Альпинисты в Кабуле. Неизвестная операция

25 декабря 1979 года произошла авиакатастрофа Ил-76 вблизи Кабула.
В результате погибли 7 членов экипажа и 37 десантников из 350-го гвардейского парашютного - десантного полка
103-й гвардейской дивизии воздушно-десантных войск.
На борту находились также секретные документы, хранившиеся в чёрном кожаном портфеле.

К месту крушения самолета была отправлена группа казахстанских альпинистов под руководством Ерванда Ильинского.
Главного тренера сборной Казахстана по альпинизму и заслуженного тренера СССР.
До последнего момента они не знали,что их основной задачей будет поиск этого портфеля.

В СМИ было мало информации о том, что они принимали участие в расследовании авиакатастрофы,
произошедшей возле Кабула в конце декабря 1979 года. Перед началом Афганской войны.
Наши альпинисты получили прозвище "призраки" так как все документы, подтверждающие их участие, были секретными.

Ерванд Ильинский вспоминает: "В конце декабря 1979 года я получил телефонный звонок из Москвы.
С просьбой срочно отправиться в Душанбе на спасательные работы.
Мне было приказано собрать группу, в которую входили только холостые альпинисты.
В состав группы вошли  руководитель группы Ерванд Ильинский,Юрий Попенко,Казбек Валиев,Валерий Хрищатый,
Николай Пантелеев,Вадим Смирнов,Григорий Луняков,врач команды Сергей Фомин.

Утром мы прибыли на военный аэродром, где нас встретил генерал.
Он приказал нам сдать паспорта, получить оружие, радиостанцию и десантную аптечку.
Этот приказ нас удивил. Но еще больше удивились, когда во время полета, подобно сцене из шпионского фильма, мы услышали гудок и голос:
"Проходим государственную границу".
Мы задали вопрос пилоту.  Он посмотрел на меня так, словно я был сумасшедшим, и сказал: "Мы летим в Кабул!".
Никто тогда еще не знал о предстоящей войне. Советское руководство объявило о вводе войск в Афганистан только на следующий день.
Мы приземлились на взлётно-посадочной полосе. Которая была окружена советскими войсками.
Вокруг стояли боевые машины десанта.
Мы предположили, что, возможно, это связано с проведением учений советских войск.

Утром 27 декабря нам, наконец, рассказали о предстоящей операции, погибших десантниках и о портфеле с документацией.
После этого мы отправились к предгорью Гиндукуша, где сели на вертолёт.
Который доставил нас непосредственно к месту катастрофы, находившемуся на высоте 4.200 метров.
За штурвалом находился полковник. Мне предоставили наушники и по внутренней связи сообщили, что мы находимся на месте крушения.
Мы нашли подходящее место для посадки. Но за ним начинался склон.
Я сказал пилоту, чтобы он приземлился, но он ответил, что не может сделать это здесь.
Возможно, у него не было допуска на посадку на такой высоте. Мы вернулись назад.

Я сказал командирам, что нужно вызвать пилотов, которые имеют опыт полетов в горах, и назвал фамилии летчиков из Киргизии и Казахстана.
Вечером мы сидим в нашей комнате в Кабуле и пьем чай.
Подходит один из наших кураторов и говорит: "Похоже скоро прилетят ваши горные летчики."

Спустя некоторое время я подошел к окну, отодвинул тяжелую портьеру и увидел на улице знакомых пилотов.
Они часто отправлялись в горы с альпинистскими экспедициями, – продолжает свой рассказ Ерванд Ильинский.  Прибыли два экипажа из Киргизии:
Борис Бондорчук, Владимир Сергиенко, Сергей Данилов, Александр Медников, Александр Лосев и Александр Ильинич.
Они шли, озираясь по сторонам. Я вышел к ним, и они облегченно вздохнули: «Эрик, так это ты организовал нам такую командировку!».
Оказывается, их сорвали с места по тревоге без объяснений. Они обратились ко мне с вопросом о том, что делать.
Ну что они могли бы делать лучше всего? Летать! Сергиенко занял первое место, а меня посадили посередине.
Мы достигли заданной точки, и пилот спросил: "Где тебе садиться?" – "Здесь, на поляне", ответил я.
Вокруг было много снега. и самолет завис над ровной площадкой.
Мы спрыгнули с него и приступили к выполнению задания.

ИЛ-76М столкнулся со скоростью более 500 километров в час. И что осталось от самолета и людей – продолжал Ильинский. – Я видел пустой комбинезон, вылетевший из тела позвоночник, оторванные руки, ноги...
С одной стороны  гора, за которую зацепился самолет.
На противоположной стороне был обрыв. Останки были разбросаны в радиусе около одного километра.
Ничего не осталось от автомашин, которые были на борту самолета. Когда начали поиски, казалось, что должно быть больше останков и фрагментов тел.
Когда мы поднялись на вершину, поняли, что нужно искать и с другой стороны горы.
У каждого из нас был черный пластиковый пакет, в который мы складывали все, что находили.
Помню, я нашел чей-то комсомольский билет. Военный билет.
То есть то немногое, что уцелело…

И так, среди человеческих останков мы встретили Новый 1980 год.
Утром 1 января был найден и передан начальству черный кожаный портфель.
После этого работы начали сворачиваться.

Через день нас отправили в Казахстан.
По возвращении в Алма-Ату нас вызвали в военкомат и сообщили, что будут представлять нас к наградам.
Однако до сих пор мы не получили официального признания нашего участия в войне со стороны властей."

Журналист Галина Муленкова, сотрудник АиФ, вспоминает: "В середине осени я получила звонок от незнакомого человека из Москвы.
Он сказал: "Здравствуйте, Галина! Как здорово, что я вас нашел! Вы журналист, верно? Пишете об альпинизме, так что должны знать Ильинского".
– На другом конце телефонной линии находился гвардии полковник Владимир Петрович Савицкий,  командир 105-го отдельного зенитного ракетного артиллерийского дивизиона и председатель фонда "Профессиональная российская армия XXI века".  Я рад сообщить ему о памятном событии,
посвященном 40-летию военной операции "Байкал-79" и 75-летию создания 103-й воздушно-десантной дивизии.
Встречу проводит командующий ВДВ. И мы хотели бы пригласить Ильинского в Москву.


Вернувшись из Москвы, Ерванд Ильинский сказал, что Владимир Петрович Савицкий  очень активный человек.
Он напомнил об эпизоде нашего участия в тех давних событиях ветеранским организациям России и стран СНГ.
Он сам был свидетелем взрыва самолёта. И даже знал майора Елисеева.
Заместителя командира 130-го отдельного инженерно-саперного батальона 103-й воздушно-десантной дивизии, возглавлявшего группу охраны.
Награды, которые мы получили, также как и та медаль, которую вручили на встрече в Москве, всего лишь памятные.
Комитет ветеранов Украины наградил нас медалями «За отвагу». Мы имеем медали ветеранов войны в Афганистане.
У нас есть медали, выпущенные к юбилею вывода войск из Афганистана. Но мы не причислены к участникам.

В микрорайоне Боровуха-1 25 декабря 2023 года был открыт мемориал в память о погибших десантниках
350-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии
и экипаже самолета ИЛ-76 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка 25 декабря 1979 года под Кабулом.


Рецензии