Записная книжка

О языке

Язык - это инструмент мышления, и приспособленность этого инструмента к решению различных задач напрямую влияет на качество произведенного с помощью этого инструмента продукта. Беда русского языка в том, что в нем нет артиклей, как, например, в английском. Отсутствие артиклей порождает многозначность толкования высказываний, которое так прекрасно в литературе и так мешает наладить, наконец, наш быт. Когда англичанин говорит о некоем предмете, он обязан употребить артикль, в результате чего станет ясно, говорит он о каком-то конкретном предмете или о предмете вообще.   Мы же совсем не обязаны употреблять указательные местоимения, которые могли бы служить аналогом артикля, и наши слова можно впоследствии истолковать как угодно или так, как нужно. Пожалуй, надо издать указ о введении артиклей в русском языке.

Где-то услышал фразу о том, что если в языке в дополнение к словам «хорошо», «замечательно», «великолепно» и пр. появляется еще и словечко «клево», то этот факт можно считать обогащением языка, т. к. появилось новое слово, отражающее нюансы, которые не могли отразить существующие слова. Если же это словечко появляется вместо всех этих слов, тогда налицо обратная картина – обеднение языка.  Интересное замечание.  Можно попробовать применить этот же подход к отысканию ответа на вопрос: «Насколько допустимо применение мата в разговорном языке?». Если использованы уже все возможные слова и нет уже выражений, которые могут полнее выразить чувства говорящего, тогда одно хлесткое слово может поставить точку. Если же с самого начала используются только такие слова... тогда налицо обратная картина.

Поражает страсть наших руководителей к переименованиям. Просто зуд какой-то их донимает. Результаты получаются порой удивительные. Вот только два примера: На территории Карельского перешейка, которая отошла к России более 300 лет назад огромное количество финских названий – Вартемяки, Лесколово, Матокса, Хепо-ярви и других. Конечно, искаженных, приспособленных к русскому произношению, но финских по происхождению.  А в северной части того же перешейка, которая отошла СССР после 1939 года немногим более  60 лет назад их практически нет, сплошь названия типа Сосново, Саперное, Красногвардейское, Торфяновка. Второй пример: в справочнике садовода читаю характеристику малины сорта Калининградская: “Старинный сорт зарубежной (!?) селекции”. Как будто кто-то в старину за рубежом вывел этот сорт и назвал его в честь города Калининграда. Оказывается, исходное название сорта – Прусская. Вот такая страсть к переименованиям, доходящая до абсурда.


О женщинах

Женщина более человек, чем мужчина. Женщина ближе к Богу, чем мужчина. В мужчине больше животного, звериного, он предпочитает решать проблемы силой, и даже ум он превращает в силу. Женщина более подвержена эмоциям, а это исключительно человеческое свойство. Может быть, поэтому мужчина рядом с женщиной становится похож на человека…

Разные народы считают магическими разные числа… Самые распространенные из магических чисел – три, семь, двенадцать. Но самое магическое число для всех народов и культур это два. Число, символизирующее мужчину и женщину.

О вере и религии

Спор между Верой и Научным Подходом к познанию мира имеет давнюю историю. Позиция Веры в этом споре беспроигрышная – вот я верю и все тут. И можете мне ничего не объяснять и не доказывать. Тем непонятнее ситуация, когда верующие начинаю привлекать науку для доказательства истинности, например, событий, описанных в Библии. Искать исторические доказательства существования Христа, привлекать химию и физику для исследования состава плащаницы или для подкрепления библейской версии сотворения мира. Не надо пытаться играть на чужом поле. Стойте на своем – верю и все...

Мне кажется, Бог, если он есть, на самом деле не такой, каким нам его пытаются представить теологи и священнослужители. Не может позволить любящий, всевидящий и всемогущий Бог дать ребенку умереть на руках у матери. Скорее всего, он любящий и всевидящий, но не всемогущий.  И, может быть, всепонимающий.

Христианство по своей сути – женская религия. Трудно представить, что заповеди «Не убий..», «Не прелюбодействуй…», «Возлюби ближнего своего…» родились в мужской голове. Если Спаситель существовал, то он, скорее всего, был женщиной. Это мужчины присвоили ее славу…

О любви

Почему-то принято считать, что любовь и разум вещи, исключающие друг друга. Самые распространенные выражения: «Безумно влюблен(а)», «Потерял(а) рассудок от любви» и т. п.  На самом деле отсутствие разума характеризует другое чувство –страсть, влечение. Эти чувства идут от дикой природы, в них простое животное начало. Любовь же возможна только среди разумных существ, ей не чужд даже расчет. Только когда человек начинает задумываться над тем, как красив объект его внимания, чтобы такого хорошего для него сделать, как устроить их совместное будущее – тогда влечение становится любовью.

Любовь напоминает костер. Сначала он полыхает ярко, искры разлетаются в разные стороны, тех, кто оказывается рядом обдает жаром этого костра. Затем пламя стихает, нет яркого света, но от углей еще долго исходит доброе и уютное тепло. Иногда даже набежавший ветерок может снова раздуть пламя и искры.  И большое счастье для влюбленных не дождаться того часа, когда от костра останется только горстка остывшего пепла…

О разном

Я всегда завидовал людям творческим – писателям, художникам, композиторам.  Меня поражает их способность создавать что-то из ничего... Ученый ищет объективное, то, что существует, но люди пока этого не видят.  А как найти несуществующее? Вот красивая мелодия – ее не было целую вечность и вдруг Композитор создает ее. Как это у него получается? Почему я перебирал эти ноты и не мог нащупать ничего подобного?

Интересно, можно ли «восстановить» те стихи, которые Пушкин написал бы, если бы прожил еще хотя бы лет десять? А ведь он точно написал бы!

Мне нравится хорошая реклама. Реклама, выполненная со вкусом, с юмором, оригинальная, не похожая на другие. Но я не бегу покупать то, что пропагандирует реклама, которая мне нравится. Очень часто интересный сюжет или оригинальный ход отвлекает от названия товара или фирмы, которые рекламируются. В результате главная задача рекламы – купить товар - не выполнена. А вот тупая реклама, дурацкие стишки или песни так въедаются в подсознание, что готов поскорее купить этот товар, только чтобы выбросить его рекламу из головы.

Не надо расстраиваться из-за неудач. Неудача - это тот же успех, только со знаком «минус»


Рецензии