Очень известный, но забытый художник

Очень известный, но забытый художник.
До тех пор, пока не приехали в село Почково для реставрации монументальной настенной живописи в храме Успения Пресвятой Богородицы художники «Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», никто и не слышал о том, что в соседнем селе Нащи родился очень известный русский художник Горюшкин-Сорокопудов. Поведал об этом факте один из художников-реставраторов – Игорь Владимирович Мясников, с удивлением узнавший, что на родине художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова никто ничего о нём не слышал. К большому сожалению, Игорь Владимирович скоропостижно скончался в Москве 31 декабря 2021 года. Было ему всего 53 года.


Портрет художника
Знакомство с Горюшкиным-Сорокопудовым начнем, пожалуй, с внешности художника, как же он выглядел? Один из художественных портретов Ивана Силыча написал Александр Иванович Вахрамеев, который вместе Горюшкиным-Сорокопудовым обучался в Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина. Затем в 1906 году переехал в Пензу, где вместе с нашим героем преподавал в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого, вплоть до 1909 года. Но, вскоре, обвинённый в распространении «недозволенных» идей, покинул Пензу и возвратился в Петербург. Так что Вахромеев прекрасно знал Ивана Силыча, но, кажется, он всё же придал портрету несколько величественный, надменный вид. На портрете Вахрамеева Иван Силыч выглядит настоящим щёголем; аристократ, да и только. Если сравнивать этот портрет с портретами, написанными самим Иваном Силычем, то по выразительности самой фигуры и даже одежды этот портрет, конечно же, сильно выигрывает.


Раннее детство
Родился Иван Силыч 5 ноября 1873 года в селе Нащи Истлеевской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родители мальчика умерли рано, да так рано, что и сам Иван Силыч будучи уже взрослым родителей почти не помнил. Оставшись сиротой, мальчик оказался в сиротском приюте. После четырёх лет сиротского приюта попал на воспитание к дальним саратовским родственникам Сорокопудовым, которые устроили его в услужение купцу Кузьмину. А купец в свою очередь определил его работать в буфете на пароходе, который плавал по Волге, где он выкраивал время на своё увлечение - рисование. Ведь живописные берега, со старинными городами украшенные золотыми куполами   и колокольнями с крестами, которые не только радовали взор, но и совместно с колокольным звоном, привольно разливавшимся над водами широкой реки, тянули мальчика зарисовывать на клочках бумаги, увиденные многочисленные пейзажи.


Случайный поворот судьбы
Однажды на пароходе пассажиром плыл П. Я. Пясецкий, известный путешественник по Монголии, Китаю и Восточной Сибири. Он обратил внимание на мальчишку при буфете, который в свободное время всегда что-то рисовал и нашёл его рисунки достойными вниманию, посмотрел их и посоветовал ему поехать в Астрахань к известному художнику и педагогу П. А. Власову. Ваня выбрал время сошел на берег в Астрахани, нашёл студию Власова, показал ему свои работы и был принят на учёбу Творчество учеников Власова схоже по тематике и манере письма, хотя набираться опыта разъехались в разных направлениях: молодой рисовальщик Кустодиев на практику отправился в Париж, затем - Германия, Италия, Испания, где изучал творчество старых мастеров. Дороги приятелей разошлись: Иван Горюшкин для практики выбрал русскую глубинку, путешествовал по старинным городам центральной России; будущего художника влекли ростовские, суздальские, угличские храмы и монастыри, где он делал эскизы для будущих работ.


Ученик И.Е. Репина
В 1895 году он поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств на отделение живописи. В 1897—1902 гг. обучался в Императорской Академии художеств у П. О. Ковалевского, В. В. Мате, в мастерской И. Е. Репина. Учился вместе с И. Билибиным, Б.Кустодиевым, К. Сомовым, И. Бродским, Ф. Сычковым, А. Вахромеевым. Получил Первую премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902).В 1902 году Горюшкин-Сорокопудов заканчивает Академию художеств и, как записано в дипломе: «За отличные познания в живописи и научных предметах, доказанные им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника».
Хотя, позднее художник вспоминал: «Некоторое время грешен я был и довольно часто пропускал занятия в мастерской; (И нет в этом ничего удивительного и предосудительного – такое поведение присуще многим молодым студентам во все времена). Илья Ефимович это заметил. Как-то встретив в коридоре, он остановил меня и спросил: почему я не работаю в мастерской? Я сказал, что работаю дома и очень увлекся этой работой (я тогда писал своего “Скрипача”).
Илья Ефимович взял мой адрес и сказал, что на днях обязательно приедет посмотреть, что я делаю. Это меня удивило и польстило мне, но в душе я все же не верил, что Репин приедет к такой посредственности, как я, в то время, когда среди учеников есть куда более выдающиеся дарования.
Но я жестоко ошибся в своем неверии, так как через два дня Илья Ефимович действительно приехал ко мне и застал моего “Скрипача” наполовину сделанным.
Репин долго и молча смотрел издалека, потом подошел близко, видимо интересуясь моей техникой живописи.
Я с трепетом ждал, когда он заговорит. Он взял стул, сел на расстоянии и сказал: “знаете, Горюшкин! Вы голову у “Скрипача” больше не пишите, она вам очень удалась, ведь, если я не ошибаюсь, вам позирует Светлицкий! Ах! он удивительно хорошо играет на скрипке! Я его слышал на ученических вечерах. Он у вас очень похож. Рука на грифе вам трудно дается, но я верю в вас, Горюшкин, вы напишете”.


Самостоятельная работа
Начинается самостоятельная работа. Иван Силыч был большим любителем русской зимы с высокими сугробами по самые окна, писал заснеженные крестьянские избы, укутанные снегом купола церквей, санный путь на полотне дороги, с любовью изображал румяных от мороза красавиц в красных полушубках, спешащих по своим делам. Именно таким предстаёт невероятно убедительной силы полотно «Солнце на лето, зима на мороз». 
Видно, что сам художник умиляется звону бубенцов на проезжающих санях, щурится от ослепительного солнца и яркого синего неба, восхищается непокорной речкой со студёной водицей, спрятанной дымкой инея на заснеженных ветвях. Притихшее приволье, дома, часовня, покосившиеся заборы – всё, заботливо укутанное снежным покрывалом, - приятно душе художника.
Предмет интересов художника в ранний период — историческая живопись, портрет, пейзаж. «Княже у обедни», «Женщина времен Тишайшего царя», «Уголок прошлого», «Канун Пасхи в старину», «Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси», «Плач Ярославны». – одни названия картин говорят о многом. Делал иллюстрации к произведениям русских писателей: П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», А. Н. Толстого «Князь Серебряный»


Пензенский период жизни
В 1903 художник переезжает в Пензу, где становится преподавателем городского художественного училища. С городом связаны его последующие жизнь и творчество. В 1908 году становится преподавателем Пензенского художественного училища, ныне носящего его имя. Создает крупные картины исторического содержания — «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», а также работы в других жанрах — «Портрет В. В. Фоминой», «Портрет жены», «Портрет матери» (матери жены, Клавдии), «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет кн. Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце».
Во время Первой мировой войны создает полотна «Подвиг сестры милосердия» (1914—1916), «Пленных привезли!» (1916). В послереволюционные годы художник активно участвовал в организации художественных объединений в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений. Создает картины «Групповой портрет московских художников», «Портрет худ. Ф. В. Сычкова» (1934), «Ленин и революция», «Ленин на трибуне», «На родине весна», «Похороны В. И. Ленина», «Зима» (1936) «Ивановка» (1939) и другие.
Как то даже отстранялся советскими властями от преподавательской работы. С 1942 по 1945 год был директором Пензенского художественного училища одновременно – директором Пензенской картинной галереи. В году награждён орденом Трудового Красного знамени.


Черты характера
Чтобы поближе познакомиться с нашим земляком обратимся к воспоминаниям его пензенских современников.
Из воспоминаний коллеги по художественному училищу Валукина «Был реалистом и в искусстве и в жизни, но немножко отдавал дань мистике в чисто внешних формах. Так над входом в беседку вешал лошадиный череп. На указательном пальце перстень – с черепом. Запонки тоже с черепом. Но это чисто внешнее. Когда заходила речь о его художественных симпатиях, говорил, что он поклонник Брюллова. В доме были маленькие иконы. Был горд, характер колючий, с людьми сходился нелегко. К одним, кого знал хорошо, был добр, приветлив, к другим лишь вежливо снисходителен, третьим мог сказать: «Меня просили вас терпеть. Я терплю, что вам еще нужно?». Четвертых откровенно не уважал и награждал весьма нелестными кличками. Табак выращивал и обрабатывал сам. Жена Клавдия Петровна, тоже курила. У обоих были длинные самодельные мундштуки из бузины. А пепельницей ему служила теменная часть черепа. Всем говорил «Вы» и лишь в знак особого расположения «ты». С людьми, стоящими ниже его, соблюдал дистанцию. Конюху, который возил его лет десять, руки не подавал и говорил ему «ты»».
«Был он порой человеком резким, даже грубоватым в общении с людьми. Но в совершенстве владел своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя о том, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Писал он о том, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто может после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.
Морозной зимней ночью 1943 года в далёкую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить И.С.Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решён положительно.
Пензенское художественное училище сохранило традиции русской национальной школы живописи в военное и послевоенное время. И в том немалая заслуга Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, человека, умевшего мыслить в масштабах государств».
Работы Горюшкина-Сорокопудова находятся во многих музеях России, включая Государственную Третьяковскую галерею. В Пензенской картинной галерее хранится свыше двухсот его произведений.
Умер Иван Силыч 29 декабря 1954 года в селе  Ивановка, Бековскго района, Пензенской области, похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с академиком, действительным членом Императорской Академии художеств Константном Аполлоновичем Савицким.
Мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова создан в Пензенской картинной галерее. На здании Пензенского художественного училища установлена Мемориальная доска.


Рецензии