Вероника Борисенко -Из истории исполнительства-

Вероника Борисенко.

Её имя сейчас мало кто помнит, но это была одна из самых известных певиц поколения, вступившего в жизнь в середине двадцатого века - в военные и первые послевоенные годы.
И её голос остался в истории, как один из лучших голосов этого поколения - редкой красоты меццо-сопрано, звучание которого было ярким и солнечным, мощным и естественным, тёплым и сочным, как спелый плод.

Борисенко родилась 16 января 1918 года в одной белорусской деревне в семье рабочего-железнодорожника и ткачихи. Отец умер, когда девочке было два года. Жить было нелегко. Окончив семилетку, Вера устроилась работать наборщицей в типографию, но природная одарённость привела её в Театр рабочей молодёжи. Там заметили редкие вокальные данные девушки и посоветовали учиться профессионально.
Она стала заниматься в Гомельском музыкальном техникуме. Затем поступила в Минскую консерваторию. Но тут началась война - учёба прервалась и юная певица стала разъезжать с концертной бригадой по воинским частям, пока само командование не направило её в тыл, чтобы она закончила учёбу.
В 1942-м г. она начала работать в Свердловском оперном театре, а в 1944-м перешла в Киевский.

В 1945 году В. Борисенко участвовала во Всесоюзном смотре молодых исполнителей в Москве, где её заметили.
С 1946-го она становится солисткой Большого театра, сразу заняв в нём очень яркое положение, осваивая одну за другой ведущие партии. Уже в следующем году исполняет роль Груни в премьере оперы Серова "Вражья сила" и вместе с другими главными участниками постановки становится лауреатом Сталинской премии.
 
Её сразу же начинают записывать на радио и на пластинки: количество полных студийных записей опер с участием Борисенко для того времени просто рекордно - более десятка (для сравнения: в гораздо более технически продвинутую эпоху, с Еленой Образцовой, которая была настоящей звездой своего поколения и которую многие считали весьма "обласканной" вниманием,  фирмой "Мелодия" было записано три оперы за всю её жизнь, а в период полного расцвета её искусства - 1970-е годы - ни одной).
Оперы "Майская ночь" и "Кармен", "Князь Игорь" и "Снегурочка", "Русалка" и "Риголетто" , "Чародейка" и "Пиковая дама" и др. были записаны Вероникой Ивановной в ансамбле с корифеями оперного искусства того времени: с Лемешевым, Козловским, Пироговым, Нэлеппом, Ал.Ивановым и др.

Этот период яркого расцвета не был долгим - после сорока лет, как нередко бывает, наступил спад, а потом и перерыв в театральной работе.
Спустя какое-то время певица вернулась в театр на роли "характерных старух" - она была хорошей актрисой и была в этих работах органичной и убедительной. В 1973 году, например, она даже ездила с Большим театром на гастроли в Милан, где исполняла одну из таких ролей - Хиврю в "Семёне Котко". Но тогда она уже и в этом амплуа работала в театре "по разовым приглашениям", её "главные героини" остались в прошлом -в эпохе 1940-х-50-х годов, а было ей всего 55 лет...

Вероника Борисенко вела обширную концертную деятельность. И, как практически у всех признанных певцов того времени, эта деятельность была очень демократична: помимо академических залов, она выступала в рабочих клубах, перед тружениками села, а в репертуар, наряду с большим количеством произведений русской и зарубежной классики, входили песни советских композиторов (так, в конце 1940-х была известна "Заздравная песнь Сталину" композитора Мурадели, а чуть позже широкую популярность получила песня Дунаевского "Моя Москва" в исполнении В. Борисенко).

Сегодня реставрируются и издаются некоторые записи опер с участием певицы, и это даёт основание надеяться, что её имя не будет совсем забыто!


Рецензии