В. пантюхов повесть кинжал главы30-39

30

  Когда «Айженэ села на свое место,  музыканты затихли и в зал стали вносить один за другим подарки приготовленные грузинским князем.
Сначала внесли подарки для близких родственников , кому ковер, кому седло, кому расшитый халат.
потом для братьев, потом для старшего брата и в конце вышли девушки на которых были украшения для Айжене. Востог вызвал сначала подарок для младшего брата, потом для среднего и все привстали когда в зал завели красавца, молодого еще объезженного жеребца, играя на пружинистых ногах, он вызвал восторг и зависть у присутствующих. Но все ахнули от украшений приготовленных для Айжене.
   Увидев жеребца Айсламбек тут же вскочил с места,  но тут же сел- ему так захотелось его приручить, покорить и запрыгнув объездить его показав всем свою удаль. Но этикет не позволял прерывать торжество, которое вошло в самый разгар. Ну вот красавца жеребца вывели из зала, под бурные возгласы и аплодисменты, тут же со стола убрали пустую посуду, и заменили новыми, пустые и полупустые кувшины были опять наполнены, а многие гости  вышли на перекур, немного утрясти свои желудки, обменяться мнениями, впечатлениями, которые вызвали подарки Князя. Вышел и сам князь в сопровождении братьев и своей свитой.  Асламбек завел разговор о предстоящей охоте, об оружие, о красавце жеребце, какой он породы, сколько ему лет и откуда такой экземпляр, кто его произвел и какие у него родители. Так они за беседой и разговорами подошли к конюшне, куда завели жеребца. Асламбек опять загорелся объездить его и велел надеть на него уздечку и специальное седло именно, для объездки молодых коней.
31
Жеребца звали АКВАР, что означало Утес, или Кремень, он  был серого цвета с особыми переливами играющими на солнце, с оттенками холодного и теплого цвета. Передние копыта и грива были  темно серого цвета, длинный хвост и мускулистые сильные ноги, были полны силы и энергии. На всякий случай были открыты ворота, если Асламбеку удастся усмирить Авара и он пустится в галоп. Вывели оседланного Аквара,  к стоящему со своей свитой князь и Асламбек, на двух растяжках по обе стороны. Молодой жеребец играл своим телом взбрыкивал, подкидывал свой круп, пытался стать на дыбы, пружинил на своих тонких ногах. Все гости гурьбой вывалили из зала посмотреть как Асламбек будет объезжать жеребца. Асламбек медленно подошел , похлопал его по шеи, Квар вздрогнул и издал грозный рык,  переходящий в громкое , гневное ржание, начал дергать головой, но его крепко держали с двух сторон. Асламбек взялся за седло, Квар резко дернулся, подкинув задние ноги, Асламбек громко вскрикнул и схватился за правое плечо. Рана дала о себе знать, он медленно отошел, покачал головой и кивком дал знать, чтоб увели коня в конюшню. Все потихоньку вернулись в зал, расселись  за стол на свои места, который опять был заставлен новыми еще горячими блюдами. Вино налито, произнесенный тост и взрыв музыки и танца заставили забыть неприятный , неловкий случай произошедший, только что с Асламбеком.
В круг вышли лихие танцоры, с криками -Оса, пустились в знаменитую лезгинку, вытягивая резко руки с длинными рукавами то влево то вниз, то напряженно растопыривая ладони , то собирая их в кулак со свисающими рукавами. Несколько джигитов в стремительном танце подскачили к девушкам, приглашая их выйти в круг. По всему было видно, что девушки, только этого и ждали, плавно втекли в круг, где на пальчиках резвились под лихую кавказскую лезгинку молодые, разгоряченные джигиты.

32
Четвертый час не утихала музыка, не смолкали песни и пляски, но все когда нибудь кончается.
Веселье и пляски , потихоньку затихали, произнесены последние тосты, вино, хоть еще не заканчивалось, но уже никто не тянулся к кувшинам, съестные припасы и жареное мясо еще не съедено, и уже никто не набрасывался на новую порцию только приготовленных шашлыков, девушки давно покинули торжественное застолье, грузинский князь давно заснул и мирно спал, откинувшись на скрученный коврик, подложенный ему под голову, чтоб совсем не упала княжеская голова, за которой пристально наблюдали его люди. Еще немного и последние гости разойдутся,  поблагодарив хозяев, и только тогда князя тихонько отведут в его покои, чтоб завтра с утра отправиться на охоту, и братья незаметно покинули веселье, отдав последние наставления . Зал опустел, только прислуги с главным распорядителем, суетились, убирая все со стола, приводя зал для торжественных церемоний в порядок.
Асламбек с братьями еще раз собрались в кабинете, чтоб уточнить все до мелочей и приготовиться к завтрашней охоте.  Это очень ответственное дело, надо встать рано утром, еще раз проверить лично всё ли готово. На этом решили, встали из за стола, обнялись и разошлись по своим комнатам.  Асламбек зашел в свою комнату, подошел к окну. Уходящая луна, повисла над зубастыми вершинами гор, тускло напоминало о себе. Глядя на луну, подумал: «Завтра может быть туман, но думаю к утру ветер разгонит, облака вместе с туманом. Снял пояс, повесил вместе в халатом, рядом поставил мягкие, высокие сапожки, специально сшитые по заказу для охоты и других ратных дел.  Потрогал плечо, еще ныло , размотал перевязку, хотел осторожно снять её, с запеченной кровью, но не стал, позвал прислугу, сказал, чтоб пришла Айжене. Она с детства училась, как и все черкесские девушки, как перевязывать раны, какие нужны травы и какие нужны отвары для промывания ран.
- Передай что надо перевязать мне рану
- Хорошо,- сказал он.
-
- 33
- Айжене пришла очень быстро, зашла, ни слова не говоря, подошла к брату, молча промыла рану, уже почти затянувшуюся.  Осторожно перевязывая спросила: -
- Не туго?»
- Нет, - ответил он.             Молчание превратилось в напряжение, и ей и ему очень многое хотелось сказать, еще большее хотелось спросить, но  напряжение росло, она медленно перевязывала плечо, слегка дотрагивалась до раненого брата, и о чем-то думала. Асламбек посмотрел не неё. По её щеке скатилась слеза, вторая, третья.
- Сестричка, что ты плачешь?
- Ничего, просто соринка попала в глаз. Она завязала последний узелок , на некоторое время задержала руки на его плече. Он встал, развернулся к ней лицом, слегка приобнял её, и тут у неё полились слезы большими капельками.
- Не отдавайте меня за князя, я люблю Александра.
- Не волнуйся, сестричка, все будет хорошо, я послал своих людей к нему в гарнизон, они уже в пути. Мы тебя очень любим, ты наша любимая, ты наша красивая, не плачь. - Она положила свою голову ему на грудь  и зарыдала еще больше.  Они  так стояли совсем не долго: старший брат и младшая, красавица сестра.  Они распрощались и она ушла.  Асламбек лег на кровать, подложив руки под голову, задумался, прокручивая в голове прошедшие события, и особенно  предстоящий завтрашний день, как они будут загонять зверя, ему уже виделась погоня, лай собак, звуки валторны, выстрелы из старинных ружей, вот они уже настигают зверя, но кто то его обгоняет и хочет отнять у него его добычу, что это, добыча исчезает, вокруг никого нет, только туман вокруг и он не знает куда идти. Туман медленно рассеивается, исчезает и он  видит, что стоит в огромной очереди , где всем раздают маски.
- Какая маска достанется мне?
- Мне жутко,
- придётся выполнять ту роль этой маски , и это очень серьёзно, не справишься с ролью, сыграешь фальшиво -смерть!
- Страшная смерть
- И вот подхожу к раздачи
- Мне суют в руки маску
- Я с ужасом смотрю на неё
- А там маска палача
- У меня есть всего минута на раздумье
- Мои мысли путаются, я в смятении, мне необходимо понять кого казнить кого миловать
- Казнишь невинного
- Участь та же! Смерть!

34

Третий день, как расстались Айженэ со своим любимым, а кажется, прошла целая вечность, и он про неё забыл, может он меня разлюбил, может там ему приглянулась другая, нет, нет, нет- чуть не вскрикнула она, отгоняя плохие мысли, нет он обязательно спасет меня.
Александр в гарнизоне  был готов с казаками, которых выделил ему капитан, к походу на выручку своей Айжене. Надо было подтвердить или опровергнуть вероломное предательство, а попросту обман , братьев о котором рассказали абреки. Капитан отослал пакет с вестовым на родину  Александра,  к его отцу графу Тимофею Федоровичу Юхову. В пакете письмо сына к своим родителям, в конце которого просил дать благословение на бракосочетание с дочерью черкесского Князя Айдемирова  , с  которым он  дружил, когда служил на Кавказе.  Это были незабываемые годы, молодости и подвигов, сражений и побед, походов и горьких потерь.
До замка Айдамировых пять с небольшим  часов хода, если поспешать , но если почти шагом пустить лошадок, по горной дороге, дороги неожиданностей, приключений, перевалы и ущелья, то можно и весь день затратить и не добраться.
На четвертый день расставания Александра с Айженэ,                конная группа должна выдвинуться на рассвете, по утренней прохладной, сонливой, еще не проснувшийся кавказской природе, по горным дорогам и тропам подгоняемый страстью, желанием и тревогой за свою любимую Айженэ. По дороге Александр передумал все, что только выпало в насыщенный событиями этот момент жизни Александра. На всякий случай Александр взял с собой черкесский наряд джигита, но так как все же надеялся на слово данное ему старшим братом, ехал в своём парадно- выездном военном мундире. Казачки ехали за ним , напевая негромкую казацкую песню, не прерывая песню, то и дело слышалось:
- Куда пошла, трррр, стоять, вот я табе, ишь чего удумала!
И опять один из казачков подхватывал, подпевал свою песню под  цокот копыт и фырканье дошадей.

35

Александр с казачками  уже преодолели пол пути и спускались к реке , чтоб перейти в брод. Неожиданно один из казачков увидел двух конников спускавшихся к броду с другой стороны реки. Это люди Асламбека, сказал казак и окликнул Александра. « Быстро всем в лес, и держите лошадей, чтоб не заржали. Группа повернула с тропы  и скрылась в чаще леса. Спешились, зажали морды своим лошадям и стали ждать, когда конники пройдут мимо. Александр, приказал одному из казаков подобраться ближе к тропе, может удастся что-нибудь услышать ценного. Не прошло и десяти минут, как вернулся казачок, и рассказал, что они направляются, как я понял, к нам  в гарнизон. Если б они ехали с агрессивными намерениями, они бы  были одеты по другому, наряд не тот и вооружение не по военному, это скорей всего вестовые, поэтому надо догнать их и расспросить. Все выехали из леса и припустили коней, чтоб догнать посланников. Но как не гнались за ними они будто исчезли, не впереди, не сзади их не было. Видимо они обнаружили нас и тоже как мы где-то затаились, надо им подать знак. Два выстрела вверх дуплетом на языке охотников, и военных, значит обнаружить себя с мирными намерениями.   Так и получилось, ждать пришлось не долго, как из ниоткуда вдруг появились два джигита и  остановились в метрах в двадцати-двадцати пяти.
Мы поприветствовали друг друга, назвали свои имена и подъехали поближе. От них мы узнали, что их послал Асламбек  чтоб обговорить о сроках, когда засылать сватов и другие мелочи, и еще, что сегодня намечена большая охота.
36
Мы еще некоторое время обменивались информацией, спрашивали у них, они у нас, и затронули вопрос об грузинском князе. Они подтвердили, что князь привез много подарков, и сегодня отправляется с братьями на охоту, пожалуй, именно сейчас они уже в пути к месту охоты. А Айженэ с ними? - Вот этого мы не знаем, но еще вчера, когда готовили лошадей, были и лошади для женщин.
«Медлить нельзя, правы абреки, братья затеяли двойную игру, и Айжене в опасности»-мелькнуло у меня в голове- Поэтому мы быстро собрались, сказав им, чтоб они возвращались в поместье Айдамировых, а мы едем на охоту и там встретимся с братьями и там обговорим с ними об деталях нашего официального визита. Мы вместе перешли брод, остановились на поляне, наши лошади стали кругом, еще раз завели разговор об охоте. Узнали где проходит охота, сто она проходит на правом берегу реки , где много дичи, где более пологий лес и охота на кабанов там более удобная, чем гоняться за оленями и косулями по горам и ущельям. Еще раз попрощались, пожелали друг другу удачи, джигиты поехали на север по тропе, ведущая к перевалу, а там и до поместья рукой подать. А мы развернулись, направляясь к месту охоты, куда нам указали вестовые .
Дорога в сторону долины, где рос лес, в которой была назначена охота, шла сквозь заросли кустарника, поэтому пришлось постоянно уклоняться, уворачиваясь от веток орешника , кизила и других растений, росших вдоль дороги  по которой давно никто не ездил. Через некоторое время мы выехали на поляну по которой шла наша дорога, после которой начинался настоящий лес с вековыми деревьями, которые своими ветками закрывали небо напоминая своды готических храмов, создавая длинный тоннель, уходящий в глубину леса. Я приказал сделать привал, переодеться в черкесскую одежду и подумать как быть и как нам освободить Айжене. Нам надо первым их обнаружить, дать знать Айжене и постараться незамеченными скрыться вместе с Айжене. А пока я попросил казачка залезть на высокое дерево и осмотреться.

37
Айжене, укутавшись так, чтоб ее невозможно было узнать, стояла в проёме двери и с интересом смотрела как вместо неё, рядом с братом сидит другая девушка, разодетая в её богатый наряд. Девушка в самом деле была похожа на неё и ростом и лицо чем то похожая, только руки выдавали, на которых не было ни колец ни перстней ни браслетов. «Ничего общего»— подумала Айжене, развернулась и ушла в свою комнату.  Постояв немного у зеркала она вернулась  в зал, где шел полным ходом праздник в честь её, из - за неё , для неё, Айженэ подошла к своей служанке и попросила через некоторое время зайти к ней в комнату. Когда пришла Манушак у Айжене созрел план, которым она поделилась со своей прислугой и предупредила её, чтоб она держала язык за зубами и никому об этом не говорила, даже братьям. «А пока, отнеси вот этот кувшин с вином и поставь перед грузинским князем, поставишь, и как освободишься возвращайся» Праздник продолжался, танцы, песни, музыка, перерыв и опять всё заново. Но все когда нибудь кончается. И наш праздник заканчивался, гости расходились, князь заснул, все подумали , утомился пожилой человек, хотя он не считал себя пожилым и еще ого- го, тем более завтра ему предстоит добыть трофей это не так просто, и его невеста должна это увидеть воочию. Когда пришла Манушак, Айжене еще не спала, она ждала , чтоб с помощью её осуществить свой план. Айженэ задумала все же поехать на охоту вместе с со всеми в свите наблюдателей, которым устроители приготовили особые условия и особое место с которого будет и видно , а главное слышно ход охоты. Но главное, чтоб для всех особенно для братьев, она якобы оставалась дома. Получается, что в свите будет две Айженэ, одна подмененная, другая настоящая, укрытая плащом и мужским бешметом , как это сделать и как осуществить, могла придумать только женщина, а потом незаметно исчезнуть, и направиться к своему любимому,чтоб исчезновения никто не заметил, вот для этого Айжене ни как не обойтись без помощницы. 

38
Раннее утро для Асламбека  началось с болью в голове и ощущения кошмара от прошедшей ночи, но надо собираться на охоту, еще раз дать распоряжения, всё проконтролировать и самому проверить. Первым делом надо посмотреть на горы, не куриться ли вершина, не гонит ли ветер с гор тучки, сначала неприметные, маленькие, безобидные, а потом эти тучки превращаются в грозовые тучи несущие сущий ад в виде шторма, ливня, града и страшных селей. Но нет, опасения напрасны, горы чистые, четко очерченные, значит ничего не помешает охоте.  Пройдя во двор, Асламбек заметил, что все  готово, осталось дождаться   когда проснется князь, хотя его люди и люди Асламбека  уже сидели за большим столом во дворе, пили чай. Кони напоены, накормлены, загонщики с собаками уже вышли в лес на номера , осталось дождаться «Айжене» со своей свитой и дать команду, главному охотоведу и организатору на начало охоты длинным протяжным сигналом валторны. Но князь ни как не выходил и свита Айжене тоже стояла в своей девичьей тихонько галдела, суетилась, для них уже была подана большая княжеская повозка в которой девушек должны подвезти к месту охоты, и только Айжене могла по желанию быть на коне и её ближайшая прислуга, которая хорошо владеет управлением лошадью.
Наконец вышел князь, которого тут же окружили его люди, суетясь вокруг него, рассказывая, что уже всё готово и ждут только нас, что пора, что мы уже немного опаздываем, и что ждем только его и Айжене. Асламбек подошел к князю, поприветствовал его, сказал, что женщин ждать не будем, они поедут сразу за ними,поэтому с согласия князя Асламбек дал отмашку и из валторны прозвучал длинный сигнал, возвещавший по коням и начало большой княжеской охоты.  Пока не взошло  солнце, надо было выдвинуться на место. Открылись ворота и первые всадники , сдерживая своих коней выехали за ворота, за ними выехал Асламбек рядом с князем в окружении джигитов на своих резвых конях.  Как только  последние всадники выехали  со двора,  Асламбек издал дикий крик, который означал с места в карьер, он поднял на дыбы своего коня,  и вся группа  рванула вперед, поднимая придорожную пыль , с криками,  свистом и улюлюканьем понеслись по дороге, сливаясь  в единое целое, грозное , живое существо, которое напугало бродивших собак, и они с визгом и лаем сопровождали их, не понимая что случилось.


39
Айженэ ждала.  В  поместье все стихло, все убрано, сложено и приготовлено на завтра,  с минуты на минуту должна прийти Манушак. В дверь постучались, - кто там,
-Это я Манушак. - дверь открылась, она вошла в комнату. 
* Пошлушай меня, сейчас мы с тобой переоденемся,  мне на некоторое время нужна твоя верхняя  одежда, и еще, где сейчас все девушки, и как зовут новенькую, которая сидела рядом с моим братом.
* Её зовут Саида, она вместе со всеми на втором этаже в левом крыле.
* Кто там охраняет? 
* Ни кто,  просто там наша старшая, и она закрывает дверь на второй этаж, она отвечает за все, вы её  знаете, а у меня есть ключ.
* Это хорошо, давай ключ. Мне нужно встретиться с Саидой, как это лучше сделать?
* Хорошо, нет ничего проще.
* Я побуду здесь, а вы можете подняться , никто не догадается, что это вы. А что вы хотите. Я хочу завтра поехать на охоту вместо неё. Это же я должна ехать, только братья об замене знают, вот я и поеду. Но для этого надо её предупредить, где мы с ней завтра поменяемся. Я думаю, что она не будет против.
* Не знаю, она очень рада, что завтра поедет на охоту с князем.
* Да? Вот как! А кто знает еще , что меня подменят.
* Думаю, что все девушки, но нас предупредили,  если кто-то кроме нас четверых проговорится, смерть, так что все боятся даже об этом говорить.
* Хорошо, спасибо, давай переодеваться.    


Рецензии