Актер Михаил Зимин

Недавно я опубликовал заметку об артисте Валерии Зубареве, сыгравшем роль влюбленного в девушку ученика выпускного класса школы в фильме «Доживем до понедельника» Генки Шестопала. В это же фильме знаменитого режиссера Станислава Ростоцкого роль директора школы сыграл актер Михаил Зимин. На фото он вместе с Вячеславом Тихоновым, сыгравшем учителя истории, в кабинете директора школы.
 
Актер МХАТа народный артист СССР Михаил Зимин известен не только заядлым театралам. Любители кино знают его по ролям в фильмах «Демидовы», «Дым отечества», «Белый Бим Черное ухо», «Доживем до понедельника», и других. В картине «Москва слезам не верит» именно Зимин сыграл профессора Тихомирова. В старом фильме «Пароль не нужен» про нашего разведчика Исаева, будущего Штирлица, он сыграл роль редактора газеты Ванюшина, колоритного персонажа, который не испугался спорить с  атаманом Семеновым.

Зимина многие знали не только как талантливого актера, но и как человека большой души – он всегда был отзывчивым и чутким.

Михаил Зимин был дважды женат. Первой избранницей Михаила Николаевича стала актриса Светлана Мизери. С ней Зимин познакомился в Школе-студии МХАТ. В этом браке родилась дочь Маша, которая впоследствии пошла по стопам талантливых родителей и стала актрисой. Однако даже появление на свет ребенка не сплотило семью – после 10 лет брака пара развелась.

В середине 60-х во МХАТе появилась новая актриса – Светлана Семендяева. Именно она стала второй супругой Михаила. Однако и этот брак рухнул – супруга ушла от Зимина, не выдержав его регулярных возлияний. Мужчину не останавливало даже появление в семье ребенка - Светлана родила сына, которого в честь отца назвали Михаилом.

К сожалению, пагубная привычка сделала свое черное дело – Зимин лишился не только семьи, но и утратил свое лидирующее положение в театре. Актера стали задействовать исключительно в небольших, эпизодических ролях. Естественно, это сильно било по самолюбию Михаила Николаевича. Зимин прекрасно понимал, в чем причина, но справиться с собой не мог.

Когда в конце 80-х произошёл раздел МХАТа, Зимин сильно переживал, и снимал стресс привычным для него способом. В результате актёр сделал выбор в пользу труппы Дорониной.

Срывы у Зимина стали происходить все чаще и чаще, а вскоре и проблемы со здоровьем не заставили себя ждать.
Мало кто знает, но Зимин был не только талантливым актером. Он превосходно готовил, приводя в восторг гостей, увлекался походами на байдарках, а после и вовсе несказанно удивил всех, построив своими руками яхту на базе клуба. Яхту он строил более 6 лет, а когда все было готово, вместе с друзьями и родными отправился на ней в путешествие по Волге.

Увлечение актера было настолько сильным, что он получил диплом яхтенного капитана, чем очень гордился. А еще Михаил Николаевич выращивал разнообразные сорта роз, разводил кактусы, занимался резьбой по дереву.
Очень горько, что настолько многогранный и талантливый человек не смог справиться с пагубным пристрастием, которое, по сути, его и погубило.

В фильмографии этого актёра не так много главных ролей, зато каждая из них – яркая и запоминающаяся, к примеру, Роман Борисович Буйносов в картине «Юность Петра» или Михайло Ломоносов в «Дыме Отечества». Впрочем, даже небольшие роли он играл так, что не обратить на Михаила Зимина внимания просто невозможно: директор школы в «Доживём до понедельника» или же профессор Тихомиров в оскароносном фильме «Москва слезам не верит». Он отдавал профессии все свои силы, был беззаветно влюблён в неё, но однажды словно сломался.

Он появился на свет в 1930 году, в самой простой рабочей семье в Нижнем Новгороде. Он постоянно видел перед глазами пример отца, каждое утро встававшего «по гудку», чтобы отправиться на завод. И сам Михаил, получив аттестат зрелости, устроился работать слесарем, но вскоре решил кардинально изменить свою жизнь. И поступил в Горьковское театральное училище.

Кажется, желание стать актёром было в нём всегда, только он не спешил в этом признаваться даже самому себе. Михаил Зимин по окончании училища был принят в труппу Горьковского театра драмы, правда, отработал он там всего один сезон. Актёру хотелось большего, и он отправился покорять столицу. Он поступил сразу на третий курс школы-студии МХАТ и спустя два года впервые вышел на сцену Московского Художественного театра.

Актёр не сидел без ролей, однако в 1957 году после уговоров супруги Светланы Мизери перешёл в «Студию молодых актёров» к Олегу Ефремову. Ей казалось, что стоять у истоков создания театра (а именно тогда создавался легендарный «Современник») крайне увлекательно, однако позже и Михаил Зимин, и Светлана Мизери полностью разочаровались в Олеге Ефремове, как в руководителе. Михаил Николаевич продержался на новом месте всего год, после чего вернулся в родной МХАТ.

Он был бесконечно предан своему делу, получал огромное удовольствие от всего, что ему приходилось делать на сцене или съёмочной площадке. Наверняка, поэтому и роли его отличались особой душевностью. И сегодня можно смотреть на сыгранные Михаилом Николаевичем роли и удивляться широте таланта этого актёра, умению его наделить каждого своего героя объёмным характером.

Пусть сегодняшние зрители не увидят, как работал Михаил Зимин на сцене, но сохранились записи телеспектаклей, в которых он играл: «Равняется четырём Франциям», «Мёртвые души», «Любовь Яровая», «Село Степанчиково и его обитатели», «Цветы запоздалые» и другие. В кино, где он дебютировал в 1959 году, он играл людей с сильным характером. Образы, создаваемые им, яркие, сильные, запоминающиеся.

Актёр был довольно разносторонним человеком, он много читал, а ещё просто обожал готовить. Все, кто знал Михаила Николаевича, не переставали удивляться тому, как ему удалось банальное приготовление еды возвести в ранг искусства. За тем, как он готовил, можно было наблюдать часами, а о том, что получалось у него в результате, можно было судить уже по одним только восторженным отзывам близких и друзей

Ещё Михаил Зимин очень любил воду. В 1960-е он часто отправлялся с друзьями в походы на байдарках, а уже в 1970-е сам собрал яхту на базе яхт-клуба. С тех пор актёр много путешествовал на ней с семьёй и друзьями. Впрочем, главной страстью всей его жизни оставался театр.

Наверное, именно поэтому столь тяжело переживал Михаил Николаевич распад родного МХАТа. Естественно, он остался в труппе, которую возглавила Татьяна Доронина, ведь с Олегом Ефремовым у него отношения не сложились ещё во времена создания «Современника». После раздела МХАТа Михаил Зимин долгое время не мог расстаться с мыслью о том, что разрушили весь его мир. И всё же он старался никому не показывать, сколь болезненна для него вся эта ситуация. Он продолжал активно работать, но ролей у него становилось всё меньше. Ходили слухи о том, что актёр даже начал злоупотреблять спиртным.

В 1991 году у Михаила Зимина диагностировали аневризму лёгкого. Он оперировался, но безуспешно. 1 июля 1991 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР, а за два дня до наступления нового, 1992 года, его сердце перестало биться. Но он едва ли не до последнего дня старался работать, даже превозмогая боль он ходил на репетиции спектакля «Белые розы, розовые слоны» в театр «Сопричастность», который создали его  бывшая жена Светлана Мизери  и её третий муж Игорь Сиренко.


Рецензии