Записки армейской молодости. Полк - 12

      Январь был скромен на события. Всё те же репетиции, редкие концерты и мастерская. Поскольку работы было мало, я решил сделать для ансамбля фирменные значки. Получив согласие капитана, я принялся за работу. Для начала сделал эскиз и определился в размерах. Значок не уставной и его могли не разрешить носить. Значит он не должен был особо бросаться в глаза. Но он же изготавливался для того, чтоб его видели! И я решил делать в чёрно-белых цветах. Значок должен был выглядеть на подобии лауреатских знаков. На верхней планке надпись «Молодость», по названию ансамбля. Колечком к планке подвешивалась пентаграмма, на аверсе которой писалось «ВИАМ», а на реверсе – порядковый номер и фамилия обладателя.
      Для начала я пошёл к друзьям в ТЭЧ и попросил у них трубки от парашютного кислородного прибора. Специальная батарея этих трубок из мельхиора находилась в каждом кресле членов экипажа и была заполнена кислородом. Это позволяло лётчикам при катапультировании на большой высоте с разряженным воздухом безболезненно достичь плотных слоёв атмосферы и дышать нормальным воздухом. Мельхиор – сплав никеля и меди – тяжело поддаётся окислению и долго остаётся блестящим.  Ещё я взял тонкий листовой эбонит чёрного цвета – пластмассовый изолятор, который легко, как и мельхиор, полировался. Булавки для крепления на мундир были взяты с купленных мной самых дешёвых значков. Материал был готов, и можно было начинать.  Спешить было некуда, поэтому работа шла тщательно и продуманно. Я пилил мельхиор ножовкой по металлу, эбонит пилил лобзиком, надфилем обрабатывал края, потом наждачной бумагой драил. После этого к планкам паял булавки и все детали полировал. Затем шла операция гравировки. После того, что эбонитовые детали были наклеены на мельхиоровые, пентаграммы подвешивались к планкам посредством колечек. Их я делал из обыкновенных канцелярских скрепок.
      Командиру полка значки понравились и перед праздничным концертом, посвящённом Дню Советской армии, он торжественно вручил их каждому участнику ансамбля, включая гражданских лиц.
      Работа над значками закончилась, полётов из-за погоды было меньше, а следовательно и мне было меньше работы. И только заказы офицеров на кухонные шкафчики не давали мне совсем расслабиться.
      Но ничто не бывает вечным. Через некоторое время меня вызывает командир полка и оглашает новый приказ: изготовить 55 макетов самолетов, с целью более наглядной постановки полётного задания на земле. Работа была очень большая. Основной проблемой были фюзеляж, двигатели и подвесные баки, которые многие по незнанию принимали за бомбы. Токарного станка у меня не было, поэтому командир сказал, дать ему эскизы деталей, а он позаботится об их изготовлении. В секретной части я получил под расписку чертёж общего вида самолёта и сел вычислять нужные мне размеры по масштабу. Эскизы отдал командиру, но ждать выполнения заказа у меня уже не было времени. Необходимо было вырезать лобзиком из фанеры 110 основных крыльев, 110 задних малых крыльев и 55 хвостов. Потом зашкурить крупной и мелкой наждачной бумагой. Один я бы не справился и за два месяца. Поэтому в помощь я взял двух ребят, с которыми уже работал.
     Изготовив необходимые детали, мы принялись за подставки. Я придумал конструкцию, с которой макет легко и быстро снимался, а в спокойном состоянии всё было жёстко закреплено.
      Мы все свои подготовительные работы закончили, а выточенных деталей всё не было. У нас был вынужденный простой. Отдыхали мы ровно неделю. Детали пришли, и мы снова ударились в работу. Надо было собирать макеты, устанавливать на подставки, потом все разбирать, красить серебрянкой весь самолёт, наносить звездочки и номера, затем всё это покрывать бесцветным лаком. Работали мы с утра и до отбоя. Командир остался очень доволен и объявил нам благодарность.
      А начальник политотдела регулярно резал мне отпуск.
                02.01.24


Рецензии