Хаш и лечение переломов

Михаилу очень понравился интерьер ортопедической палаты - множество каких-то устройств, телевизор, мониторы. и все такое красивое, блестящее! Но почему-то сразу же стали мучать сильные боли в левом боку. Он нажал красную кнопку на панели управления, и вскоре в палату вошли очень пожилой доктор в синем блейзере и светлых брюках, как будто только что покинувший поле для гольфа, и медсестра в голубой униформе. Доктор Хатчинсон был небольшого роста, весь очень чистенький , худенький, со сморщенным лицом и смешным хохолком на почти лысой голове. Сестрв, наоборот, была толстая, громадного роста и очень волосатая.

Сестра протянула доктору папку с досье Михаила, и доктор некоторое время хмыкал себе под нос, неодобрительно посматривая на пациента. Михаил даже как-то заволноволся . Он стал подозревать, что дела его совсем плохи, и непризвольно погасил жалкую улыбку, блуждавшую по лицу. Кончики губ опустились, нос сморщился, а глаза сузились.

Доктор заметил перемену в пациенте, и сразу же отложил папку.
- Вот вы мне скажите, какого черта вас понесло на этот обрыв в вашем возрасте? Я, например, живу на свете лет на десять больше вас, был на нескольких войнах, но ни разу не имел столько переломов. Сидели бы дома или в баре, и все было бы окей. - Доктор улыбнулся, отчего его лицо из строгого превратилось в доброе, морщины на лице распрямилиь, и оно даже стало больше, но что более всего восхитило Михаила, так это великолепный ряд искусственных зубов во рту доктора. Михаил в зубах знал толк.

Когда пациент в свою очередь во весь рот улыбнулся доктору, тот тоже не прошел мимо имплантов Михаила.

Некоторое время они поговорили на тему имплантов, и когда Михаил назвал сумму, потраченнную им в Украине на это дело, доктор покачал головой, и  сказал Михаилу, что многое в его историях звучит неправдоподобно, но он вынужден поверить, так как Михаил лежит перед ним, с полным ртом имплантов и почти живой.
Доктор оказался очень хорошим человеком, и Михаил с ним даже подружился. Доктор прописал обезболивающее и дал какую-то штучку, похожую на детскую игрушку, и велел дуть в нее как можно чаще. Нельзя сказать, что эта забава понравилась Михаилу, но из уважения к доктору он исправно в нее дул, а дня через три боль прошла, и отпала надобность в игрушке.

Доктор посещал Михаила по несколько раз в день и вел с Михаилом беседы на общечеловеческие темы. Михаилу очень понравилось лежать в ортопедическоц палате, и ему хотелось полежать в ней как можно дольше, но не тут то было. На пятый день доктор пришел попрощаться с Михаилом, но не совсем. Был вариант продлить удовольствие общения, и по глазам доктора было видно, что от пациента он ждет понимания.

- Миллионы людей живут сосломанной ключицей, и даже не знают, что  она у них сломана. Вы тоже можете жить со сломанной ключицей, но если вы хотите, мы ее вам починим, - доктор с надеждой посмотрел на пациента, - но тогда вам придется полежать у нас еще пару дней.

Михаил без раздумья сразу согласился, и от радости чуть  было не обнял доктора левой рукой. Доктор в испуге отшатнулся.

Операция длилась часа полтора, еще часа через три Михаил оклемался, и доктор сказал напутственное слово: - на левом боку не лежать, левой рукой ничего не поднимать, по крайней мере в ближайшие пару недель. И через неделю явиться на прием.
Михаил клятвенно пообещал выполнять все наставления и пить все прописанные лекарства. Друг Автандил отвез его на стоянку у предыдущего госпиталя, где машина, наконец, дождалась своего хозяина.

Хорошо, что дома у Михаила были запасные очки и второй телефон. Первым делом он позвонил по ватсап в Израиль зятю Шалико, известному в Казахстане и Израилее хирургу  и реаниматологу, и описал все, что с ним произошло за последнюю неделю. Реакция Шалико была примерно такой же, как и у старого доктора. Он позвал жену Додо, родную сестру Михаила, и при ней сказал все, что он думает об ее брате. Немного остыв, добавил, что со стороны ортопедии все было сделано правильно, но чтобы процесс выздоровления прошел быстрее, порекомендовал есть хаш, и чем больше, тем лучше.

Совет Михаилу безусловно понравился. Он с детства любил хаш, и частенько заходил с отцом в хашную, особенно когда у того по утрам с похмелья болеле голова. В Тбилиси считалось, что хаш со ста граммами водки с утра лучшее средство от похмелья.

Наверное, не все знают, что такое хаш. Хаш - это вареные в течение ночи говяжьи копыта и другие кости ног с сухожилиями. Подают его горячим, и добавляют толченый чеснок по вкусу. Но водку легально подают только совершеннолетним.
С ингредиентами проблем не было вообще. Рядом с домом находился корейский супермаркет, в котором этих ингредиентов продавалось сколько угодно, причем идеально вычищенных и выскобленных, и совсем недорого.

Чтобы найти технологию приготовления хаша, Михаил полез в интернет и узнал много интересного. Например, историю его появленияна свет.

Оказывается, в предгорьях Малого Кавказа , что недалеко от озера Севан, в стородавние времена жил армянский царь. Каждое утро пастухи закалывали корову и приносили мясо во дворец, а для себя же варили, что оставалось, и с песнями и плясками поедали. Царя стал интересовать неведомый ему прежде аромат, доносившийся от пастбища во дворец. Он велел главному пастуху принести ему то, что пастухи с таким удовольствием кушают. Пастух выполнил распоряжение царя. И с тех пор пастухи ели мясо, а царь еду пастухов. С царем ведь не поспоришь. И назвал царь это блюдо хаш. Что означает это слово по-армянски, сказать трудно, да и знать это не обязятельно. Только аппетит перебивать.

Как варить, Михаил тоже узнал из интернета. Варить хаш положено только мужчинам. Перед процессом приготовления блюда мужчинам полагается попеть и сплясать, затем старший из мужчин должен сложить кости в каструлю, залить все холодной водой и поставить ее на огонь. После того, как вода закипит, следующий по возрасту мужчина должен слить воду, тщательно промыть всевсе кости, и вновь поставить на огонь. И потом еще раз повторить.

После этого следует поставить кастрюлю на медленный огонь, посолить и варить четыречаса. В эти четыре часа женщинам разрешается натолочь чеснок. Все. Хаш готов.

Первым делом Михаил купил в том же корейском магазине ведерную алюминиевую каструлю, самую дешевую, которую собирался после выздоровления выбросить, чтобы жена ни о чем не догадалась. Еще купил на десять доларов три  двухкилограмовых пакета рогов и копыт, и четыре  головки чеснока.

Вечером, часов в семь, Михаил приступил к работе. Он решил, что изображать в одиночку шамана нет смысла, и  просто поставил кастрюлю на самую большую горелку, вымыл и сложил в нее рога и копыта, кружкой залил водой чуть-чуть не до краев, включил горелку на полную мощность, и сел у печки.

Только на поверхности воды появилась первая пена, как раздался звонок в дверь. Михаил, чтобы не пропустить кипение воды, пулей помчался к двери,  с недовольным лицом впустил в дом земляка Автандила с женой Марией, и пулей же помчался назад к печке. Пены в кастрюле прибавилось, но не сильно. Михаил с облегчением вздохнул и, наконец, улыбнулся гостям.

Он рассказал им все, что знал о хаше, и попросил Автандила вместе с ним спеть и сплясать, так как мужчин уже было больше одного. Но Автандил, будучи по национальности мегрелом и абсолютно верующим пятидесятником, танцевать , даже с Марией, категорически отказался. Мария тоже не была в восторге от предложения. Армянских песен Автандил не знал, впрочем, как и хозяин, но предложил вместе с Марией спеть пару псалмов на русском языке. В интернете ничего не было сказано о влиянии псалмов на русском языке на лечебно-вкусовые качества хаша, поэтому от пения на всякий случай решили тоже отказаться.

За разговорами друзья не заметили, как вода начала закипать и над кастрюлей образовалась огромная шапка серо-буро-малиновой пены. И если бы не Мария, стрелой метнувшаяся к печке и во-время не отключившая горелку, хаш наверняка был бы испорчен. Но все хорошо, что хорошо кончается.

Мария предложиила мужчинам самой довести дело до конца. Но Михаил категорически воспротивился. Одним из самых жестких табу в приготовлении хаша было абсолютное отсутствие женщин в на всех этапах процесса, не считая чеснока.
Автандил, как младший по возрасту, перекинул содержимое каструли в раковину, едва не ошпарив руку. Мария в ужасе закрыла глаза. Но все обошлось. Автандил тщательно промыл мослы, снова сложил их в вымытую кострюлю, и поставил ее на медленный огонь.

Мужики сели у печки и, посматривая на кастрюлю, вели долгие разговоры о былом. Мария, дипломированная повариха с сорокалетним стажем, грубо отстраненная от процесса приготовления нехитрого варева, ничем не отличавшегося от процесса приготовления обычного холодца, молча сидела в уголке и с ехидной улыбкой смотрела на мужчин. Когда вода начала закипать, Мария напряглась и приняла позу спринтера на старте. Но зря. На этот раз Автандил сделал все как надо. После третьего кипения бульон уже был совершенно прозрачным. Автандил снова поставил кастрюлю на медленный огонь, Мария за это время почистила и истолкла чеснок.
 
Как ни упрашивал Михаил гостей остаться, те ни за что не согласились. Утром им надо было задать корм кроликам, которые со страшной силой размножались, и Автандил уже не знал, куда их девать. Да и время уже было позднее - почти полночь.

Попрощавшись с друзьями, Михаил установив будильник на четыре утра, лег спать в на правом боку, как обещал доктору. Трель будильника прозвучала  как-то не во-время. Очень не хотелось просыпаться. Он даже попытался спрятать голову под подушку, но что-то настораживало. Михаил сделал глубокий вдох носом и понял - в доме чем-то пахло. Он вскочил с кровати и пошел по градиенту запаха в сторону его усиления, и достигнув кухни сразу вспомнил, что у него уже 4 часа варится хаш, который судя по интернетовской инструкции, уже должен был быть готов.

Первым намерением Михаила было выключить  горелку и снова лечь спать, но захотелось проверить, что же получилось в итоге. Попробовал и понял, что итог получился на славу. Тогда он решил попробовать по-настоящему. Налил полную тарелку наваристого бульона, добавил пару костей и сухожилий, слегка посыпал сверху чесночком, и не заметил, как все это съел. Потом сам у себя попросил добавки, и наконец, наевшись до отвала, снова лег спать. И снилось ему детство, и как он с папой гуляет по Тбилиси, и как все встреные знакомые и незнакомые люди зазывают их в гости, и угощают хашем.

Проснувшись в полдень, Михаил решил дня три посвятить исключительно лечению. Первые два дня он ел хаш, и только хаш, на завтрак, обед и ужин. Чай не в счет. Утром третьего дня заглянул в кастрюлю и понял, что если есть хаш в таком темпе, то его не хватит на весь период лечения. Поэтому позавтракал вареными яйцами, а хашем пообедал и поужинал. Да, еще чтобы лекарство не прокисло, прокипятил его. На четвертый день хаш как-то есть не хотелось. Поэтому завтрак и ужин прошли безмедикаментозно, а хаш был съеден только на обед. на пятый день Михаил с трудом проглотил полтарелки варева, а на шестой день прилетела из подмосковья жена и вылила бульон в унитаз, а кости и сухожилия вместе с кастрюлей велела выбросить в мусорныый бак.

На следующий день доктор с каким-то видимым удивлением рассматривал рентгеновский снимок, время от времени бросая недоверчивые взгляды на пациента. Молчание затягивалось.

- Доктор, почему вы смотрите на меня как ваш коллега доктор Ватсон на собаку Баскервилей? - Наконец не выдержал Михаил. - Или во мне что-то не так?
- Да все с вами ок. Только я пытаюсь понять, когда вы говорите правду, а когда выдумываете. Скажите мне еще раз сколько вам лет, только честно.

- Семьдесят, и это абсолютная правда.- Михаил полез в карман. -  Могу показать водительское удостоверение.

Да я вам и так верю, - доктор на всякий случай взглянул на удостоверение. - Но вот это как раз меня и смущает. Скорость, с которой срослись ваши кости, присуща разве что семнадцатилетним юношам, но никак не семидесялетним старикам.
 
И тут до Михаила дошло, что врачи на Западе незнакомы с чудодейственными свойствами хаша! Моментально в его бизнесориентированных мозгах родилась идея создать международную корпорацию по производству средства для быстрого заживления переломов, в которой он будет возглавлять производственный блок, а доктор будет отвечать за маркетинг. И даже придвмул название "Миха" от Михаил+ Хатчинсон.

Для хорошего начала переговоров Михаил вручил доктору майку сборной России по хоккею, только что привезенную женой в подарок от тещи, оказавшейся ему малой. Доктору майка очень понравилась, и он очень благодарил Михаила, хотя майка была ему явно велика. - Мой правнук будет счастлив! - Радостно воскикнул док.

Воспользовавшись подходящим моментом, Михаил перешел к делу. - Доктор, я вам раскрою секрет моего быстрого выздоровленияя, но вы должны будете написать мне расписку о неразглашении этой информации, потому что это ноу хау моего народа, и ее разглашение может нанести материальный вред моей Родине.

Доктор от неожиданности выыронил майку из рук. - Какой секрет, какое ноу хау? - Доктор смотрел на будущего соучредителя как на умалишенного. - Что вы несете? Майкл, я не психиатр, я всего лишь ортопед! Говорите свой чертов секрет, или проваливайте вместе со своей майкой!

Делать нечего. Пришлось раскрыть секрет и изложить бизнесс план на доверии. Доктор внимательно слушал. Когда Михаил предложил продавать лечебный хаш замороженным в пакетах  по семь в коробке, с нарисованным переломом и красивым лейблом "Миха-неделька", наподобие женской недельки, доктор не выдержал. - Майкл, вы что, предлагаете мне, врачу с шестидесяти летним стажем, дипломами лучших университетов Америки, стать агентом по продаже костных бульонов? Да я лучше съем свои дипломы, чем пойду на такое! - Он пожевал губами. - Но раз вы мне доверились, я в благодарность дам вам совет. Обратитесь с этим бизнес-планом к китайцам, раз у них есть готовые ингредиенты. Только будьте с ними предельно осторожны, и ни в коем случае не подписывайте учредительные документы на китайском языке. И больше ко мне не попадайте. - Доктор любовно погладил свежий шрам на левом плече пацмента. - А за майку еще раз спасибо!


Рецензии