Триединство - воля, чувственность, сознание

              ТРИЕДИНСТВО – ВОЛЯ, ЧУВСТВЕННОСТЬ, СОЗНАНИЕ.

    Классическая древнегреческая философия начинается с высказывания знаменитого дельфийского оракула (было такое место в местечке Дельфы, где жили прорицатели и провидцы): «ПОЗНАЙ СЕБЯ!», точнее, даже с надписи в дельфийском оракуле, как основной цели всяких обращений к пифиям. Действительно, в данной работе мы покажем, что в познании человеком самого себя лежит ключ к пониманию всего сущего. Проанализируем простейший опыт самопознания, чтобы выделить в нём главные составляющие и чётко осознать законы их взаимоотношений. Это позволит далее строить геном цельного знания на основании воистину достоверного внутреннего опыта, ибо этот опыт является первее всякого внешнего (хотя с внешним сопряжён очень сильно); этот опыт первее всяких априорных форм познания внешнего, типа: пространство, время, структура, информация, энергия...
     Все эти категории, используемые в науке, должны с необходимостью обнаруживать теснейшую связь с данными достоверного внутреннего опыта, являясь лишь видоизменением его же при редукции опыта во вне человеческого самопознания. Всякое познание только тогда становится во истину познанием, когда внешние символы, знаки, наблюдения... переводятся на язык внутреннего опыта.

     Опыт самопознания начинается с самого раннего детства и тесно связан, как показал известный психолог В. Леонтьев, с первичной деятельностью ребёнка. К моменту начала формирования первых признаков самосознания и памяти этот опыт оказывается уже в основном сформированным (в главных чертах) и служит базой для всякого дальнейшего познавания окружающего мира. К этому моменту (2-3 года) у ребёнка уже есть начало внутреннего саморазличения “Я” и “не-Я”, а потому-то такой опыт и не анализируется и не осознаётся позднее, и никак обычно не вербализуется (т.е. словесно не формулируется), ибо от него всякое познание только начинается.
     Приведём в подтверждение сказанному цитату из “Лекций по психологии” Л.С. Выготского:
“Как известно, мы обязаны Пиаже рядом интересных исследований младенческого возраста. Сущность исследований с их фактической стороны заключается в следующем: Пиаже экспериментально показал, что младенец недостаточно чётко различает в сознании впечатления, которые получает из внешнего мира, и впечатления, которые получает сам от себя. Его “Я” и внешняя действительность недостаточно ещё дифференцированы в сознании; он часто смешивает одно и другое, в зависимости от этого он плохо различает собственные действия и поступки и действия и поступки, происходящие во вне. У него возникает ряд путанных связей, которые Пиаже чрезвычайно остроумно и убедительно показал экспериментально.” (Л.С. Выготский собр. соч. в 6-ти т., изд-во “Педагогика” 1982г., т.2, с. 443).
 
     Кажется, что вопрос о различении человеком своего «Я» и окружающего мира как «не-Я» - это вопрос праздный, ибо обычно, никак не задумываясь, человек в нашем физическом мире ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ  СВОЁ  «Я» со своим ФИЗИЧЕСКИМ  ТЕЛОМ. Казалось бы, ни какой проблемы тут нет, чего же мудрствовать по этому поводу? Однако попытаемся показать, что не всё тут так просто, как это кажется на первый взгляд.
   Во-первых, нередко бывают случаи, когда отдельные части тела перестают нормально служить человеку, становятся как бы не его собственными частями, перестают быть частями его «Я», полноценное присутствие человеческого «Я» в таких частях теряется. Например, когда человек отсидел ногу, или отлежал руку, он теряет её ощущение и частично теряет управление ею.
   Во-вторых, когда человек бывает невменяем, в состоянии аффекта, то вроде бы и не он управляет своим телом (во всяком случае, полноценный контроль собственного его сознания над поведением теряется).  Бывают случаи, когда тело перестаёт подчиняться человеку, а подчиняется командам другой личности, например, гипнотизёру, тогда его, это тело, нельзя отождествлять с данным человеческим «Я». Известны так же случаи, когда на одно человеческое «Я» гипнотическими или иными психологическими методами «накладывалась» другая личность.
   В-третьих, бывают явные случаи одержимости, когда человек даже и говорит не своим голосом (для неверующих данный аргумент, возможно, слаб, но уж пора отказаться от оголтелого атеизма и принять факты одержимости именно потому, что они суть факты, а не предмет веры или неверия).
   В-четвертых, уже широко известны факты, подтверждающие, что человек имеет не только одно физическое тело, но обладает другими телами. Тогда с каким же из них отождествлять его «Я»? Есть опыты, подтверждающее возможность существовать, сохраняя ясное сознание, ВНЕ своего тела (см. хотя бы книгу Р. Муоди «Жизнь после жизни»).
   Это и многое другое заставляет отнестись к проблеме самосознания, к проблеме отождествления человеком своего «Я» более серьёзно, чем это обычно мыслится. Поэтому попробуем проанализировать, как человек приходит к отождествлению своего «Я» именно с физическим телом.

   Самые первые опыты по хватанию, обсасыванию, оперированию внешними вещами начинают формировать один из трёх главных критериев для саморазличения “Я” и “не-Я”. Этот критерий - подчинение непосредственным импульсам внутренней воли. Т.е. ребёнок начинает различать вещи по принципу: “это” подчиняется импульсу моей воли, а “это” - нет (это вовсе не значит, что он об этом размышляет так, как сейчас мы с вами, он просто это начинает спонтанно различать, не отдавая себе никакого сознательного отчёта в том, как же он это делает, ибо воля его настолько неотделима от его “Я”, что такой анализ для него просто пока недоступен).
   Например, рука - хочу двигать и могу - двигаю, а вот погремушка: пока не дотянешься рукой – никуда не сдвинется, хотя бы я и очень захотел. Конечно, таких внутренне развёрнутых размышлений у ребёнка нет, он их не способен ещё формулировать, но опыт-то есть, он “формулируется” в знание бессловесное - глубинное, аутистическое (как говорят психологи).

   Таким образом, человек впервые познаёт СЕБЯ КАК ВОЛЮ и то, что непосредственно его воле подчиняется, т.е. находится в ЕДИНСТВЕ  ВОЛИ с ним, с его “Я”. ВОЛЯ здесь предстаёт во внутреннем опыте как нечто ПЕРВИЧНОЕ, ПРОСТОЕ, НЕРАЗЛОЖИМОЕ, а потому мы не будем здесь пытаться дать определение, что такое воля. Просто будем понимать, что воля и есть один из первичных феноменов бытия, знакомый каждому внутренне.

    Чтобы лучше понять, насколько акт воли связан с попыткой различить “Я” и “не-Я”, можно представить напряжение воли человека, который пытается шевельнуть парализованной рукой: здесь акт воли есть, а движения нет - и потому рука “как бы не моя”... Или пытается овладеть телекинезом: концентрируется на вещи, пытаясь заставить её сдвинуться, а она ни-ни…

   Например, мало кто может шевелить ушными раковинами, т.е. они непосредственно нашей воле подчиняться не хотят. Тем не менее, мы без труда относим их к собственному телу. Это становится особенно отчётливо ясно, когда нас ущипнут или уколют. Значит есть ещё один отчётливый критерий — то, что доставляет нам непосредственно чувственные ощущения, мы отчётливо склонны считать частью своего “Я”.
   Итак, ещё одним критерием самопознания, различия “Я” и “не-Я” служит НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ  ЧУВСТВЕННОСТЬ, такая, что устранить её просто так нельзя. Без чувственного критерия уже нет полноценного самоопределения. Причём чувственность нужно отнести к первичным данным внутреннего опыта, таким, которые лишь косвенно связаны с пространством, временем, энергией... и другими внешними категориями. Являясь внутренним неразложимым и не сводимым ни к чему более простому, чувственный опыт служит второй достоверной неотъемлемой основой самосознания.

   Наконец, есть третий, ни к чему более простому не сводимый опыт - это опыт МЫШЛЕНИЯ, внутреннего представления, опыт наличия СОЗНАНИЯ. Именно через него осуществляется самосознавание. Этот опыт так же первичен для человека, так же внутренне присущ и неотъемлем.  Он как и воля с чувственностью входит в ядро самосознания, самоопределения, различения “Я” и “не-Я”.
 Декарт даже пытался представить его единственно необходимым и достаточным критерием самобытия: “Я  МЫСЛЮ,  СЛЕДОВАТЕЛЬНО,  СУЩЕСТВУЮ” - эта знаменитая фраза составляет основу основ картезианства (Декарт по латыни - Картезиус).

   Итак, мы чётко различили три внутренних, не сводящихся друг к другу начала, обнаруживающиеся во внутреннем опыте каждого человека. Эти начала универсальны и безусловно известны каждому человеку как имманентные ему, внутренне неотъемлемые. Подчеркнём ещё раз, что ОСОБЕННОСТЬ  НАШЕГО  ПОДХОДА, который предлагается как геном, базис системы цельного знания, заключается в том, ЧТОБЫ  ИДТИ  ОТ этого безусловного и достоверного ВНУТРЕННЕГО  ОПЫТА  К  ВНЕШНЕМУ, предметному, объективному познанию, а не наоборот, как до сих пор это делается в науке.
  В науке феномены чувственности, воли, сознания пытаются объяснить из внешних для человека понятий: механическое взаимодействие, биохимические реакции, электромагнитные поля... Все эти понятия так или иначе условны для человека, т. е. они вторичны, получены в ходе развития сложной человеческой культуры, в ходе накопления и осмысления опыта, развития языка и категорийного аппарата науки.

   ВОЛЯ,  ЧУВСТВЕННОСТЬ,  СОЗНАНИЕ не зависят от времени, культуры, языка, степени развитости человека, генотипа и прочего. И как независящие от условий, являются безусловными истинами внутреннего существования, а значит, на них-то вернее всего опереться как на НЕИЗМЕННЫЙ  БАЗИС  В СИСТЕМЕ  ЦЕЛЬНОГО  ЗНАНИЯ.
   Всё в мире и вне его есть только то или иное проявление этих трёх нераздельных и неслиянных начал. Сложными и очень разнообразными могут быть только способы их проявления, реализации в данной конкретной системе или объекте, или субъекте.
 
   Само русское слово «УСТРОЕН» содержит в себе недвусмысленное указание на первичную ТРОИЧНОСТЬ  ВСЕГО  СУЩЕГО: «ус – троен», т.е. содержит три начала, соединённых между собой неким конкретным образом.
   Узнать, КАК УСТРОЕН объект или мир – значит понять, какие три вечные начала лежат в его основе, и как они проявляются в этом устройстве конкретно, как в нём переплетаются и взаимодействуют, какова степень проявления того или иного из них!

   Теперь установим: в каких же отношениях находятся три эти начала внутри человеческого существа? Во-первых, сразу можно отметить, что эти отношения не могут быть пространственно-временными (хотя во вне и проявляются через пространство и время). У них внутри в нерасчленённом единстве существа человека нет пространственных координат, нет и феноменов временного следования. Они в самосознающем субъекте есть всегда вместе (внутри) везде и одновременно.
 Покажем так же, что они не соотносятся иерархически, т.е. по первоначальству (первородству) или старшинству (в смысле подчинения), не соотносятся они и в логическом порядке дискурсии - т.е. следования одного из другого по логике вещей (соотношения как причина и следствие).
   Покажем, что они находятся в отношении ТРИЕДИНСТВА. То есть НЕРАЗДЕЛИМЫ,  ВЗАИМОПРОНИКАЮЩИ  и  КАЖДЫЕ  ДВА  ЯВЛЯЮТСЯ  НЕОБХОДИМЫМИ  И  ДОСТАТОЧНЫМИ  УСЛОВИЯМИ определённого проявления  ТРЕТЬЕГО.

    Начнём с воли. На элементарном примере разберём, какие условия приводят к востребованности воли, к необходимости и определённости её проявления. Допустим, человек увидел яблоко, висящее на дереве, т.е. у него внутри возник чувственный образ этого яблока. Далее, в его сознании сразу же возник образ того, что это яблоко уже находится у него во рту и доставляет ему вкусовое ощущение (захотелось съесть). Таким образом, в чувственности и сознании есть однородные образы относительно одного и того же объекта - яблока, но противоречащие друг другу, т.е. яблоко в разном контексте: в чувственности, в восприятии - на дереве; в сознании, в воображении - уже во рту. Для того, чтобы примирить эти два образа, нужно проявить волю - совершить действие: протянуть руку, сорвать яблоко, положить в рот.
   Итак, чтобы воля могла проявиться определённым образом, нужны два условия: цель, положенная в сознании и факт, отражённый органами чувств, не совпадающий с целью. Тогда эти два противоречащих друг другу состояния сознания и чувственности примирятся в третьем - через акт воли. Если бы цели не было - воля бы не проявилась. И если бы не было ощущения факта, не совпадающего с целью, то волю опять незачем было бы проявлять. Итак, проявление воли, её бытие требует как  необходимые - сознание и чувственность. Причём противоречие между этими двумя примиряются через проявление третьего.

   Дадим краткую характеристику ВОЛИ. Волю мы знаем внутренне как начало активное (мужское - янь в китайской философской традиции), приводящее к изменению состояния, к движению.  Для того, чтобы проявиться конкретно, направленно, воля требует наличия двух других: чувственности и сознания. Они как бы покоятся неактуализированно в недрах воли, проявляясь лишь как фон, как условия при её осуществлении, обуславливая не аморфное, беспорядочное проявление активности, а определённое, направленное. В дальнейшем будем понимать волю более широко, чем только проявление человеческого существа. Воля будет пониматься как первичная и неустранимая, идущая изнутри активность вообще.  Разумеется, всякая активность требует как субъекта, так и объекта активности, а потому не отделима от субстанции, от материи. Однако эта активность  не сливается с понятием движения, энергии и т.п.  Данные понятия существуют неслиянно, хотя и нераздельно.

   ЧУВСТВЕННОЕ начало пассивно. Оно лишь отвечает на воздействие извне изменением состояния (тела, рецептора, поля... материальности вообще). Значит в ней, в чувственности, проявляется вторичная воля - ответная активность, изменяющая определённым образом состояние телесности. Кроме того, чтобы это не было со стороны тела просто примитивным актом противодействия вообще, а стало именно актом чувственности человека, нужно, чтобы это противодействие, изменение состояния, противо-воля - привели к изменению состояния образа в сознании. Например, человек касается батареи, думая, что она холодная, но рецепторы подают сигнал (проявляют волю, действуя на сознание) так, что образ в сознании меняется: батарея горячая. Таким образом, чувственность для своего проявления требует активной воли (активности рецептора) и воздействия его на образ в сознании - как необходимых условий. Далее чувственность будем понимать вообще как способность всякой реакции на воздействие извне.

    То есть ВОЛЯ и СОЗНАНИЕ есть необходимые условия определённого  проявления ЧУВСТВЕННОСТИ, её бытия. Кроме того, через акт чувственности эти двое примиряются. Вначале образ в сознании и образ действия (воли) могут находиться в противоречии. Допустим, считая, что предмет твёрдый, человек пытается опереться на него. Вдруг он рушится, чувственность даёт сигнал: предмет зыбкий, и человек приводит своё действие в соответствие с новым образом в сознании - зыбким предметом - перестаёт опираться. Таким образом через чувственность воля и сознание находят примирение своих противоречий.

    Теперь перейдём к СОЗНАНИЮ. Для того, чтобы сознание могло начать работать, ему требуются чувственные сигналы. Но воссоздание в сознании образа лишь на основании сигналов чувственности - это только созерцание. Для мышления, т.е. оперативного действия с образом,  требуется активная воля, воздействие на образ. Полнота проявления сознания требует необходимых условий воли. Чувственность же нужна, чтобы вообще почувствовать, отобразить мыслеобраз в сознании. Значит для определённого, конкретного проявления сознания необходимы и воля, и чувственность как неотъемлемые условия бытия сознания. Кроме того, через сознание происходит примирение воли и чувственности. Пример: воля ведёт руку в одном направлении, но там рука входит в пламя, резкая боль - сигнал чувственности, заставляет сознание избрать для проявления воли другое направление движения руки. Т.е. противоречивое состояние воли и чувственности (и хочется - и колется) примиряются через акт сознания (изменение цели или пути её достижения). В сознании, как бы на заднем плане, в фоновом состоянии - всегда присутствуют чувственность (в мысленном созерцании) и воля (в актах оперативного мышления).
  Далее под сознанием в широком смысле будем понимать наличие структурности, связность по смыслу, причинно-следственные отношения, закономерность, последовательность в проявлении чего-либо.

       Итак, внутренний мир человека и всё, что он интериоризирует (переводит во внутренний мир извне) - всё это должно предстать там на языке этих трёх основных понятий. Каждые два из трёх неслиянных начал могут находиться во временном противоречии, но находить примирение в третьем.
    С общефилософской точки зрения в человеческом существе реализуется один из главных принципов мироздания – ПРИНЦИП  ЕДИНСТВА  В РАЗЛИЧИИ.
    В религиозных догматах христианства он формулируется как
    ПРИНЦИП  НЕСЛИЯННОСТИ, НО  В ТОЖЕ  ВРЕМЯ  –  НЕРАЗДЕЛЬНОСТИ.


Рецензии