Имам Шамиль и ПНД, ПВЕ Турции

Имам Шамиль и ПНД,ПВЕ Турции


Мы не считаем нужным разъяснять читателям кто такой имам Шамиль и его историко-политическая роль на Кавказе. Те, ко с этим не знаком, может без труда восполнить этот пробел, используя доступ к открытым материалам в интернете. Своей задачей мы считаем, кратко сформулировать, что стояло за идеологией имама Шамиля и кто де-факто в мусульманском мире оказались его идейными наследниками.


Прежде всего выделим главное- имам Шамиль всю свою жизнь посвятил созданию и защите независимого Горско-Кавказского государства. Такие борцы за те же или почти те же идеалы имелись и без него, он был не первым, но преуспел больше всех он.Это политический лидер народов Кавказа, сумевший невозможное сделать возможным. Актуальность его идейного прошлого не поблекла и в наши дни.Те же, кто его критиковал со временем сами пришли к краху и их несостоятельность стала очевидна для всех.

ИДЕОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Молодой Имам Шамиль - типичный идеалист, не искавший собственной выгоды и всецело решивший отдать свою жизнь мусульманскому "даъвату" (ар. "призыву"). Когда пишут об "имамате Шамиля", то мы с этим несогласны, потому что тема тем самым не раскрыта, а напротив загнана во внутрь. Имам Шамиль посвятил свою жизнь не какому-то абстрактному "имамату", где он сам и есть тот "имам", а ГОРСКО-КАВКАЗСКОМУ государству. Именно так следует расценивать. А "имамат" и "имам" - калька с русского "царизм" и "царь", а равно "каганат" и "каган". В данной ситуации "имамат" был лишь формой правления. Причём правителем на должности "имама" он являлся выборным. Если бы его кто-то сумел убедить в том, что большинство его сторонников не желают "имамат", а предпочитают другую форму правления, напр., "эмират" или даже "президентство", то он бы не возражал, если, конечно, суть от этого не менялась. А сама эта суть выглядела следующим образом - свободные лица мусульманско-суннитского вероисповедания выражают волю к избранию его или кого-то другого своим законным правителем. На его личной печати значилось по-арабски : "Имам Чечни и Дагъестана шейх Шамуил-эфенди". Там нет слова "имамат" или "страна","республика", "провинция" и т.п.. Не считал нужным подобное вносить в протокол. Он указывал лишь конкретную свою должность. И она являлась выборной.

В советской историографии взгляды на него менялись. Как менялся и сам советский строй. Когда ещё страна не остыла от антицаристских лозунгов, то он считался "народным деятелем" и нередко сравнивался со Стенькой Разиным и Емельяном Пугачёвым, хотя последние являлись просто мятежными бандитами и откровенными "беспредельщиками", вообще не имевшими с ним ничего общего.То он вдруг превращался во "врага", "ставленника Османской Турции и британских колонизаторов". Такие виражи были вполне предсказуемы. Демократическая Россия избавившись от царизма, быстра шла к его реанимации в лице уже сталинской диктатуры, поэтому "свободолюбцы" были больше не "союзники" и не "предтечи". Сталинский СССР вообще занял какую-то особо ядовитую позицию по отношению к имаму Шамилю. Потому что закавказская мафия во власти ненавидела имама Шамиля гораздо больше чем тот царизм, на борьбу с которым у него ушло как минимум 25 лет. Сталинское руководство на этот общем фоне противников имама Шамиля выглядело как совсем уж оголтелой бандой черносотенцев.Постоянным рефреном критики в его адрес в те годы звучало - "фанатизм", "мусульманский фанатизм". Между тем, тогда как он являлся совершенно адекватным, супервежливым и приятным в общении человеком. Он лишь требовал от своих поданных поступать так как они обязаны были поступать и ничего больше. Ненависти к русским, потому что они православные или ненависти к царю потому что он царь ему было не присуще совершенно. Это как раз таки большевики являлись гораздо более кровожадными врагами и самих русских и православия чем он.

Накъшбандийский тарикъат, к адептам которого он принадлежал, для имама Шамиля также не являлся самоцелью, для него это был лишь инструмент для выполнения тех или иных задач в своей стране- Горско-Кавказском госдарстве. Он очень даже прагматично относился к подобным вещам.

Религиозное подвижнечество для него имело свои границы и рамки. Так, он, достигнув третьей ступени (ma'rifat) отказался от дальнейшего продвижения на этот религиозно-мистическом поприще, заявив в последствии, будучи в плену: "а я понял, что мне этого больше не надо".Такой же сугубо прагматичный подход он продемострировал по отношению к тарикъату "къадырийа", имевшему популярность в Ичкерии. Он в своём письме нежелание присоединяться к нему растолковал следующим образом: "Я ничего против не имею, если его практикуют в Чечне, но громкий зикр, бегание по кругу и пр. в Дагъестане не поймут. Над нами могут потешаться и перестанут воспринимать в серьёз. Такой мистический путь не для нас". То есть опять-таки, не пожелав втягиваться в диспут и проявив должное уважение, дистанцировался. И так всегда- без ссор, без излишней патетики, не задевая ничьё самолюбие только о главном, только о деле.

Поэтому приписывать имаму Шамилю одержимость религией не стоит. Это был абсолютно адекватаный и прагматичный кавказский лидер. Не склонный впадать в крайности. Если для общего дела то или иное явление окажет позитивное воздействие, то мы найдём метод как его приспособить, если от этого лишь негатив и разрушение, то оно нам не нужно, при этом мы вам не враги, пока вы сами не объявите нас своими противниками.

СОВРЕМЕННЫЙ КАВКАЗ И ИМАМ ШАМИЛЬ

В настоящее время на Кавказе никакого идейного наследия имама Шамиля не существует. По крайней мере, оно никак не выражено. Ни идейно, ни организационно. Есть лишь что-то вроде пародии на него. Всякого рода "Аварские культурные общества" и пр.- не его уровень и не его идеология. Он сам говорил по чеченски, аварски, арабски и двух тюркских языках. Каких-то отдельных ауарских целей, в том числе культурно-просветительских, у него никогда не было. Последней и любимой супругой вообще являлась армянка. С традиционной "точкой силы" в лице феодального Хунзаха (вилайат Ауар) у него не сложилось. По отношению к нему скорее испытавал чувство антипатии, чем симпатии. У деятелей же независимой Ичкерии отншении к имаму Шамилю можно назвать двояким. Колебалось от деятеля к деятелю, от чиновника к чиновнику. На самом верху, однако - позитив.

К ваххабитскому течению имам Шамиль точно не причастен. И он к нему подошёл бы опять таки с прагматичных позиций- достаточно уважительно, но почти наверняка бы отверг за радикализм и высокомерное отношение к тарикъатам. Он всегда дистанцировался от того, что вносит раскол, неразбериху и хаос. Кроме всего прочего, поставил бы под вопрос право саудидов именовать себя "королями", в его глазах они бы были не более чем самозванцами.

Его курс абсолютно понятен: НАКЪШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКЪАТ (КАВК. ЕГО КРЫЛО)- ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. Он исходил из интересов продвинутой мусульманско-суннитской прослойки. Но деятель всё же "аджамский (неарабский)", повёрнутый лицом к Аджаму, а не к "урубе" (арабизму, арабскому национализму).В ваххабизме он бы быстро распознал "подкоп" урубы под Аджам, стремление под всякой кучой оправданий поставить урубу над Аджамом. Ваххабизм - антиаджамский сепаратизм вкупе с привлечением на свою сторону имперских интересов англосаксов. Он бы, например, с негодованием отверг желание отделиться от Османской империи тех или иных арабов, какими-бы радикально исламскими лозунгами они бы ни прикрывались. И дело здесь вовсе не в Турции, а в мусульманско-суннитской солидарности. Вердикт был бы одназначным- Халифат уважать, предателей, раскольников и сепаратистов - казнить.

ПАРТИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ПАРТИЯ ВЕЛИКОГО ЕДИНСТВА И ИМАМ ШАМИЛЬ

Саудия - страна совершенно несовместимая с идеологией имама Шамиля. Они даже антиподы. Единственное, что пожелал бы имам Шамиль при встрече с самозванным королём Саудовской Аравии, так это то, чтобы он перестал мутить воду, покаялся и развернул страну лицом к мусульманско-суннитскому сообществу, к Халифату.

В Турции он, однако, чувствовал себя как дома, хотя и потешался бы над памятниками кемализма и его идеологическими постулатами.Здесь он нашёл бы и миллионы своих восторженных поклонников. Как среди молодых, так и пожилых. Имам Шамиль среди турецких крайне правых националистического толка и мусульманских радикалов - кумир, героический лидер, выдающийся деятель.

В чём причины? Османская империя уступала России в тот период по всем показателям. Россия могла выставить больше войск чем всё население Османской империи. К тому же и качество вооружённых сил османов уступало. Арабский контингент уже тогда ни к чёрту не годился. До сих пор сохранилась турецкая погворка: "Из арабов паша (воен. министр) всё равно, что шелкунчик из дерева". Крайне низкий уровень мотивации и никчёмная военная подготовка. Кроме того, в арабской среде вызревал сепаратизм, как и повсюду в провинциях. И вдруг такой неожиданный подарок на Кавказе! Сев. Кавказ сопротивляется России и там возникает вполне боеспособное проосманское движение со всеми признаками государственности, в отличии, например, от адыгов на Сев.-Зап. Кавказе. Причём оно даже более проосманское, чем сами османы. Мусульманский Кавказ оказывается на острие борьбы.

ПНД (Партия Националистического Движения) была создана в 1969 г. полковником Альпарсланом Тюркешем. Партийная символика - три полумесяца, что адресует ко временам Османской империи. Горско-кавказское сообщество в лице имамата Шамиля, естественно, не могло попасть в центр её внимания и давно превратилось в манипулятивный объект пропаганды. На Шамиля ссылаются, Шамиля приводят в пример. Имамат Шамиля играет среди них более значимую роль чем, напр., бурская Республика Трансвааль для Германии эпохи двух мировых войн. Маленькая героическая самостоятельная страна, дававшая ожесточённый отпор врагу.

ПНД - влиятельная организация имеющая молодежные полувоенные формирования. ПНД поддерживает режим Эрдогана. ПНД активна не только в самой Турции, но и за рубежом - в Германии, Голландии, Франции, Бельгии, Австрии. Западные исследователи расценивают её как неофашистскую структуру, пустившую свои корни во всех европейских странах с заметным числом наличия турецких диаспор. .

ПВЕ (Партия Великого Единства) была основана в 1993 г. Мухсином Языджыоглу (погиб в 2009), являвшимся длительное время руководителем молодёжного крыла ПНД. Эта организация намного ближе отстоит от османских традиций чем ПНД и ислам в качестве политической доктрины у них, в отличии от ПНД, на первом плане.

Если представить такую гипотетическую возможность, что Османская империя не проиграла Первую мировую и не оказалась торпедирована турецкими алевитами во главе с Мустафой Кемалем, то в своём модернизированном варианте она как раз могла возглавляться подобной партией. ПВЕ относительно слаба, так как её харизматический лидер погиб. Вторая причина - это то, что Эрдоган выкрал и использовал в своих целях все её лозунги и идеологические установки. Получилось так, что на правом фланге политической палитры совр. Турции возник "перебор" с активностью правых организаций, имеющих схожую платформу.

Никакого другого организационно оформленного про-шамилёвского движения на данный момент в мусульманском мире не существует. Только эти две партии -ПНД и ПВЕ- никогда не скрывали своих симпатий ни к личности самого имама Шамиля, ни к его идейному наследию. Они безоворочно согласны, чтобы и все окружающие воспринимали их в качестве его идейных последователей.

По крайней мере, в рамках кемалистского турецкого законодательства именно так и обстоит. Адыгская диаспора в Турции, состоящая сплошь из левых, десятилетиями делала всё, чтобы вбить клин между турецкими правыми политиками и северокавказской диаспорой, но в конце концов их по-сути антиисламская пропагандистская активность привела лишь к негативному восприятию этнического термина "черкес" среди турецих правых и отмежеванию его от упоминаний чеченцев и дагестанцев.

Среди т.н. "черкесов" Турции вполне реально существует определённое количество профессиональных лжецов и провокаторов, работающих на раскол мусульманско-суннитской общины. Причём не все адыги реально таковыми в Турции и являются. Часть из них просто самозванцы, решившие представляться "черкесами" с тем, чтобы скрыв свои истинные этнические корни (румы-лазы-армяне) и выступать от имени неких "кавказцев Турции", коими они не являются. "Черкесами" могут прикидываться в том числе манавы, т.е. "зеленщики"- с неясным изи этническими корнями, не способные возвести свою родословную к туркменам Хорасана. О Сев. Кавказе они обычно узнают из различных брошюр и книг, знакомятся с представителями местной северокавказской диаспоры, а затем "понахватавших верхушек" начинают представляться "черкесами". Выдавать себя за черкесов в Турции нетрудно. Перепроверить невозможно.

Между тем, среди северокавказцев Иордании и Израиля псевдочеркесов нет. Там они все вполне реальные.Среди выходцев из Сирии тоже нет псевдочеркесов. Выдавать себя за черкесов популярно только в Турции.Это происходит не только по политическим причинам (симпатии к левацкой идеологии), но и экономическим. Выдавая себя за черкесов, можно беспрепятственно выйти на людей нужного вам уровня- бизнесменов, журналистов, чиновников, т.е. обзавестись нужными связями и даже при случае, сочетаться узами брака. Это - безпроигрышная карта. Риска разоблачения никакого, а выгоду можно извлечь. Вот только изображать из себя вайнахов или дагестанцев сложно, потому что они, как правило, в той или иной степени владеют сами родным языком, или по-крайней мере родным языком владеют их родители, хотя бы дедушки или бабушки. Обман может выдать и указанные места проживания, откуда тот или иной дагестанец, чеченец родом. И с каждым местом указанного рождения или проживания связан ряд деталей, способных "вычислить" сочинителя небылиц. Поэтому всякого рода шарлатаны сгруппированы в адыгском секторе северокавказской диаспоры в Турции.Они успешно вживаются в роль, козыряют при случае какими-то совершенно нереальными "предками с Кавказа" и пересказывают информацию, полученную из литературы или от других. И можно десять раз их ловить на лжи, но они всякий раз будут тянуть ту же волынку: "мы черкесы, у нас по другому" и пр. С развитием генетики, некоторые шарлатаны начали ссылаться на генетические выкладки, в частности свою принадлежность к гаплогруппе G2, которая ровным счётом ни о чём не говорит, так как большое число византийцев как раз к этой гаплогруппе и принадлежало. Не говоря о том, что этничность это вовсе не та или иная гаплогруппа.


Рецензии