Глава 492. Свиридов. Метель

Георгий Васильевич Свиридов
«Метель»
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина для симфонического оркестра
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
Владимир Федосеев (дирижер)

Atonal: Будучи стопроцентно русским, предпочитаю держаться подальше от таких русских, каким предстает в своих дневниках композитор Георгий Свиридов, Бог ему судья. Музыка — чудо, музыкант — извините…

musikus: Банально, но лучший и, думаю, безошибочный способ понять композитора, как человека, это слушать его музыку. Так и со Свиридовым — какова музыка, таков и творец. Его музыка заставляет лишний раз задуматься над тем, что он писал в дневниках...

Странно как-то читать разговоры о Свиридове. Особенно из уст профессионалов. Можно подумать, что со Свиридовым еще «не все ясно», что он еще «не состоялся». Между тем, по таланту и месту в русской музыке, по значению в русской национальной культуре Свиридов равен едва ли не Рахманинову. Это один из самых русских художников, равных которому — по чистоте, образной силе и простоте выражения основной идеи, от которой он никогда не отклонялся и воплощению которой посвятил всю свою жизнь, — попросту нет. Нужно было — помимо собственно музыкального, художественного гения — иметь еще абсолютно неколебимую,
принципиальную нравственную позицию, чтобы вот так идти по своему пути. До конца. И пресловутые дневники Георгия Васильевича — лишнее тому подтверждение, между ними и его великой музыкой нет никакого противоречия. Не боясь пафоса, скажу, что в «Триптихе», «Весенней кантате», в «Курских песнях», в «есенинских» вещах, в «Гимнах Родине», «Ночных облаках», музыке к «Метели» (особенно в первой пьесе сюиты!) звучит тема вечной России и встает не замутненный временем лик Родины, страны Пушкина, Блока, Левитана, Нестерова, Бунина, Есенина. Один только гениальный хор «Душа грустит о небесах» вобрал в себя такую бездну
смыслов, отсветов национального русского этноса, что перевесит полные собрания сочинений иных авторов, претендующих на почвенность. Я уж не говорю о песнопениях и молитвах, без которых представление о художественном и нравственном кредо Свиридова невозможно, как невозможно подлинное представление о Чайковском без его «Херувимской» из Литургии.
А профессиональные разговоры о Свиридове… Когда-то я наивно набросился на
Дмитрия Борисовича Кабалевского, с которым долгое время общался, назвав «Курские песни» шедевром. И он, с трудом скрывая ревность, вяло сказал: «Ну… Там проблемы с композицией, части можно переставлять местами…». Разве это оценка?

MargarMast; Слушаю музыку к «Метели». Восхищаюсь.

karapyzik: Метель

По мотивам повести А. С. Пушкина

Это кто же там, в санях,
да не ведает о пнях.
Будто лес стоит средь ночи
весь в гирляндах и огнях.

Усмехается метель.
Ветру кланяется ель.
Нынче рано даже белки
заохотились в постель.

Что в потемках за езда.
Нет от неба и следа.
Видно, выгнала в дорогу
не погоня, так нужда.

Или, проще говоря,
(мы болтать не станем зря),
ждет тебя твоя невеста,
воровски, у алтаря.


Рецензии