8. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
1. Итак, долгий путь волхвов, который им указывала чудесная звезда окончен.
Они поклоняются Младенцу и, "открывши сокровища свои, приносят дары, и дары не как человеку, но как Богу, потому что ливан и смирна были символом такого поклонения."
Звезда и божественное озарение их мысли мало- помалу возвели волхвов к соаершенному ведению.
Потому-то ,- объясняет Святитель, - они и не соблазнились не увидев ничего великого: лишь ясли, бедную хижину и бедную мать с Младенцем на коленях. "Не соблазнялись ничем внешним, а приносили дары, не похожие на грубые приношения иудейские. Приносили в жертву не овец или тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли ему познание, послушание и любовь."
Не смутились они, и когда им было откровение тайно удалиться иным путем.
Не смутился и Иосиф, которому было откровение бежать с Младенцем и матерью Его в Египет от гнева Ирода.
Неужели Бог не мог защитить себя?
Если бы Он начал проявлять свою Божественную силу с младенчества, то усомнились бы все мы, что он принял плоть человеческую.
Эти и многие другие человеческие действия, только подтверждают восприятие Богом человеческой плоти.
2. Почему ангел посылает Иосифа в Египет?
На этот вопрос Иоанн Златоуст отвечает так: " Главную причину показал сам евангелист, говоря: Да сбудется предреченное: из Египта вызвал Сына Моего (Ос. 11:1)".
Далее он даёт нам глубокое духовное наставление:" Мы с самого начала должны ожидать искушений и наветов.
В самом деле, смотри, как все начинается с самых пелен. Лишь только Христос родился, и тиран неивствует, и приключается бегство в чужие земли, и невинная Мать убегает в страну варваров. После этого, и ты, удостоившись послужить какому- нибудь духовному делу, .если будешь претерпевать жесточайшие напасти и подвергаться бесчисленныи бедствиям, не должен смущаться и говорить: что это значит?
Имея примером Христа, переноси все мужественно, зная, что с духовными людьми так и должно быть, и что их удел - отовсюду подвергаться искушениям."
3. Итак, Иосиф, ни в чем не усомнившись, взяв Младенца и Матерь Его, бежит в Египет по велению Ангела.
Святитель подчеркивает, что "Человеколюбец Бог эти скорби его растворил радостью, как обычно Он поступает со всеми святыми, и не попуская им быть в непрестанных опасностях, и не оставляя их в совершенном покое, но устраивая жизнь праведных из сочетания того и другого."
Иоанн Златоуст поясняет. "Когда Иосиф видел, что Дева имеет во чреве, это повергло его в крайнее смущение... но Ангел развеял его подозрение и рассеял страх, и Иосиф , видя родившегося Младенца, обьят был величайшей радостью."
Немалая скорбь сменяет эту радость - "Ирод беснуется и ищет Родившегося."
Но за этим следует новая радость - звезда и поклонение волхвов.'
После этой отрады опять опасность, и вновь покровительство Ангела.
4. Ангел,, повелев Иосифу бежать в Египет, не обещал ему сопутствовать, чтобы вразумить, что он и Мария имеют Великого Спутника- рожденного Младенца.
И, действительно, Египет может по праву похвалиться, что первым принял Богомладенца и просветился Его благодатью.
Святитель описывает Египет своего времени, " увидишь, что пустыня эта лучше всякого рая; увидишь там в образе человеческом бесчисленные лики Ангелов, сонмы мучеников... увидишь, что тиранство дьявольское ниспровергнуто, а Царство Христово сияет".
Иоанн Златоуст восхищается женщинами - христианками: " У них, как и у мужей, идёт брань с дьяволом и властями тьмы, и в этой брани естественная слабость пола ничуть не служит им препятствием, потому что успех таких браней зависит не от естества тел, а от произволения души. Поэтому и жены часто превосходили своими подвигах мужей и воздвигали славнейшие знамения победы."
5. "Египет произвёл славнейшего после апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, и пусть поразмыслят, что и он был в той же стране, где и фараон. И однако эта страна нисколько не послужила ему во вред, а ещё он сподобился и Божественного созерцания и вёл такую жизнь, какую требуют Христовы законы."
Иоанн Златоуст просит "самим делом подражать тому, что написано, не извиняясь ни местом, ни воспитанием, ни нечестием предков. Если мы решимся обратить на себя должное внимание, то ничто подобное не послужит нам препятствием."
Святитель призывает нас: " Бросим неуместные отговорки и предлоги и решимся на добродетельные подвиги. Тогда мы привлечем к себе большую божественную любовь, и умолим Господа споспешествовать подвигам нашим и сподобимся вечных благ, которые да и получим мы все благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №224010201143