Пушкин Зенон Плотин Фичино и Дали

Тема: об истоках Вакхической песни Пушкина и Великого Мастурбатора Сальватора Дали или природа Эрота

Отчего Гесиод в Своей Теогонии в гоне околоземных богов и божеств с их свитами уже в четвертым сделал Эрота,предупредив, что тот исступленно доводит до безумия почти каждого ?

"
116—122. Первые существа: Хаос, Гея, Тартар, Эрос, Ночь.
118 Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
[Вечных богов — обитателей снежных вершин олимпийских.]
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
120 И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
"

Полотна "Великий мастурбатор" С. Дали (1929) как и "Roca del jard;n de las delicias El Gran Masturbador" Иеронима Босха  провоцируют попытки … понять истоки идеи и смысл этого грандиозного символа … "Чой то они"?

Edward Rubin "The Great Masturbator In Retrospect: Salvador Dal; at the Philadelphia Museum of Art" NY Arts Magazine:

«Картина может отражать крайне противоречивое отношение Дали к половому акту. В юности Дали его отец оставил книгу с откровенными фотографиями людей, страдающих неизлечимыми  венерическими заболеваниями на поздних стадиях, чтобы "просветить" мальчика. Фотографии гротескно поврежденных, пораженных болезнью гениталий очаровали и ужаснули молодого Дали, и он продолжал ассоциировать секс с гниением и разложением даже в зрелом возрасте.»

Вспомнились творения Пушкина «для «не для дам»»… Не только "... мятежное наслаждение", не только 15-кратное описание дамских ножек и мест их слияния в главе Хандра романа Евг. о Нег ин, не только Вакхическая песнь, но и стихотворение  «Вишня»:

Румяной зарею
Покрылся восток,
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились
На мягких лугах.
Туманы седые
Плывут к облакам,
Пастушки младые
Спешат к пастухам.
С журчаньем стремится
Источник меж гор,
Вдали золотится
Во тьме синий бор.
Пастушка младая
На рынок спешит
И вдаль, припевая,
Прилежно глядит.
Румянец играет
На полных щеках,
Невинность блистает
На робких глазах.
Искусной рукою
Коса убрана,
И ножка собою
Прельщать создана.
Корсетом покрыта
Вся прелесть грудей,
Под фартуком скрыта
Приманка людей.
Пастушка приходит
В вишенник густой
И много находит
Плодов пред собой.
Хоть вид их прекрасен
Красотку манит,
Но путь к ним опасен -
Бедняжку страшит.
Подумав, решилась
Сих вишен поесть,
За ветвь ухватилась
На дерево взлезть.
Уже достигает
Награды своей
И робко ступает
Ногой меж ветвей.
Бери плод рукою -
И вишня твоя,
Но, ах! что с тобою,
Пастушка моя?
Вдали усмотрела, -
Спешит пастушок;
Нога ослабела,
Скользит башмачок.
И ветвь затрещала -
Беда, смерть грозит!
Пастушка упала,
Но, ах, какой вид.
Сучек преломленный
За платье задел;
Пастух удивленный
Всю прелесть узрел.
Среди двух прелестных
Белей снегу ног,
На сгибах чудесных
Пастух то зреть мог,
Что скрыто до время
У всех милых дам,
За что из эдема
Был выгнан Адам.
Пастушку несчастну
С сучка тихо снял
И грудь свою страстну
К красотке прижал.
Вся кровь закипела
В двух пылких сердцах,
Любовь прилетела
На быстрых крылах.
Утеха страданий
Двух юных сердец,
В любви ожиданий
Супругам венец.
Прельщенный красою
Младой пастушек
Горячей рукою
Коснулся до ног.
И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился
На полных грудях.
И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным
Траву окропил.

(ликбезнуть можно тут: Алексей Балакин. Псевдо-Пушкин в школьном каноне:метаморфозы «Вишни»  Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013)

 А в 1825-м он отправил Алексею Вульфу такое четверостишие:
«Как широко,
Как глубоко!
Нет, бога ради,
Позволь мне сзади».

И тут на помощь пришли в беспомощную от бессонницы  голову стоики из Древней Стои
Ученик киника Кратета Зенон из Кития на Кипре (336-264 до Р. X.) породил в компании  Клеанфа и Хризиппа зенонизм или учение стоиков,  или стоицизм (который  Н.О. Лосский назвал «материализм как бессознательный идеал-реализм»)
В портике (афинской Расписной стое)  Зенон и его ученики,  стойко стоя, изобрели учение о  сперматических (семенных) логосах и сперматогенезе, базирующемся на учении Платона об идеях, уровнях мироздания и причинах:
нижестоящие уровни мироздания — «первое для нас» — производятся от вышестоящего, «первого по природе», через последовательность медиальных сущностей;
высший уровень – Разум (Ум) макрокосмоса проливает живительную сперму Мировой Души на низлежащие уровни пока не доберется эта жижа до земнородного мирка и не произведет на ней телесных тварных с их микрокосмосом …

***
Лосский Николай Онуфриевич в кн. «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»:
«Зенон и Хризипп утверждают, что мир и небо есть субстанция Бога. Как частицы членов соединяются и образуют семя, а когда из семени вырастают члены, эти частицы опять разделяются, так все возникает из Единого и вновь соединяется в Единое, говорит Клеанф. Весь мир божествен, но можно также сказать, что «Бог есть душа мира», имея в виду разумное и деятельное начало в мире и обозначая его словом Бог по преимуществу.

Куда бы ни помещали стоики Мировой разум, Мировой пневматический Логос, во всяком случае они утверждают, что он именно есть источник всех вещей в мире, обусловливающий и форму их (строение) и самую телесность их. Из Мирового Логоса возникает все многообразие мира потому, что он содержит в себе множество «семенных логосов» (logoi spermatikoi, логосы-семена), из которых развиваются нетолько растения и животные, но и все другие вещи (Марк Аврелий, IV 36). Бескачественная материя (apoioz ulh) превращается в материю окачествованную (ulh poia) именно благодаря какому-либо семенному логосу или группе их.
«Семенной логос стоиков, – говорит Л. Штейн, – есть такая деятельность разлитой в мире чистой пневмы, которая посредством тонуса побуждает и подталкивает к разумному, целесообразному становлению и возникновению, к зарождению и дальнейшему развитию». Как всегда у стоиков, это – неразрывное единство идеального и телесного бытия: семя-разум есть органическое телесное целое, пневма, обладающая таким тонусом, который, овладевая безжизненною матернею, формирует её и образует индивидуальное существо. Такое индивидуальное существо может погибнуть, но его семенной логос неразрушим; он формирует все новые и новые индивидуумы того же вида, будучи как бы гением рода (Прокл., Комментарий к Пармениду Платона, ed. Cous., V, стр. 135 *).
Мир, пронизанный и объединяемый Божественным Логосом-пневмою и содержащий в каждой отдельной вещи семенные логосы, аспекты Единого Логоса, есть одно целостное живое существо.
Основное начало в стоической метафизике есть не вещество, а сила – dunamiz. Это ясно выражено, по крайней мере, в метафизике Посейдония, как показали исследования Рейнгардта. Во всех сферах бытия Посейдоний усматривает своеобразные силы: у него есть понятие logikh dunamiz (сила мышления), xwtikh dunamiz (жизненная сила); Рейнгардт предполагает даже, что у него был термин spermatikh dunamiz (семенная сила)
Метафизика стоиков есть пансоматизм »

Трубецкой Сергей Николаевич в главе V Стоики  работы «Учение о Логосе в его истории»:
«Бог есть мир, Бог есть все вещи, и вместе Он есть деятельное, творческое начало мира, «лучшая», превосходнейшая часть его: Он есть часть и целое, начало, середина и конец. Он обнимает в себе всех богов, все силы, все стихии. Отдельные живые формы, составляющие свойства вещей, определяющие их роды и виды, образующие и оживляющие вещество, суть ????? ??????????? – «сперматические логосы»: «формы» Аристотеля, его «роды и виды», соответствующие отвлеченным понятиям, становятся особого рода физическими агентами, обращаются в живую материальную сперму, в семена вещей. «Понятия» Аристотеля становятся силами, потенциями (????????) и вместе материализуются, получают пневматическую, эфирную телесность.
Ясно, что самое семя, из которого образуется индивид данного рода, имеет в себе как бы врожденное понятие будущего организма – логос или форму, предопределяющую его развитие. Но с другой стороны, этот «логос», образующий вещество в целесообразный организм, сам должен быть для этого физической силой, телесным началом – особого рода вещественной спермой. Всемирный Логос есть семя мира; он заключает в себе все частные логосы – семена всех вещей. Эти «сперматические логосы» исходят из него и возвращаются к нему, и через их посредство он зиждет и образует все. Каждое семя заключает в себе мысль, разумное начало, и вместе каждая мысль, подобно всемирному Логосу, есть телесное начало. Семя мира есть огонь. Такова связь логики с физикой!»

Асмус В.Ф. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ  в кн. Античная философия:
«Божественная субстанция — носитель всех порождающих целевых представлений для всех существ. Эти представления называются у стоиков «семенными логосами» (logos spermatikos). В понятии logoV spermatikoV сведены в единство четыре вида причин, введённые в онтологию Аристотелем: причина материальная, динамическая, логическая и целевая. Так сведены у стоиков к единству фатум (рок) и провидение.”

Философская энциклопедия:
;;;;; ;;;;;;;;;;; 
        (logoi spermatikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из крых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).

Temptator. Основы учения стоиков:  http://samlib.ru/t/temptator/stoics.shtml
16. Стоические "семенные логосы" как части Зевса (Логоса); "семенной логос" как материальная шаблон и эталон (парадигма) и аналог идей и форм:
 [SVF, vol. II, fr. 1027, p. 306], [SVFR, т. 2, ч. 2, фрг. 1027, с. 1027]
   <нц>
   Аэтий ? 7, 33. Стоики считают бога мыслящим, или творческим огнём (??? ????????), последовательно идущим к порождению мира и содержащим в себе все семенные логосы, в соответствии с которыми всё возникает согласно судьбе. Ещё [они называют бога] пневмой, простирающейся по всему миру и меняющей свои имена сообразно различиям вещества, по которому она распространяется. Богами они считают и мир, и звёзды, и землю; а ум ????, находящийся выше всего1, [помещается] в эфире.
   <кц>
   1. То есть Зевса (Логоса)
   <кп>
   [Лаэртий2011, кн. 7 (Зенон), ї136, с. 286]
   <нц>
   Бог, ум, судьба и Зевс -- одно и то же, и у него есть еще много имен. Существуя вначале сам по себе, он всю сущность обращает через воздух в воду; и как в поросли содержится семя1, так и бог, сеятельный разум мира, пребывает таковым во влажности, приспособляя к себе вещество для следующего становления; а затем он порождает четыре основы -- огонь, воду, воздух и землю. Пишут об этом Зенон в книге "О целокупном", Хрисипп в I книге "Физики" и Архедем в книге "Об основах".
   <кц>
   1. То есть: сперматические логосы содержатся в Зевсе по образу того, как во взрослом растении, достигшем плодоношения, содержатся его семена. Это значит, что это логосы суть части Зевса наподобие того, как семена яблони, когда яблоки ещё висят на ней, суть части этой яблони. Эти логосы, конечно, можно назвать аспектами Зевса, но, говоря конкретнее, они суть именно части; и, таким образом, Зевс оказывается составным, а не простым, каковыми являются, например, аристотелевские формы.
   <кп2>
   Как видим, стоический Зевс-Логос содержит как свои части сперматические логосы всего. Здесь важно понимать следующее. Яблоня имеет много яблок и каждое яблоко имеет много семян. Но Зевсу-Логосу нет необходимости иметь для создания яблоней множество "сперматических логосов", этих "семян" своего рода. Ибо "сперматический логос" яблони -- это шаблон и эталон, печать для производства оттисков, то есть парадигма, по которой производятся все яблони. И такая парадигма для яблони в Зевсе-Логосе всего одна.
   Отметим, что стоические "сперматические логосы", то есть шаблоны и эталоны, парадигмы, суть материальные объекты (вещи): ведь они суть части Зевса-Логоса и, как и он сам, состоят из эфира.
   Итак, стоические "сперматические логосы" суть материальные шаблоны и эталоны (парадигмы).
   Идею "сперматических логосов" как частей Зевса-Логоса заимствовал у стоиков Филон: у него "сперматические логосы" являются, правда, не частями, а аспектами его, филоновского, Логоса. При этом применительно к Филону уже нельзя говорить о том, что его "сперматические логосы" как аспекты Логоса суть нечто материальное, ибо филоновский Логос принадлежит к миру эманаций из истинного Бога.
   Должно быть понятно, что стоический "сперматический логос" льва всего один, но, поскольку львов много, каждый из них имеет свою "псюхэ" ("животную душу"), состоящую из пневмы. Эта пневма, образующая животные души львов, разумеется, не есть "эфирная пневма", из которой образован "сперматический логос", парадигма, льва. Последний служит при этом шаблоном и эталоном, с которого "печатаются" "животные души" ("псюхэ") львов как оттиски из пневмы другого рода (нежели эфирная пневма).
   Разумеется, подобные стоические "сперматические логосы" сильно походят на платоновские идеи и аристотелевские формы, но, повторим, в отличие от последних они суть материальные объекты (вещи) и существуют не сами по себе, а как части Зевса-Логоса, который понимается как материальный же бог, образованный эфиром.»

ПЛУТАРХ. Сочинения:
«Платоника Плутарха такой логос никак не устраивал. Во-первых, он был для него слишком телесен и был не чем иным, как просто семенем вещей, откуда и знаменитое учение стоиков о сперматических (то есть «семенных») логосах. Признавая платоновские идеи, Плутарх, конечно, никак не мог понимать их вместе со стоиками как сперматические логосы. Во-вторых, если в космосе ничего не было, кроме этих сперматических логосов, то, следовательно, и все зло в мире проистекало именно из них же. А тогда получалось, по Плутарху, что боги являются виновниками зла, поскольку боги — это не больше, как аллегории все тех же сперматических логосов-идей. «

Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре:
«Обратимся к основным категориям, которыми располагают идеалистическое и материалистическое направления философии. На первом плане стоит "логос". "Логос" – это и слово, и мысль, но нигде и никогда это не значит личность. Слово "логос" лишь в христианстве стало означать личность. А огненный "логос" Гераклита? Или воздушный "логос" Диогена Аполлонийского? Или числовые "логосы" пифагорейцев? Стоики учили о "семенных логосах", неоплатоники – о "логосах", которые существуют в материи. "Логос" – понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное, связанное с воздухом, с огнем, с землей, со всеми стихиями, которые признавались в античном мире. Но в античном "логосе" нет никакой личности.
Второй термин – "идея", или "эйдос" (сравните латинское "видео" – "вижу"). Здесь это только то, что видно. Могут сказать: это – отдаленное значение корпя, оно давно забыто. Ничего подобного! У Платона мы читаем: мальчик хорош лицом, прекрасен, но если его раздеть, то его идея будет еще лучше.»
Приходько М.А. в ст. «Учение Иустина философа о ;семени Логоса; в его отношении к аналогичным античным концепциям»:
«Концепция «семенного Логоса» — наиболее оригинальный и специфический элемент учения раннехристианского апологета II века н.э. Иустина Философа. Концепция «семенного Логоса» Иустина Философа является частью его учения о Логосе, которое вырастает на основе богословия Четвертого Евангелия. В учении апологета оно отражается следующим образом: Логос совечен и единосущен Отцу, Он ипостасен (иной по числу, но не по сущности), рождается прежде творения, является Первообразом всего творения, исполнителем домостроительства Отца в истории и воплощается в существе евангельского Иисуса как «всецелый Логос»

***
Эта же идея сперматоизма подхвачена и неоплатониками, в частности, римлянином Плотиным и  флорентийцем Фичино.
Неоплатоники доработали  учение о бестелесных «семенных логосах». Но учение о «семенных логосах» (;;;;; ;;;;;;;;;;;) имело исходно стоическое происхождение. Плотин неоднократно использовал «семена» (;;;;;;;;) в качестве метафоры для умопостигаемых сущностей. Плотин подчеркивает особый статус души (и мировой души, и индивидуальных душ), противопоставляя ее всему остальному в подлунном мире, возникающему «из семян» (;; ;;;;;;;;;).  Семя  выступает как принцип дальнейшего развития, и каждый специфический момент этой принципиальной заданности, или предопределенности, Плотин называет логосом. Плотин отождествлял этот «логос в семени» именно со сперматическим логосом. «Необыкновенное» домирное состояние материи  названо своеобразным «семенем» космоса.
Идея сперматогенеза  есть, например, в учении Марсилио Фичино о содержащихся в Мировой Душе «семенных логосах» (seminal reasons), встроенных в метафизическую систему подобий между идеями в божественном Уме и формами вещей в материальном мире, или в учениях о «семенных логосах»: semina rerum, semina formarum, rationes seminales, seminarium mundi, ratio seminaria mundi, или в концепции  об уровнеь между Душой мира и материальными телами, соответствующий «природе»: именно он пронизан «семенной силой» или же семенами, участвующими в процессах порождения.
Основная метафизическая схема (эманации) диалога излагается в De amore 2.3:
« Не без оснований древние богословы определяли благо как центр круга, а красоту — как его окружность. Благо — в едином центре,красота же — в четырех окружностях. Единый центр всего есть Бог, четыре окружности вокруг Него: ум (mens), душа (anima), природа (natura) и материя (materia) ;…; красота же есть Божественный луч (radius Dei), соединяющий эти четыре окружности, обращающиеся вокруг Бога. Такой луч запечатлевает (effi ngit) в них вид (species) каждой вещи. А мы обычно именуем эти виды: в уме — идеями, в душе — логосами (rationes), в природе — семенами (semina), в материи — формами.
Пятой по порядку следует, очевидно, сама природа вещей — семенной мир (mundus seminarius), который исходит прямо от мира разумной души, словно тепло от сияния. Шестым же располагается этот телесный мир, произведенный непосредственно от семенного, подобно тому как порождение вещей (generatio rerum) происходит от тепла. »

В главе «Пять главнейших врагов ученого: флегма, черная желчь, соитие, переедание и утренний сон» книги De Vita Фичино предположил:
Первое чудовище — это Венерино соитие, особенно если в нем хоть немного переусердствовать: ведь оно сразу истощает духи (spiritus), в особенности наитончайшие, ослабляет мозг, производит расстройство в желудке и груди. Поэтому не может быть ничего более враждебного уму (ingenio). Ведь почему, спрашивается, Гиппократ уподоблял соитие падучей болезни, как не потому, что оно поражает ум (mentem), который священен; оно вредит настолько, что Авиценна в книге «О животных» говорил: «Если при соитии прольется семя сверх того, что позволяет природа, то это повредит сильнее, чем если бы вытекло в сорок раз больше крови
Душа мира «производит и приводит в движение формы природных вещей посредством семенных логосов, божественным образом посеянных в ней» (naturalium rerum formas per seminales quasdam rationes sibi divinitus insitas generat atque movet).»
Флориентиец, увы,  не столько характеризует природу семени, сколько порицает похоть, сопутствующую коитусу, поскольку последний отвлекает ум ученого от созерцания вещей божественных …

В трактате «О христианской науке» (Doctr. christ. 3.10.16) Августин пишет:
«Любовью я называю движение духа (animi) к наслаждению Богом ради Него самого, а также собою и ближним ради Бога, похотью же — движение духа к наслаждению собою и ближним и каким угодно телом не ради Бога. То, что совершает неукрощенная похоть человека, разрушая тем самым его собственные дух (animum) и тело, зовется бесчестием…»

***

Вот так, земнородные, и живем живьем … что Новый год, что Старый… всё одно:

МЫ ЖИВЕМ  ПОД ПРОЛИВНЫМ СПЕРМАТОИДНЫМ  ДОЖДЁМ

***
Стоицизм — последняя после Платона и Аристотеля великая система античной философии.
(В.Ф. Асмус)

***
Истопники :
Лосский Николай Онуфриевич в кн. «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»
Приходько М.А. Учение Иустина философа о ;семени Логоса в его отношении к аналогичным античным концепциям - 2010
Курдыбайло Дм. Космогония Плотина и учение о сперматических логосах – 2013
Плотин. Эннеады: В 7 т. Т. 1–6. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004–2005.
Гурьянов Теории сперматогенеза в философии Фичино - 2019
Гурьянов И. ПЛАТОНИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О «БРАЧНОМ ЧИСЛЕ» И ЕГО РЕЦЕПЦИЯ МАРСИЛИО ФИЧИНО
Фичино М «Комментарий на Пир Платона, О любви» (De amore)
In Timaeum commentarium (Ficino 1576)
Фичино М. Платоновская теология
Эдвард Рубин "Великий мастурбатор в ретроспективе: Сальвадор Дали в Худ. музее Филадельфии" Журнал NY Arts
Иоселевич Борис Александрович.  Пушкин Эротоман
Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории. Философско-историческое исследование – 1900
Асмус В.Ф. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ  Кн. Античная философия
Приходько М.А. Учение Иустина философа о ;семени Логоса; в его отношении к аналогичным античным концепциям - 2010


Рецензии