Скажи мне, кто твой Брут

“Et tu, Brute? И ты, Брут, мой сын?"
Gaius Iulius Caesar

В величественной драме «Вильяма нашего Шекспира» Гай Юлий Цезарь, обращаясь к приёмному сыну Марку Юнию Бруту, который вонзил нож в кесаря в борьбе за идеалы республики, произнес эту уже ставшей классикой фразу: «И ты, Брут, мой сын?».   Заговорщиков было много, и более 100 ножевых ранений обнаружил Римский убойный отдел на месте преступления, но сентенции удостоился только Юный Маркуша за такую подлую мокруху. Дело подмахнули и замяли…  Но!!!!

Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Брута?

В контексте заголовка предлагаемого автором опуса фраза может иметь несколько значений, например:  "Кто твой предатель?»  В более широком контексте, фраза может относиться к поиску тех, кто стоит за нашими проблемами или неудачами. В этом случае, она может означать "Кто является причиной твоих проблем?" или "Кто ответственен за ситуацию, в которой ты находишься?". Также, фраза может иметь более личное значение и использоваться для поиска тех, кто поддерживает или помогает нам в жизни. В этом случае, она может означать "Кто твой настоящий друг?" или "Кто тебе всегда помогает и поддерживает?".

В любой из интерпретаций речь идёт о взаимоотношениях с людьми.

Признаюсь, в какой- то момент я устал от людей, точнее от взаимоотношений.  Конечно,  я не стал больше любить собак, но вот общение стало меня напрягать по весьма конкретным причинам. 

Первая причина – это потраченное время на обсуждение идей, ситуаций, проектов, решений, советов и всё в пустую. Помню как-то часов 6 мы с товарищем обсуждали концепт и контент его сайта его клуба клуба, всё записывали, спорили и т.д. Итог – прошло 5 лет, сайта нет.
 
Во-вторых, у меня иногда возникает такое чувство досады, когда ты опять же потратил время на общение и добились вы какого-то результата, а vis-;-vis и говорит, ну я и сам бы мог это сделать, без твоего участия. А какого такого моржового ты сам это не сделал и зачем был нужен этот «коллаб»? Полное обесценивание твоего участия.

Еще такой момент:  лихие люди очень хорошо видят твои слабые стороны, эмоциональные реакции и находят ниточки, за которые можно дёргать. Ниточка – колокольчик, дёрнули, зазвенело. И как-то вот вдруг ты чувствуешь, что тебя втянули в какой-то спор, да ещё и горячий, а остановиться очень сложно. 
В какой-то момент я вдруг осознал, что меня юзают по полной, но при этом сами-то юзаться не хотят, чётко «блюдут» свой интерес. А почему? Да потому, что я позволяю себя юзать, бескорыстно, слепо веря в непогрешимость и доброту человеческой натуры.   

Не буду и не хочу скрывать, что я высокомерен по отношению к окружающим, но есть также персонажи, которые проявляют высокомерие ко мне в силу ряда обстоятельств. Особенно, товарищи с Востоке, когда почувствуют твою слабость или, когда, вдруг ты им резко стал не нужен. Не всё так, брутально, естес-ссно, но вот уж за что мне нравятся писательские упражнения, так это за полную свободу творчества. Пиши, что чувствуешь, главное, без ошибок и понятно. А будут ли это читать? Хорошо бы, конечно, но меня больше увлекает процесс и возможность «выплеснуть слова, что давно лежат в затылке».  Итак, я высокомерен, но я никогда, по крайней мере публично, не показываю свой высокомерие партнёрам, клиентам и друзьям.

Повторюсь мой дорогой читатель, что мы сами источники наших проблем, и всю вину беру на себя, за своё неумение вовремя «дотумкать», о том что нужно было «сделать остановку и нажать на тормоза», но поезд ушёл, увы! 

В конечном итоге, я сделал вывод о том, что не умею, что ли, рассортировать деловые, партнёрские и дружеские отношения. После долгих и мучительных размышлений, бессонных ночей, творческих исканий, я решил всё окружение рассортировать, рассадить по полочкам, пусть сидят и не вякают. Всяк сверчок знай свой шесток.

Приступим, «мой умный читатель», узнаем, как это у меня получилось? Может и для тебя польза отыщется.


HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO

Поскольку для подзаголовков я выбрал популярнейшие латинские сентенции, которые с древних времён учат нас уму-разуму, то не имею права не растолковать их.

«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» - выражает мысль о том, что все люди равны, независимо от национальности, религии или социального положения.

Не могу не согласиться, но есть сколько-то там оттенков белого или серого вещества. Все равны, но по-разному. И в моём окружении люди иногда совсем и не равны. Но обо всём в порядке очереди, мой терпеливый читатель.

Под своим окружением я понимаю людей, с которыми я как-то взаимодействую - будь то пассивно или активно. Другими словами, это мое личное коммуникативное пространство, которое я воспринимаю как среду взаимодействия.

«Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты», поэтому существенным является то, с кем, о чем,  зачем, сколько я общаюсь и каков результат разговоров. То есть это напрямую влияет на мою личную репутацию.  Я разделяю коммуникацию на деловую   и неделовую, т.е. «просто поговорить». 

Деловое общение или бизнес-коммуникация – это разговор с пользой для обеих сторон. Участники ставят чёткие цели, общаются структурированно, не перескакивают с темы на тему. Отлично если есть повестке дня или хотя бы список тем, рядом с которыми ставятся галочки по ходу встречи. А уж если потом составляется протокол принятых решений или бриф по встрече это уже высший пилотаж. Многие прокачанные личности уже давно пользуются смартфонами, где ведут записи и сразу же рассылают брифы по встрече.  Но не всё так уж брутально, мой въедливый читатель, можно и без повесток и записей, но разговор по теме и уж точно с договорённостями о дальнейших шагах. 

«Просто поговорить» - тоже важно. Посплетничать, обменяться мнениями, обсудить то да сё. Это полезно для снятия стресса. Под чаёк или покрепче беседа хорошо заходит, и я, лично, воспринимаю это как отдых. Но в таком формате, деловые вопросы я не обсуждаю, так как это нарушает ауру отдыха и «поболтать о всякой чепухе», «поржать»  полезно для здоровья. 

Мы вправе выбирать любой тип общения: «поболтать» или «по делу», но время невосполнимо и его эффективное использование зависит в том числе от качества разговора. Я призываю не смешивать жанры.

Праздные лентяи и болтуны воруют наше время и иногда навязывают завиральные идеи с умным видом, не принимая во внимание жанр беседы. Есть ещё такие, которые жанр деловой встречи не признают и, если она случается, любят погоготать, перебивать и перескакивать с темы на тему. Дай им волю, они все превратят в застолье, которое они почему-то называют «тим-билдингом», хотя наиболее точное определение «тим-дебилдинг». Я пытался с такими явлениями бороться, но сдался. Личное время и нервы дороже. Самое интересное, что формат письменного общения они тоже не принимают. «Зачем писать, если можно сказать?» Всех таких «тим-дебилдеров» отправил в лес как профессионально непригодных.

Про чаты в социальных сетях не пишу, но время это отнимает как вагон и маленькую тележку. Срабатывает «синдром необходимости ответа на телефонный звонок.»  Эту тему позже рассмотрим. Одно скажу – во время репетиций я запрещаю музыкантам реагировать на звонки и сообщения. Это как в хоккее. Представьте вратаря, который отвлёкся на сообщение по «вацапу».

Иногда деловой диалог начинается с «разговора о погоде», но это важный этап деловой встречи, так как позволяет быстро «сломать лёд» и даже имеет определение:  «техники малого разговора» или small talks как прелюдия к деловому общению. В сети об этом много полезного найдёте.

Для любого вида общения важно и то, с кем мы общаемся, каков статус вашего vis-;-vis и как себя вести.  Я «рассаживаю» своих собеседников по нижеследующим категориям.   

Незнакомые – «просто так прохожий, парень черно-жёлто или белокожий».  Бывают и случайные знакомства: типа «не скажете как пройти в библиотеку?», которые даже иногда  перетекают в продолжение общения. Вы находите общий интерес, знакомых, обмениваетесь номерами и незнакомец переходит категорию «знакомые».

Знакомые – те, кому вы представились или были представлены. Пожали руки, назвали имена, но дальше дело не пошло. «Хлопнули и разошлись» как пелось в детской песенке «раз, два, три на носочки». Знакомые есть у вас в контактах, но вы не общаетесь, с праздниками и днями рождения не поздравляете.

Приятели – «уходишь – счастливо, приходишь – привет», можно поболтать при встрече. Есть симпатия, но нет общего интереса и дел.

Товарищи – уже есть общий интерес, но пока нет общих дел. Это могут быть коллеги по цеху, одноклассники, однокурсники,  бывшие и настоящие коллеги по работе, с которыми вы не взаимодействуете. 

Лирическо-тематическое отступление.
Из светлого советского прошлого. «Товарищи, среди нас есть такие товарищи, которые нам совсем не товарищи». В моральном кодексе строителя коммунизма было сказано – «Человек человеку друг, товарищ и брат». В моей классификации меняем последовательность. Сначала товарищ, потом, друг, потом брат», ну и классическое «Тамбовский волк тебе товарищ!»

Партнеры – те, с которыми имеем общее дело, «повязаны» обещаниями или обязательствами. «Подельники» - как говорил мне один товарищ из Грузии, идут на «дело» вместе.  Он меня звал, но я не пошёл и партнёрами мы не стали.

Клиенты – это те, кто покупают твои услуги. Здесь сугубо коммерческий интерес.

Друзья – им можно доверить все сокровенное, «нож в спину не воткнут», не предадут. Для многих дружба святое, даже выше любви.

Родственники – особая категория. Они могут быть в любой группе. Как говорят японцы «твой ближайший сосед ближе дальнего родственника». А вот канадцы никогда не беспокоят соседей и коллег и в случае форс-мажора обращаются даже к дальнейшим родственникам.   

Есть еще категория, которую, должно упомянуть: враги.

Враги – те, которые предали, кинули, с которыми по разным причинам мы не желаем ни при каких обстоятельствах встречаться, не то, что общаться. Был у меня случай, когда одна недобрая персона сообщила родителям моих частных учеников, что у меня вирусная пневмония и все они вдруг исчезли. 

Таких я лично вычеркиваю, удаляю номера, не общаюсь, не обсуждаю. Прощаю, если они предприняли попытку искреннего раскаяния. «Слава богу, мой дружище, есть у нас враги, значит, есть, конечно, и друзья».

Конечно, и я тоже чей-то враг и важно знать чей. Но никто тебе этого так прямо не скажет. Но все же рекомендовано провести анализ и сделать выводы. Иногда, вдруг осознаешь что провокатором сам и был. 

Если вы выбираете путь веры и следования религиозным догматам, то тогда «возлюби ближнего как самого себя», «люби врагов твоих», но это крайне сложно и практически невозможно, так как ближние, повинуясь животным инстинктам, иногда норовят тебя сожрать.  Врагов, нужно постараться простить и забыть.
Могут ли быть конкуренты врагами? При честной конкуренции – нет, а при нечестной, считаю, что да! Врагов больше в так называемых корпоративных интригах, где под тебя копают, стучат твоему руководству, но при этом мило улыбаются. В корпорациях, считаю, интриги есть всегда, так как это часть организма корпораций. Нужно знать расклад сил их интересы. 
С недругами хорошо работает дилемма следующая формула – на белое отвечай белым, на чёрное чёрным, через три чёрного показывай белое. Если тебе показали чёрное, игнорировать не рекомендуется, так как потом получишь чёрное вдвойне. Думаю, что напишу об этом отдельную статью.


HOMO HOMINI LUPUS EST

«Человек человеку волк» выражает мысль о жестокости и безжалостности людей друг к другу. Соглашусь, мой критичный читатель, что многое зависит от контекста, но когда выживать гуртом или общиной не получается, особенно когда этот гурт расшатывает лодку, гогоча и тащит тебя на дно за собой.  Но  не всё так грубо, но в ситуации доведённой до критичной каждый выживает сам, а выживает сильнейший.

В продолжение «волчьей» темы вспомним и другую народную мудрость:  ты мне – я тебе. Или на аглицком наречии – scratch my back and I will scratch yours.

Когда я увлекался Сомерсетом Моэмом меня поражала его такая аглицкая циничность. Может быть поэтому он и был популярен. Как бы прагматично это не звучало, наше окружение, а точнее люди – это инструменты или ресурсы в достижении наших целей.  Это отнюдь не означает, что мы только берем у них, отдаём тоже. Вопрос сколько? Пропорционально взятому или больше?  А может  иногда чрезмерно? Как найти баланс в обмене ресурсами?

Согласись, мой, имеющий своё мнение, читатель, важен же баланс вложений? За добро плати добром, а от зла просто уходи, убегай, закрывай отношения. Не бойся отдавать больше, тому кто делает и может использовать с пользой, а лентяям и иждивенцам сразу перекрывайте кран. Есть риск, что они к тебе сядут на шею. Мы иногда поступаем  ТАКЖЕ, не замечая,  поскольку брать легче, чем отдавать.   
Если подводить краткий итог, то многое зависит от контекста, типа отношений и мотивации обеих сторон. 


ERRARE HUMANUM EST

«Заблуждаться – человечески» или «человеку свойственно ошибаться» выражает мысль о том, что ошибки делает каждый человек, и это нормально. Уверен, мой прагматичный, что на ошибках учатся, но не все и только тогда, когда понимают, что ошибки это опыт для извлечения уроков.  А страна невыученных уроков это не наш путьь.  Знаю, также, что предлагаемый ниже материал даст тебе огромную пищу для размышления и применения в личной жизни.

Двигаемся дальше. Окружение по полочкам рассадили, каждый сверчок на своём шестке. Тем что с этим делать? 

Первое - нужно определить какой ресурс у них есть. Это могут быть полезные для нас связи, материальный ресурс, скажем машина; технология или информация, например, советы о поездке в незнакомую нам страну.

Второе – определяем степень доверия.  Здесь возможна пяти-бальная шкала: от недоверия до полного доверия. 

Третье  - модель поведения.  Как вести себя при контакте с vis-;-vis.

Четвёртое – что делать, другими словами, как использовать ресурс.

Первая категория – незнакомцы. Любой, кто мимо вас проходит, сидит в транспорте и т.д. Ресурс – только, чтобы не портили настроение вам, а вы им. Доверие: нейтральное, скорее общечеловеческое, что все люди братья или наоборот «людЯм верить нельзя». Поведение -  внутренняя, тихая благодарность за то люди есть. Наверняка, по теории шести рукопожатий у вас есть общие друзья. Такт. Дистанция. Что делать? Несите добро в массы и массы будут к вам добры.

Вторая категория – знакомые. Представились, пожали руки, но отношения не продолжаются. Обладают потенциальными для вас ресурсами. В ситуации необходимости привлечения ресурсов, как правило, перебираем знакомых в поисках связей, информации и т.д. Степень доверия базовая вера в то, что человек все же хороший, так как были основания для знакомства, к тому же основываемся на первом впечатлении. Наша модель поведения:  обязательно узнать при встрече и поздороваться. Если не узнали вас, не навязывать себя.  Что делать или наши действия. Если к вам проявили интерес, или вы узнаете, что данный знакомый обладает ресурсом, переводим в приятели. Если контакт интересен, то развиваем его. Если отклика не находим, то остаёмся на том же уровне.

Третья категория. Приятели - есть симпатия, нет общего интереса и общих дел. Нужно узнать побольше какими ресурсами обладает приятель и чем может быть полезен. Базовая степень доверия, основанная на истории отношений,  мнении   окружени, которое вызывает у вас доверие. Поведение. «Привет-привет, как дела? Пока не родила!» Легкое общение, с юморком.  Если узнаем, что есть ресурсы, полезные для нас, переводим в товарищи

Четвёртая категория. Товарищи - есть общий интерес, но нет общих дел. Ресурсы - знания, технологии, связи, потенциальные клиент, рекомендации о вас.  Вера, основная на положительном общении. Достаточный уровень доверия ближе к вере, основанной на положительном общении. Поведение - относись как к учителю, больше слушайте,  учитесь, запрашивайте информацию. Выбирайте тех, у кого можете научиться.  Могут снизится до статуса «приятель» или стать партнёром или даже другом. Не заводите клиентов среди товарищей. Если это произошло, то быть максимально внимательным, делайте больше, чем требуется.

Пятая категория. Партнеры - есть общие цели и совместная деятельность. Есть общие клиенты, совместные дивиденды. Высокий уровень доверия. Открытость. Партнёры могут стать хорошими друзьями. 

Шестая категория. Клиенты - заказывают работу, платят за ваш труд. Ресурсы – это деньги, контакты, деловая сеть, рекомендации. Важно, чтобы у клиента было к вам доверие. Доверять клиенту можно лучше в рамках письменно оформленных отношений.  Устная договорённость действительна только с доказавшими свою надёжность клиентов, но сбои случаются всегда. «Клиент – это Бог»,  по мнению японцев. Деловой стиль, чёткость, корректность, такт. Клиент-ориентированность держите дистанцию. Нет панибратству и панисестричеству. Поддерживать только деловые отношения.  Самое лучшее – переводить в партнёров, но уже в рамках бизнес-партнерства. Если вы клиента переводите в друга, забудьте о нём как о клиенте. 

Седьмая категория. Друг - особенный человек, которому можно довериться в любой ситуации. Ресурс - моральная поддержка, помощь. Взаимная.  Очень высокий уровень доверия. Проявляем своё ответственное поведение по отношению к друзьям. Любить. Прощать. Терпеть. Помогать, отзываться на просьбы. Лучше не затевать с друзьями бизнес – это уже аксиома. Теряешь и то и того. Друзьям лучше ничего им не продават


CARPE DIEM

«Лови момент» -  выражает мысль о том, что нужно жить здесь и сейчас, наслаждаться жизнью и не откладывать на потом.
Как же общаться без проблем? Мой нелюбимый Гарик Харламов спел: «Если долго смотреть на вишню, можно узнать вишневый секрет. Если долго смотреть на небо, можно узнать небесный секрет, а если долго смотреть на охранника, можно получить по мозгам».  Я вывел для себя простую формулу  БПО (не путать с БМП!) – Будь Понятен Окружающим. Подсказал мне эту идею один водитель-профессионал. Звучала она примерно так: «Не хочешь аварий, будь понятен на дороге»

Еще один приём, думаю, многим известен. KISS – Keep It Short and Simple. Будь краток и прост. «Краткость сестра таланта».

Я с годами понял, если нет крайней необходимости, не вступай в контакт. Общайся, если есть конкретная цель или задача. Это не касается друзей, конечно! 
В ходе разговора стараюсь включать контроль, задавая вопрос: «С какой целью я это говорю? Это ваще  интерсно собеседнику? Я даже пришел к выводу, что без нужды можно вообще никому, ничего не говорить. Каждое сказанное слово – только тогда слово, когда подтверждается действием. Хочешь высказаться, запиши в дневник, так безопаснее.  Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Хочешь жить спокойно, никому ничего не рассказывай.»  Или что-то в этом роде.

«Verbum est argentum, silentium est aurum. Слово-серебро, молчание – золото». Эта фраза имеет древние корни. Гугл нам сообщает, что ее происхождение связано с духовным наследием Египта, Греции или Рима.  А некоторые исследователи считают, что она возникла в Средние века в монастырских кругах.

Значит ни Цезарь, ни Брут не произносили её, однако сегодня эта фраза является известным крылатым выражением и используется в разных контекстах для выражения идеи о том, что молчание и умение правильно распоряжаться словами могут иметь огромную ценность и помочь в разных ситуациях. У меня получается, но с трудом, мой терпеливый читатель.


Рецензии