопутным саперам. Почему? А потому, что у сухопутных сапер однообразная специализация, а именно, если он понтонер, то он и занимается одним понтонным делом, а также и у других сапер, как то  маскировщики, а если и даже взять сапер более широкой специальности, то он должен знать подрывное дело, фортификацию, мостовое, переправочное, дороги и весь его круг деятельности. Для морских же частей – саперных – совершенно другое. Он должен знать обязательно, если он устанавливает батарею, то батарею в общих чертах, он должен знать торпеды, мины, подводные фугасы, инженерное оборудование батарей и фортов, минно-подрывное дело, подрывное дело, фортификацию, строительство и устройство пристаней, переправочное дело, а если он бывает и связан с кораблем, то и корабль в общих чертах, строительство фортов и т.д. Следовательно саперы морские никак нельзя приравнять к сухопутному узкоквалифицированному саперу.
Второе, сапер в береговых условиях по существу сам лично мало должен работать, он организует и показывает, как надо работать, за исключением некоторых работ, а отсюда он должен быть хорошим руководителем и инструктором.
Практика показала, что когда давали задание по строительству и установке батарей, то личный состав поехал на выполнение неподготовленным. А также по другим видам работ приходилось все делать наспех и на ходу. А почему? Потому, что кадровый личный состав все лето строил командные пункты и зенитно-пулеметные вышки в 1939 году, в 1938 году – огневые точки, а другая подготовка отсутствовала,  и сапера демобилизовали из армии неполноценного, а отсюда и запас пришел слабо подготовленным.

Для пользы общего дела, для выковывания хороших сапер-специалистов срок службы пролить для морских сапер до 4-х лет. Поставить их на все виды берегового довольствия, тогда работа пойдет следующим чередом:
[…]Саперному батальону ввиду его больших перебросок и выездов следовало бы все машины инженерные заменить на самоходные, экскаваторы, катки и т.д., а то получается так: завезли нас как на о. Гогланд. Компрессор и его если требуется тащить, то нужно еще тягача, что затрудняет маневрировать часть […]
[…] Военные действия показали, что в саперном батальоне необходимо иметь 3 саперные роты, а именно во время войны участвовало 380 человек. В саперной же роте 129 человек, в двух – 258, и отсюда – вывод – все остальные работали саперами и они совершенно не тех специальностей: шофера, механики и т.д.) […].
[…] Военные действия показали, что призванные из запаса из близлежащей местности, с дисциплиной у них хуже. Он просится домой, делает самовольные отлучки, приезжает семья и т.д., что влияет на его службу.
Нужно запас требовать и приписывать с других, более отдаленных райвоенкоматов.
[…] Военные действия показали, что составленные мобилизационные планы в мирное время, в военное они не соответствуют действительности […].
[…] Военные действия показали, что комначсостав еще недостаточно знает своего вероятного противника, его силы, базы и т.д.

Заключение:

В основном саперный батальон с задачей справился хорошо. Все задания выполнены в срок и даже раньше срока. Комначсостав и личный состав с честью отдал свой долг перед Родиной.

 
Командир Отдельного Саперного батальона  лейтенант Мельников
Военком Отдельного Саперного батальона политрук Зудин
Исх. №00143 от 20 июня 1940 года. (стр.58).
Отчет окончен. Финская и Великая Отечественная война давно позади. Мой отец умер в одиночестве в 1997 году. Мою вину перед ним трудно искупить.
Теперь я знаю точно одно – мой отец -  сапер-моряк вместе с сослуживцами своим ратным подвигом положили начало формированию морской пехоты России.
 
В статье использованы материалы из архивных фондов:
РГА ВМФ (Российский государственный Архив Военно-Морского флота,
г. Санкт-Петербург
Фонд р-92, оп. 25, д. 385, л.л. 225-226, 284)
Фонд р-300, опись 5с, дело 144,л. 10),
Фонд р-1885, опись 5с, дело 7, л. 63,
Фонд р-92, опись 25 , дело 413, л. 138),
Фонд р-1678, опись 1с, дело 134, л. 230,
Фонд 1885, опись 7, дело 23, л.48-58.
 
Филиал ЦА МО РФ (Архив ВМФ), г. Гатчина
Фонд 821, опись 019655, дела №№ 1,2,3,6,7,8,10,15.
 
 


Рецензии