9. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Ирод, поняв, что волхвы не вернулись к нему, изливает гнев на неповинных младенцев, и таким образом совершает неслыханное злодеяние, избив в Вифлиеме всех младенцев до 2- х лет.
Иоанн Святитель предупреждает нас:
" Многие очень неразумно судят об этих детях, и возмущаются несправедливостью их избиения, одни выражают свои сомнения довольно скромно, а другие с большой дерзостью."
Святитель сравнивает избиение младенцев с убийством стражи, когда Ангел освободил чудесным образом апостола Петра из темницы и уз.
" Как здесь, после бегства Отрока, избиваются другие дети вместо искомого, так и там, такой же тиран, не найдя Павла, предал смерти стерегших его воинов".
" Не Христос был причиной смерти детей, но жестокость царя; равно и не Пётр был причиной смерти воинов, но безумие Ирода."
2.Иоанн Златоуст подробно разъясняет нам это недоумение- почему Бог попустил избиение младенцев?
Он говорит: " Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю и в Церкви, и на торжище, и во всяком месте, - правило, которое, - желаю я, - чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно даёт нам решение на все подобные недоумения. В чем оно заключается?
То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного."
Святитель приводит для пояснения такой пример.
" Положим, какой- нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что раб обижен бечестными людьми, и какая-то часть имения его отнята. Итак, если господин зачел похищенные деньги вместо долга, то обижен ли был раб? Никак.
А если бы господин дал ему больше вместо похищенного? Не приобрёл бы раб больше, чем потерял?"
" Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды."
Иоанн Златоуст продолжает: "Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если все несчастья переносят мужественно; наоборот, ещё больше приобретают, получают ли удары от самого Бога или дьявола.
Но какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью?...
Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда?..
Ты скажешь, что они совершили бы многое, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь?..
Но Бог не попустил бы им ранней смерти, если бы они могли сделаться великими...
Бог попускает "с долготерпением своим жить даже и тем, которые всю жизнь проаодят во зле", то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое".
3. Святитель продолжает: :" Итак, предоставив Ему (Господу) совершеннейшее ведение об этом...научимся все скорби переносить мужественно."
" Итак, не смущайся и не падай Духом, когда взираешь на Его неизреченный Промысл, который ясно можно усматривать и в Его действии, так и в попущении."
" Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего" (Мф. 10:29).
Иоанн Златоуст убеждает нас:" Без Его (Бога) ведома ничего не бывает, но что Он знает все, хотя и не делает всего.
Поэтому, говорит, не смущайтесь и не бойтесь. Если Тот, Кто знает Ваши страдания и может отвратить их, однако же не отвращает, то, без сомнения, потому что промышляет и печется о вас.
Так должны мы рассуждать и в собственных искушениях, и мы отсюда получим немалое утешение."
4. Итак, по смерти Ирода, согласно внушению Ангела, Иосиф с Марией и Богомладенцем приходят в Галилею и поселяются в Назарете. И это случилось по пророчеству. "Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется ( Мф.2:23)."
Назарет был местом неважным, да и не только он, но и вся область Галилейская.
Святитель обращает наше внимание на то, что "Господь не стыдится называться именем этого места (Назореем), показывая тем, что Он не имеет нужды ни в чем человеческом; также и учеников выбирает из Галилеи, уничтожая отговорки людей ленивых и показывая, что для подвига добродетели нам нет нужды ни в чем внешнем."
У Него и дома нет. "Поэтому Он и бегает от козней Ирода, и при рождении полагается в яслях, и пребывает а гостинице, и избирает бедную мать, научая нас тем не почитать ничего такого постыдным. Попирая с самого начала гордость человеческую и убеждая к одной добродетели."
5. Иоанн Златоуст, призывая нас к Отечеству Небесному, поясняет на библейские примерах, что не нужно в спасении души надеяться на благородство предков.
"В самом деле, скажи мне, что пользы было детям Самуила в благородстве отца их, когда сами они не наследовали добродетели? Что пользы детям Моисея, не поревновавшим его строгой жизни? Они не наследовали его власти. Что опять было пользы сыну Ноеву от добродетели отца его, если он сделался из свободного рабом...Развращение воли преодолело законы природы, и лишило Хама не только благородства родительского, но и самой свободы."
Также Исаак, хотя был первенцем, и отец его всячески старался сохранить его преимущества, променял свое первородство на чечевичную похлебку.
Но что говорить об отдельных людях?
" Иудеи были сынами Божиими, и, однако, ничего не приобрели от этого достоинства."
"Видишь ли,- подчёркивает Святитель- как мало защиты детям в благородстве отца их?"
" Итак, не будем гордиться ни благородством, ни богатством, но будем презирать надмевающихся подобными преимуществами; не будем унывать по причине бедности, но будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах, и убегать той бедности, которая вводит в грех.По этой последней и известный богач был беден, почему и не мог, не смотря на усиленные просьбы, получить и одной капли воды." ( притча о богаче и Лазаре)
" Итак, что мы алчем денег, когда они не возводят нас на Небо?"
Кто бы не бросил с презрением имение, если бы земной царь сказал, что богатый не может придти к нему и быть в почёте?
Неужели" при гласе Царя Небесного, который ежедневно взывает и говорит, что неудобно с богатством войти в священные те преддверия, не презрим ли все, и не отвергнем богатство, чтобы свободно взойти в Его Царство?".
6 "И достойны ли мы какого- либо прощения, - с горечью спрашивает нас Иоанн Златоуст- когда с великим старанием обременяем себя тем, что заграждает нам туда вход ( в Царство Небесное), и скрываем свое богатство не только в сундуках, но и в земле, тогда как можно положить его в хранилище Небесное?..
За деньги, за богатство и за подобные вещи много могу представить убитых тайно, и явно. Множеством таких примеров наполнены дороги, судебные места и торжища. "
Иоанн Златоуст восклицает: " Да что я говорю о дорогах, судебных местах и торжищах?
Посмотри- само море исполнено кровью. Тираническая власть любостяжания не только на земле распространила свою державу, но и на море свирепствует с великим неистовством. Один плывёт за золотом, другой умерщвляет его;
одного эта страсть делает купцом, другого человекоубийцей.
Итак, на что всего менее можно полагаться как не на богатство, когда из-за него нужно скитаться, подвергаться опасности и самой смерти.
Только любовь ко Христу может победить пагубную любовь к богатству.
Святитель говорит
"Раб Христов не будет рабом богатства
но его властелином. Богатство обыкновенно само ищет того,
кто его бегает, и убегает того, кто его ищет"
Ради шутки говорят, что блеск золота полезен для глаз
Иоанн Златоуст сурово предупреждает нас: " Но не шути так. Человек!
Взгляд на золото... не позволил несчастному Иуде внять гласу Господа и ещё довёл до того, что он удавился, расторгся посредине и наконец низвергнулся в геенну."
Итак, что может быть ужаснее и беззаконнее взгляда на золото?
" Эта необузданная страсть проливает кровь человеческую, имеет смертоубийственный вид, всякого любого зверя лютее...
Итак
будем убегать от этой болезни и неисцельной язвы, чтобы и здешнюю жизнь провести безопасно и наследовать будущие сокровища, которых да сподобимся все по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь
Свидетельство о публикации №224010201428