Школьные годы чудесные

Школа! Как много в этом слове для сердца нашего слилось, как много в нем отозвалось…  Детство наше деревенское было разнообразное, бурное, наполненное заботами своей семьи, детскими забавами на улице, на речке- игры  в лапту, прятки, догонялки, испорченный телефон. Родители трудились то в колхозе, то в организациях- лесхоз, связь, мама какое-то время работала уборщицей в старой школе, помню ее зарплату – 27 рублей. Часто брала меня с собой в школу. Отец был литературно одаренным, любил нам почитать стихи, которые помнил наизусть  со школы, закончил он всего 5 классов, был отличным рассказчиком, юмористом, бывало, весь вечер мы надрывали животы от смеха над его рассказами, простую житейскую историю он мог так рассказать, что ухохочешься. Читал нам Тараса Бульбу, а еще помню в районной газете «Заря коммунизма» печаталась повесть в нескольких номерах «Побег из Бухенвальда» и мы , затаив дыхание, слушали отца, а потом с нетерпением ждали продолжения в следующем номере. Я смотрела на газетные знаки и очень хотела научиться читать, но у родителей не хватало времени научить меня, тыкала пальцем на крупный шрифт в газете и спрашивала- что здесь написано? За рубежом – ответил отец и пошел по домашним делам.

 И вот наступило время учебы, сильно в школу, видимо, не стремилась, поэтому не помню первого дня учебы, линейку школьную или еще что-то. Характер был непоседливый, учиться стала не очень хорошо, особенно по чистописанию, брызгам чернильным , неумелым каракулям вольготно было на страницах моих тетрадей. Учительница Таисия Моисеевна была опытной, она лучшие тетради помещала в уголок почета, мои тетради туда не попадали, помнится, меня это сильно озаботило. Пришлось просить помощи у родителей и мне помогли научиться красиво, чисто писать, тетрадь моя тоже стала размещаться в уголке почета.

Меня увлек учебный процесс, понравилось много узнавать интересного, день, когда закончили букварь,  был праздником! Нам сказали, что можно теперь брать книжки в сельской библиотеке у тети Тони. Библиотека тогда была в отдельном,  старой постройки , доме на территории училища СПТУ-2. После уроков помчалась в библиотеку, получила свою первую книжку, принесла ее домой, она была из нескольких страниц с красивыми цветными рисунками. Очень быстро ее прочитала и снова побежала в библиотеку. И так повторялось какое-то время. Тете Тоне, наверное, надоели мои посещения по несколько раз в день и мне дали книжку потолще для подростков, без картинок.
 
 Характером была в отца- училась хорошо, но дралась с мальчишками, как-то Гошка Кокорин на перемене сильно толкнул меня и кинулся убегать, он был новичок и не знал, что девченка может дать сдачи, а меня побаивались и пацаны постарше и не задевали,  догнала и проучила обидчика, он со слезами побежал жаловаться на меня, учительница требовала извиниться перед мальчиком ,  не захотела – оставили стоять в углу после уроков, стояла до конца, но не извинилась. Так и отец – по сочинению получал пять за изложение материала и единицу за ошибки, а выгнали из школы за хулиганское поведение.

В наше время педагогика укрепила свои позиции в школе, меня не выгнали, перевоспитывали. Чтобы избежать хулиганства на переменах, Таисия Моисеевна приносила игры и мы с удовольствием кидали кольцо на смешную рожицу Буратино с длинным носом, были другие игры, но запомнила именно Буратино, такой он был яркий, смешной. Были любимые уроки в младших классах – внеклассное чтение, труд, рисование. Нравилось лепить из пластилина, рисовать, помню Мишка Трифонов нарисовал щуку в водорослях так натурально, что было страшно. А на уроках внеклассного чтения Таисия Моисеевна читала нам книжку о  неуловимых мстителях- приключения юных героев гражданской войны. Это было такое увлекательное чтение, что звонок с урока был чудовищной несправедливостью и надо было долго ждать следующего урока внеклассного чтения.
 
Однажды на перемене мы заигрались в деревенский хоккей, это, когда вместо шайбы  конский шевяк, клюшка из березового сучка, но без основного атрибута хоккея- коньков. Наверное, прошло уже пол-урока, когда мы спохватились и побежали  со школьного двора в класс. До восьмого класса мы учились в старой школе. Зашли в класс, красные, разгоряченные игрой, поздоровались, Таисия Моисеевна  поздоровалась : «Проходите, гости дорогие, садитесь»,- и указала широким гостеприимным жестом на скамейку в три ступеньки у доски, так и сидели остаток урока у доски.

Кажется, это было  перед школой, как-то в субботу мы пошли с мамой в школу, ей нужно было побелить класс, там увидели  Павла Павловича в открытой двери кладовки, полной лыж. У меня перехватило дыхание- лыж у меня не было, дома не хватало денег, в колхозе были трудодни и выдавали немного денег, а мамина зарплата была совсем маленькой. Мама о чем-то попросила Павла Павловича и они ушли, кладовка осталась открытой и потом  опомнилась, когда уже шла задами на лыжах домой. Дома, конечно, меня разоблачили, наказали и отправили с лыжами обратно в школу, было очень страшно и обидно, что останусь без лыж, но Павел Павлович ругать меня не стал, а сказал, потерпи, мол, до пятого класса, там придешь в лыжную секцию и я дам тебе лыжи. Так потом и было, в пятом классе  получила лыжи и участвовала во всех соревнованиях – школьных, районных, очень любила кататься на лыжах, зимой все горки, трамплины, лыжни были любимым времяпрепровождением.

 Четыре года пробежали незаметно, нас перевели в пятый класс. Сначала было разочарование. Вместо одной Таисии Моисеевны, к которой мы привыкли и полюбили,  и одного класса в отдельном деревянном доме во дворе старой школы, у нас стало много учителей и нужно было на каждый урок ходить в разные кабинеты в основном здании старой Г-образно расположенной школы. Появилось много незнакомых скучных предметов и не стало любимых – рисования, труда, внеклассного чтения. И у нас появился классный руководитель – Колбина Клара Петровна, математик. Первое событие в пятом классе, которое запомнилось на всю жизнь, был поход всем классом в Десятниково, через леса, поляны, с отдыхом у лесных аршанов, среди потрясающей красоты уходящего лета. Если б я была композитором, то написала бы музыку об этом походе, так было здорово и интересно. Мы пришли в Десятниково , сходили на встречу с фронтовиками, познакомились со школой. В школе запомнились чьи-то рисунки карандашные – портреты космонавтов на школьном расписании. После похода Клара Петровна вошла в наши сердца и мы стали одним коллективом.

Читала очень много, все подряд, что можно было найти в скромных библиотеках села и школы. Будоражили детское воображение книги о приключениях, путешествиях, о знаменитых людях. Узнала о Терешковой – захотелось стать космонавтом, потом прочитала о первой женщине капитане дальнего плавания Щетининой Анне- захотелось тоже стать капитаном. Бегали, носились за каждым самолетом-кукурузником, пролетавшим над деревней во время пожаров в лесу, мечтала летать на самолете.
 В то время в деревне была интересная увлеченная молодежь – братья Михаил и Василий Дорофеевы, Валера Китаев, Коля Китаев, Вася Сидорик. Они запускали авиамодели на лугу за речкой. Конечно, вся шпана бегала за ними и с восхищением смотрели на полеты модели. Сосед дядя Виня был настоящим самородком, великолепно играл на баяне, любую музыку подбирал на слух,  зимой испытывал на заснеженном лугу аэросани собственной конструкции, а он закончил всего лишь один класс школы!  Боже, какое прекрасное время, окрыленное мечтами! Ничего нет прекраснее детства!

Кто-то из школы побывал в пионерском лагере «Орленок» и рассказывал о море, об интереснейшем красивом лагере на берегу моря. Я грезила морем, начитавшись книг, мне хотелось там побывать.  Спросила пионервожатую- что нужно для того, чтобы попасть в «Орленок». «Нужно учиться на одни пятерки», - ответила мне Анна Титовна. И ради мечты о море   стала учиться на все пятерки, но попасть в «Орленок» до 9 класса было не суждено.  Как-то в третьей четверти восьмого класса ко мне подошла вожатая и предложила участвовать в конкурсе юнкоров, объявленном районной газетой «Заря коммунизма». За первое место обещали путевку в Артек, за второе место – в Орленок. Это было заманчиво, стала писать материалы для конкурса. Через какое-то время проявились два лидера в этом конкурсе. Наконец, появились результаты , но путевки в Артек не оказалось и обоим победителям  вручили путевки в Орленок. Так сбылась моя мечта, которая стала ярким событием в моей жизни. Другой победитель был из Саянтуя – Гена Краснояров, сейчас известный ортопед в республике.

Хочу отметить, что в нашей школе были хорошие преподаватели, умели увлечь своим предметом – Михаил Григорьевич и Таисия Моисеевна Китаевы, Надежда Сергеевна Трифонова – очень интересно и доходчиво преподавала химию, что позднее я оценила на лабораторных занятиях в институте, когда многие однокурсники проявили слабые знания химии.  Мария Васильевна Гомзякова – физика, Русина Ульяна Васильевна – русский язык, Макрова Нина Степановна – география, Макрова Валентина Семеновна – английский, любимейший физрук Китаев Павел Павлович, наш строжайший директор Быков Терентий Андреевич, Иванов Владимир Иванович – литература, Китаева Людмила Лазаревна – литература, Колбина Клара Петровна – математика, Юрий Михайлович Мельников – многогранно талантливый фотограф, художник, преподавал у нас черчение, Валентина Михайловна Мордвина научила шить и разбираться в швейных машинках, интересно преподавал военное дело Иванов Петр Александрович, Иванова Галина Кузьминична- биолог. Не в обиду другим, я перечисляю тех, кто преподавал в моем классе.

Школа была крепкой во всех отношениях. Комсомольская организация школы получала в награду  Знамя ЦК ВЛКСМ, спортсмены были известны и в районе , и в республике победами в различных видах спорта.  Мы много помогали колхозу, летом создавались бригады по выращиванию куузику, заготовке веточки для ферм, зимой ходили с шефскими концертами по фермам и отарам. Весной очищали поля от камней, осенью собирали урожай до самого снега.

Наши педагоги были авторитетными, уважаемыми людьми в деревне, никому в голову не могло прийти обидеть учителя.  Мое поведение не было идеальным, помню, мама пришла со школьного собрания и отчитала меня: «Ты пошто, бясстыжая отличница, учитялям зубы вставляшь? Попробуй ишшо – рямня получишь!». Вот таким коротким и доходчивым было домашнее воспитание.

Телевизор в нашем доме появился , когда я уже училась в институте. Поэтому основным источником информации было радио, где звучали много познавательных детских передач, которые объявляли конкурсы, хотелось в них участвовать, но литературы не хватало в библиотеках, меня выручали многие учителя, давали огромные фолианты энциклопедий, атласов из своих домашних библиотек– Макрова Нина Степановна, Мария Изосимовна Быкова, Валентина Семеновна Макрова, библиотекарша тетя Тоня выписывала для меня книги из городских библиотек. Бережно храню три тетради по 48 листов с детства, в которых списаны стихи любимого поэта Есенина, трехтомник Есенина дала мне Людмила Лазаревна, учитель по литературе, в библиотеках Есенина не было совсем.

Школьные годы были самыми чудесными, как поется в песне. Хотелось многое узнать, все было интересно, во всем участвовать.  Тематические диспуты, школьные вечера, торжественные линейки, походы, турслеты, любимая Зарница, поездки в театр. Как водится, шалили на уроках – перекидывались записками, шептались. Михаил Григорьевич был любимым учителем истории, приходил на урок, доставал расческу из кармашка пиджака и начинал укладывать свой оселедец на бритой голове. Потом начинал рассказывать очередной параграф. Мне удавалось следить за его рассказом и вести бурную переписку с классом, Михаил Григорьевич, конечно, видел, но не хотел наказывать, а просто периодически просил меня повторить, о чем он сейчас рассказывал, и я слово в слово повторяла его рассказ. И так бывало несколько раз в течение урока, потом он резюмировал, обращаясь ко мне : «История знает одного императора, Юлия Цезаря, который мог заниматься несколькими делами одновременно».

Любовь к математике была безграничной, так увлекательно было одолеть самые сложные задачи, решить примеры. В какой-то момент примеры в учебниках стали для меня слишком простыми. Клара Петровна это сразу заметила и специально ездила в город за более сложными задачниками для меня, разработала отдельные повышенной сложности карточки для контрольных.
И сейчас, когда уже нет наших дорогих учителей, поражает их преданность своей профессии, любовь к ученикам, как многим они жертвовали ради нас, ведь это были особые учителя, сельские. Кроме нас у них были свои семьи, дети, домашнее хозяйство – коровы, поросята, куры, за которыми надо было ухаживать, поить, кормить, чистить. Семья с ее постоянными заботами, без той техники, что так спасает нас от домашней рутинной работы- стиральная доска, хозяйственное мыло, потом появился порошок стиральный «Новость». И никаких трудностей быта мы никогда не замечали, учителя достойно справлялись на всех фронтах – школьных и семейных.

Директором школы в наше  время был Терентий Андреевич Быков. Он не преподавал в моем классе. Директор был строг, требователен, при нем в школе был порядок во всем. Помнится, нужно было организовать школьный вечер, постучавшись в дверь, захожу в кабинет директора и говорю на  деревенском диалекте : «Терентий Андреевич, мы хочем…»- договорить  не успела. «Как Вам не стыдно! Учитесь на пять по русскому языку, а говорите безграмотно! Запомните : мы хотим!». Запомнила урок на всю жизнь.

Главное доброе дело, которое сделал для нашей деревни Терентий Андреевич, это наша двухэтажная кирпичная школа, которая из 8-летней стала средней школой и старшеклассникам уже не надо было ехать в интернат за много километров и учиться в другой школе. Тяжело больной, он довел это дело до конца! Мы учились в выпускном десятом классе, мечтали о выпускной линейке, на которой мы услышим важные напутственные слова директора, но нашему выпуску 1974 года не пришлось их услышать.  Весной, снега уже не было, директор в валенках приходил в школу после тяжелой операции. В марте его нестало. Мы ходатайствовали об увековечивании памяти Терентия Андреевича в нашей деревне, но райком не поддержал нас.

Дорогие односельчане, может, настало время открыть памятную доску на школе, которую построил для многих поколений учащихся, наш директор Быков Терентий Андреевич?


Была у нас однажды в школе учительница-литовка  Регина Иосифовна Башинова, красивая, необычно для деревни стильно одетая, носила элегантные шляпки, преподавала русский язык и литературу в других классах, дружила с Кларой Петровной. Про деревню она говорила : «В деревне есть один интеллигентный человек- это дворник Михаил Иванович». Когда учитель подходил к палисаднику старой школы, он переставал подметать, отступал в сторону, снимал шапку и с уважительным поклоном здоровался. Этот ритуал неизменно повторялся каждый день, пока дед Михаил работал в школе. У нас Регина Иосифовна покупала молоко, каждое утро я бегала к ним с банкой парного молока, обычный деревенский дом внутри блистал красотой и чистотой – комнаты были побелены в разные цвета – одна розовая, другая бирюзовая, обстановка была богаче обычной деревенской. Потом Регина Иосифовна уехала от нас на свою родину в Литву, она познакомила нас со своим классом и мы стали переписываться с новыми литовскими друзьями. Помню сейчас девочку Регину Гендренайте, с которой я переписывалась, храню наборы открыток о Литве, серьги с янтарем, которые она мне присылала. Однажды 1 сентября мы пришли в наш класс математики, который  просто благоухал запахом яблок- это литовские друзья прислали нам подарок к началу учебного года, а мы им отправили потом кедровые орехи. В жизни мы знакомимся с огромным количеством людей, но никто так не врезается в память, как в детстве. Недавно  сестренница Люба нашла в фейсбуке Регину Иосифовну, ей за 80, мы приятно переписывались до тех пор, пока фейсбук не закрыли для нас.

Любимым уроком была физкультура, потому что физруком был Павел Павлович Китаев. Он собрал школьную команду по всем видам спорта, мы ездили с ним на все соревнования, турслеты. Были лучшими в преодолении полосы препятствий, побеждали и бывали на республиканских турслетах, по итогам формировалась республиканская команда и ребята из нашей команды в ее составе ездили на всесоюзные турслеты на озеро Селигер. Павел Павлович был уникальным самородком-физруком, умел увлечь, настроить на победу и достичь результатов. Его любили в районе и мы дружили с тарбагатайцами, с иволгинской командой. Замечательными были вечера на турслетах у огромного костра с песнями под гитару, а коронный номер был всегда в конце. Расстилалась фанера и Павел Павлович исполнял незабываемую цыганочку под восторженный аккомпанемент зрителей! Мы обожали нашего физрука и, как гром среди ясного неба, было неожиданное его увольнение из школы.  Мы не могли сдержать слез. Даже не помню – кто был физруком после, Павел Павлович – любимый физрук во веки! Аминь. И сейчас пишу об этом со слезами детской обиды. Теперь понимаю – с увольнением Павла Павловича закончилось мое детство.

О родной школе могу говорить, рассказывать бесконечно с огромной любовью и памятью. Семья, школа – наш фундамент на всю жизнь.


Рецензии