Крестовые походы против р. Мастер и Маргарита

Читая критические отзывы на роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", убеждаюсь в подлинном таланте писателя, видя, как ловко введены в заблуждение читатели, делая поверхностные выводы по роману. Однако, всё не так просто, как кажется. Не дважды два, а высшая математика, я бы сказала. Праведный гнев богобоязненных христиан побуждает их выступать на защиту достоинства Евангелия и Иисуса Христа в крестовом походе против романа "Мастер и Маргарита".

Так звучит одно мнение:
"У меня, как читателя романа, сложилось впечатление, что Михаил Афанасьевич не любит Иисуса Христа....

…Одна из задач, которую автор романа поставил перед собою, как мне кажется, –  это унизить достоинство Господа Иисуса Христа, заставить Его признать Своё поражение перед гениальным Пилатом, а если говорить конкретно – перед Воландом, то есть, диаволом. Вот, на мой взгляд, в чём заключена основная цель романа...

…И, как–то так, незаметно вползает в сознание мысль, что Воланд – это не так, уж, плохо. Да, мы, конечно, само собой разумеется,  понимаем, что он – сатана, князь тьмы, что он НЕ МОЖЕТ быть хорошим. Но, как он чертовски хорош! Как он дьявольски последователен и верен в своих действиях! Да, он – олицетворение зла, – так нам о нём рассказывают попы, так о нём пишут во всяких духовных книжках. Но почему тогда он ТАК магнетичен? ТАК симпатичен? ТАК харизматичен?..

…Почему не Иешуа Га–Ноцри главный герой сатанинского, прямо скажем, романа Михаила Афанасьевича?..

…Лжи в романе много. Просто она, ложь, подана так вкусно, что ради захватывающего сюжета (и романа, и фильма), её поглощаешь, не переваривая. Принимая за настоящую духовную пищу. Главная ложь романа, о чём мы подробно поговорили выше, – это, конечно, добрый сатана Воланд. Справедливый, наказывающий других за зло, всемогущий, благородный. Просто душка! Не то, что примитивный и отсталый Иешуа...

…В этом и заключается, думается, еще одна задача романа – обмануть читателя видимостью правдоподобия, оболгать Христа и Его беспрецедентный подвиг ради спасения людей от греха и вечной смерти...

…бродячий философ из Гамалы не вызывает почти никакой симпатии. Он – скорее жертва обстоятельств, чем персонаж, способный влиять на какие-то значимые события художественного произведения. Опять же, если прообраз Иешуа, прости Господи, – Иисус, то, почему в романе ни слова нет о воскресении Га–Ноцри, последовавшем на третий день после распятия?..

…Читатель в который раз делает вывод, что Богу нет дела до Своих созданий, что Он нами не интересуется, слышать и видеть нас не хочет. Мол, Моё облако с краю, ничего не знаю. Вы, там, внизу – сами по себе, Я – сам по себе. Живите, как хотите. Эта идея в корне противоречит православному (и не только) учению о Боге..."

__При всём уважении к автору (и он не одинок в своей позиции), к его христианским чувствам, к тому же, я и сама христианка, замечу ошибочность такого подхода к трактовке литературного произведения.

Неверно отождествлять автора с его персонажем (Мастером) и личное мировоззрения писателя с содержанием романа.

Давайте помнить, что это художественное произведение, а не исторический документ и не проповедь о Христе и евангельском учении! И к нему нельзя предъявлять требований, как к проповеднику с церковной кафедры.

Булгаков не ставил цели проповедовать евангельское учение и правильного Христа, но у него, как и у любого писателя, был художественный замысел и концепция произведения, содержание которого и служило раскрытию этой концепции. И замысел писателя – побудить читателя к глубоким философским и религиозным размышлениям, пищу которым он дал своим романом, что ему, в целом, удалось. Его роман волнует и обсуждается, и будет волновать ещё многих читателей.

В связи с авторской концепцией образ Христа в романе очень отдалён. Потому что, не Иисус Христос главный герой.

1 Иоанна 5, 19 "весь мир лежит во зле" (другой перевод: "весь мир во власти дьявола"). Эти строки Священного Писания – красная нить романа.

Идея романа – проблема сочетания мира тьмы (демонического мира) и человеческих судеб. Роман Булгакова – о влиянии сатаны на людей. Это роман о людях, лишённых спасения. И о демонических сущностях, которые тоже лишены спасения. Это роман–трагедия!

Утверждается, что роман полон лжи. Нет, это не так. Роман абсолютно правдив, он описывает мировоззрение людей, которое может быть ложно, которые ошибаются, делают те или иные вещи, как это обычно в мире и бывает. Сплошь и рядом человеческие трагедии, ошибки. Что в результате этого получается – роман и описывает.

Мы видим трагедию Мастера, который не понял евангельской вести и написал роман, излагающий неверное представление о Боге, тем самым, подыграв на руку сатане, став невольным его глашатаем. Мы видим трагедию женщины, положившей на алтарь любви свою душу. Сколько таких судеб? И логичный, очень даже логичный, финал жизни главных героев – совершение ими греха самоубийства.

Мы видим трагедию Понтия Пилата, мучимого возложенной на него миссией вершить судьбы, и судьбу Христа в том числе. Я не желала бы быть на его месте! Его головная боль, которая очень показательна. Ему не позавидуешь!

Мы видим трагедию демонических существ, отверженных ангелов. Искромётно смешной Кот–Бегемот, например, это самая трагическая фигура в романе. Это безысходное отчаяние и неизмеримую тоску мы наблюдаем в финале, когда снимается маска шута.

Мы видим участь людей во власти сатаны после их смерти. Они все были обречены на ад, и только надеялись на покой. И Господь дал им некоторый покой. Это очень глубокий роман! И не в доктринах дело, а в переживаниях, надеждах несчастных героев романа, прототипы которых мы встречаем в жизни повсеместно.

Мы видим в романе отвратительную концентрацию похоти, безумие круговорота блуда, охватившего и растлившего мир, множество людей, попавших в сети этого греха. Массовые сцены ритуальной сексуальной самодемонстрации и бесстыдства поражают. И сатана там правит бал, как говорится.

И дьявол, действительно, магнетичен, умён и харизматичен! Он вовсе не примитивный чёртик с рогами, как его рисуют в карикатурах! Иначе, он не был бы дьяволом. Он не был бы обольстителем всей Вселенной, каким его называет Библия.

Поэтому, не вините Булгакова, это талантливый писатель, он написал правильные вещи! И над его романом будут думать ещё многие.

А то, каким немощным и тщедушным представляется Иешуа в романе Мастера – так, разве, не таким его видит мир? Разве не таким представляется Иисус Христос и его последователи людям во всех поколениях? Немощными, глупыми, смешными, юродивыми? Не считают ли и нас, сегодня живущих христиан, такими?.. На самом деле, это проблема этого мира, отчуждённого от Бога, которая вкупе с другими его пороками отображена в романе Булгакова.

P.S. Если бы уважаемые критики оказались во времени и пространстве романа и предоставили свои критические статьи Мастеру, возможно, они бы пресекли распространение его сатанинского романа и спасли бы душу этого писателя, оторвав его от служения сатане и приведя к Евангельской Истине. Но и сегодня достаточно таких Мастеров на службе у дьявола. Поэтому, крестовые походы должны совершаться! Главное, выбрать верную цель.

Булгаков написал глубокое христианское произведение. И это был его крестовый поход.

(Интересно по теме: "Комментарий к роману о Мастере и Маргарите" Игорь Смольников)


Рецензии
Благодарю. Интересный и неожиданный анализ романа. Всё верно.
Роман служит Богу, донося неверующим главную мысль: Иисус был, Он - не миф.
И это удается донести именно харизматичному сатане Воланду. И само его появление для неверующих - одно из доказательств реальности Бога.

Наталья Ласточка   30.03.2024 11:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!

Наталия Кобилева 2   30.03.2024 14:56   Заявить о нарушении