Cинодики. Помянник Софии Киевской
На приведенной иллюстрации - Помянник № 1 род Забелов и Помянник № 2 род Иоанна
А теперь порассуждаем немного о приведенных помянниках - разобраться сложно. Но именно Помянники - один из самых ценных источников.
Первым делом надо бы знать, к какой веточке этот помянник относится и кто его составлял. Первое - Иерей - это должность священника Меркурий - скорее всего тоже священник или монах.
Я не буду сильно уверена, но у меня есть варианты: первый вариант я бы прочитала так: Забелы идут до Иерея, а потом от Артемия. Даже можно подумать, что помянник составляла жена этого Артемия и вписала в Помянник отца Артемия и своего отца. Артемий по-отчеству или Васильевич или Стефанович (может Василь был его дедом - Артемия Стефановича). Евдокия могла быть его матерью. (Василия, Стефана, Евдокии, Петра, Параскевы, Иерея, Петра, Анны, Меркурия, Татьяны, Марии, Игнатия, Татьяны, Артемия убиенного, Агриппины,Иоанна.)
Второй помянник - понятно что от Ивана Забелы. Кто такие, Василь, Данила и Захарий? Думаю, что Иван был по-отчеству Васильевич. Данила и Захарий, либо сыновья, либо братья. А еще очень возможно, что Иоанн и Артемий родные братья Васильевичи… Есть уверенность, что этот Помянник с наличием генеалогии Забел расшифровывается. А в поминальные списки заносилось очень много дополнительной информации, например: князь, пан, Гетьман, каштелянов, воевод Иерей, Схимонах, Инок, Монах, Иеромонах, убиенного, воина младенца В те 17-18 вв. Поминание заносилось в церковную книгу. Если кто-то умер, то его дописывали либо начинали новую запись. А книжечки это уже для тех, кто есть прихожанином и это поздняя традиция.
В Софиевском монастыре Забелы были, как паломники - видимо двое представителей Рода вместе занесли свои семьи. Иногда Помянники многое объясняют - это особенно по 16 веку, когда фамилии имели плавающий характер. В 16-17 вв. иногда даже записывали языческие (автохтонные или некалендарные) имена! Представляете на службе священник поминал ладно, когда Ждана или Богдана, а вот когда Зверя, Кота, Немила - вот это да!
- методом исключения разных пар по родословной росписи, мы пришли к выводу, что второй прописанный род Иоанна Забелы мог быть - Ивана Петровича-старшего, от которого наша Голубица, ведь у Модзалевского не прописан самый первый Иван Петрович, который умер во младенчестве, и у этого Ивана прописано, что оставил одну дочь, возможно, что в помяннике и перечисляются умершие сыновья - братья нашей Голубицы? Вообще у меня пока только сложились четко две пары, укладывающиеся во временной отрезок поименника это Петр и Параскева и Стефан (Степан) и Евдокия если идти дальше, то у Василия было две жены - имя первой в родословнике под ?, а вторая Мария (которая умерла в 1707 году) вот с Петром, Меркурием, Игнатием и Артемием вообще загвоздка, женские имена проще объяснить, что это могут быть жены упомянутых иной раз жалеешь, что женщинам в родословной росписи в свое время уделяли мало внимания...столько инфы через женскую половину "уходит в песок" - караул!!!
Хотя, вот еще можно попробовать третью пару прорисовать - это Иоанн и Анна - Иван Петрович-младший и Анна (Ганна) Васильевна (Дунин-Борковская) было бы конечно заманчиво сразу написать Иерей Петр, но в помяннике после Иерей стоит точка. Что это может означать? Интересно, чей это поминальный список? Кого из Забел? Второй похоже внука или правнука - Василия Петровича, Данила Васильевич, Иван Васильевич, и в этой ветке был Захарий? Но тогда опять не по старшинству? Иоанна, Василия, Даниила, Захарии... Начнем с главной персоны в первом списке. Как Вы думаете кто это? А вот и не угадали - Артемий. Почему? Потому что именно для занесения его кто-то отправился к Софии. Именно Артемий был недавно убит (в то время Помянниках если бы записывали всех убитых, то там было бы большинство приписок "убит"). Но почему он в конце? Это одна из форм. Перед Артемием упомянули родичей его и его жены (раз он убит, то, скорее всего писала его жена).
Замечу, что я категорически настаиваю что Иерей не имя, а сан. Иначе просто такой длинный помяник был бы не написан не по правилам. Да и замечу еще - длинна помянника обусловлена завещанием ведь поминают не пару имен (как помянник № 2), а многих, следовательно, поминание входило в состав духовной убитого. Вот почему я говорю про существование Артемия Васильевича. К тому же смотрите за Иереем Петром, следующее мужское имя идет Меркурий. Это имя явно монашеское. Перед Артемием все его старшие родственники (если есть братья), потом духовенство и различные приживалы (троюродные тетушки старые девы, старые дворовые козаки на покое итд.). Потом Артемий и за ним еще два имени - мне кажется это дети Артемия, только их можно было поставить туда по-старшинству. Точка после Иерея - прошу заметить, что имена разделены не запятыми (!) - а каждое слово разделено точкой! Как и, "Артемия. убиенного" - ведь помянник писали не для нас, а для чтения во время молитв и, чтобы имена не смешались с Мария Анна, в Марианну. В начале записан Василь, а потом Стефан его брат, то Евдокия может быть женой Стефана, следуя алгоритму следующей пары Петр-Параскева. Почему записали Петра за сыновьями? Записывали сначала отца (ведь ему должны были быть благодарны за наследство, если дед умер раньше свадьбы). Дядьку Стефана могли просто еще помнить, а вот деда просто знать. Потом, прошу заметить, что все же не смотря в генеалогию, названо имя Ивана Васильевича из помянника №2, и его нашли, как нашли и прогнозируемого брата Данила Васильевича. Оказалось, что не по старшинству помянуты! Ведь поминали именно Ивана и, поэтому написали его имя первым, а потом его отца и брата. Выходит, что можно сделать такую генеалогию Петр (жена Параскева) у них - Василь, Стефан (жена Евдокия), Данила. У Василя сын Артемий (у него, умершие в младенчестве, Агрипина и Иван) Поминальник могла составить и чья-то жена (ур. Забела), помянуть мужа (например, Артемия), а потом и всех своих родных и т.д. и т.п.
Свидетельство о публикации №224010201663