Дежнёв и Попов в Беринговом проливе часть 2

После состоявшегося похода морем - океаном от устья Колымы до устья реки Анадырь и далее, Семейка Дежънёв (Семён Дежнёв) в 1664 году, подал отчёт «о походе на реку Анадырь» (1648-1654 гг.) якутскому воеводе Ивану Акинфову и дьяку Осипу Степановичу, написанный, поскольку сам он ни читать, ни писать не умел, рукой служилого человека Данилко Филипова.
Задачей отправившейся в 1648 году экспедиции Попова-Дежнёва было найти более быстрый и удобный путь, чем через горы и хребты, к реке Анадырь, окрестности которой по слухам были богаты пушным зверем. Если иметь в виду этот отчёт и поскрести информацию по сусекам интернета, собрав крохи воедино, то этот поход выглядел примерно так:
20 июня 1648 года, когда на Колыме стаял лёд, из Среднеколымского острога вышли 6 кочей и направились к морю. В Нижнеколымском остроге к ним присоединился ещё один коч.
Как уже говорилось, в среднего размера коч вмещалось 18-20 человек команды, значит, всего в поход отправилось порядка 100 человек. Фактически это была сборная группа купцов и казаков, объединённая всего одной целью – найти новые угодья для приобретения пушнины и моржового клыка. Если купцы меняли у местных свои товары на желаемые, то казаки, демонстрируя мощь огнестрельного оружия, действовали по отношению к ним по принципу добровольно-принудительно. Хотя по указаниям губернатора края казакам предписывалось действовать не таской, а лаской и не вздумать обращать аборигенов в холопов.
Семён Дежнев, будучи казаком, прежде всего состоял на государевой службе и ему начислялось жалование, которое он по причине дальности головной конторы физически не мог получать.
При этом в путь он отправился на собственном коче и с нанятыми работниками. Откуда у него взялись на это деньги? – Как в известном анекдоте про гаишника, который спросил: «А что, за такую работу ещё и зарплату дают?».
Получалось, что в данном походе он был един в двух лицах: должностное лицо и промышленник.
На коче Дежнёва шло 18 казаков и матросов. В его снаряжение Семён Дежнёв вложил деньги от продажи соболей, приобретённых в результате обмена меха на товары с чукчами и не только во время предыдущих колымских походов. К моменту начала экспедиции он пробыл в Сибири уже 18 лет и кое-что уже имел про запас…
Отряд Федота Попова, снаряжённый на деньги купцов Усовых, состоял из 29 членов экипажа на двух кочах.
На трёх кочах шёл отряд, возглавляемый приказчиком Афанасием Андреевым на деньги купца Василия Гусельникова, он состоял из 32 человек. Этот отряд был более остальных оснащён навигационными приборами.
Седьмым кочем, присоединившимся в Нижнеколымском остроге, руководил Герасим Анкундинов, тоже казак, который очень хотел перехватить у Семёна Дежнёва главенствующее право на командование казацким отрядом. В архивах сохранились рапорты со взаимными обвинениями, в которых Семён Дежнёв обещал привезти в пользу государства 210 шкур соболя, а Герасим Анкундинов аж 280. В конце концов победил Дежнёв.
Поход морем от устья Колымы до края азиатского материка длился 3 месяца.
Вдоль берега Восточно-Сибирского моря через пролив Лонга, затем берегом Чукотского моря они продвигались на восток пока к сентябрю не дошли до крайней точки, где увидели мыс, от которого впереди простиралось море, а береговая линия круто поворачивала к югу. Мыс, состоящий из нагромождения мощных гранитных скал, окаймлённый лентой пенных бурунов, они назвали Большой Каменный Нос (в настоящее время мыс Дежнёва). Мыс выдавался далеко в море, и вдали от берега были видны острова. На островах и на близлежащей земле они увидели становища эскимосов, которых соседи называли зубатыми, потому что они украшали себя моржовыми клыками, пропущенными через губу.
На востоке они столкнулись с воинственными чукчами, в стычке с которыми Дежнёв и Попов получили ранения.
Следующей напастью были шторма, разбившие несколько кочей о скалы. Уцелевших в шторме моряков взяли на борт команды Дежнёва и Попова. О том, сколько кочей в итоге вошло в пролив, информация расходится, поскольку те, кто в тех краях с ними не бывал, а только слыхом слыхивал, отписывали якутскому воеводе свои догадки, проверить которые надлежащим образом не представляется возможным.
Мы знаем о том, что после того, как кочи Дежнёва и Попова вошли в пролив, разделяющий Азию и Америку, всё пошло стремительно, как это бывает, когда бушует стихия: начался шторм и их суда разметало словно щепки. После этого пути Семёна Дежнёва и Федота Попова разошлись. По слухам, коч Попова с командой дошёл до берегов Камчатки, где потерпел крушение, или, по другой версии, не дошёл до Камчатки, а разбился раньше, но в любом случае судьба Федота Попова уготовила ему незавидную долю и гибель. В то время как коч Дежнёва выбросило на берег за устьем Анадыря.
«…и прошед Анадырское устье, судом божиим те все наши кочи море разбило и тех торговых и промышленных людей от морского разбою на море потонуло и на тундре от иноземцев побитых, а иные голодною смертию померли, итого всех изгибло 64 человека»
Кроме этого, Семён Дежнёв отписал в своём отчёте, что от Мыса, если двигаться к югу, до Устья реки Анадырь всего три дня ходу морем. Морской путь оказался во много раз короче, чем сухопутный. Правда, дойти не всем было суждено….
После того, как команду Семёна Дежнёва в составе 24 человека выбросило на берег лимана, было решено дойти до русла реки Анадырь пешком. Река – она кормилица! В реке можно и рыбу наловить, у реки можно зверя подстрелить, и людей вдоль реки можно встретить.
На этом рассказ о Федоте Попове и Семёне Дежнёве в Беринговом проливе можно было бы закончить, но история похода казака, описанная им самим, продолжается, а с ним и дальнейшее повествование.
На Покров (1 октября по старому стилю) Семён Дежнёв оказался у разбитого коча на берегу Анадырского залива Берингова моря (современное название).
По всей территории бассейна реки Анадырь простирается тундра. Что такое тундра? – это безлесная местность, покрытая мхами и лишайниками с кое-где встречающимися стланиками – берёзой и кедрачом. В пойме реки можно встретить низкорослых иву и ольху.
По берегу реки летом бродят медведи, встречаются лоси и олени. В верхнем и среднем течении селятся выдры и соболя.
В реку на нерест заходит 10 видов лосося и среди прочих обитают сиги и хариус.
Река замерзает с октября до конца мая.
Значит, что Дежнёва с командой выбросило на берег, который интенсивно стал покрываться льдом, а морозы перевалили за -30С.
Для того, чтобы выжить в таких условиях, отряду нужно было отойти от морского залива и найти место для зимовки на реке. Наверняка у них с собой был какой-то запас продовольствия, ружья, порох и товары, взятые для мены с чукчами. Если река стала подо льдом, то коч или то, что от него осталось, можно было поставить на полозья и тянуть, как это делали поморы в своих экспедициях. Я думаю, что так они и сделали, потому что коч из транспортного средства в этом случае превращается в запас дров, которые в морозной тундре очень востребованы. Шли они до места зимовки чуть больше 2 месяцев. Даже если они проходили по 10 км в день, весь путь составил 600 километров.
Чтобы остановиться на зимовку, они должны были найти место, где имелся лес, чтобы под защитой деревьев построить зимовье. Плюс ко всему в 50-ти градусные морозы при северном ветре без дров и костра выжить просто невозможно – ни обогреться, ни еды приготовить! Ещё в лесу, как известно, можно охотиться на зверей!
Когда отряд дошёл до реки, он разделился: половина пошла налегке вверх по течению, остальные во главе с Семёном Дежнёвым медленно продвигались вперёд, везя за собой груз. В конечном итоге группа Дежнёва нашла подходящее для зимовки место, а ушедшая вперёд группа, не сумев найти ничего, попыталась вернуться, но вернуться удалось только троим из 12.
Весной они поднялись выше по реке и в её среднем течении, там, где встречается лес, Дежнёвым было основано ясачное зимовье, которое впоследствии преобразовалось в Анадырский острог.
Ясачным в те времена называлось зимовье, состоящее из нескольких изб, окружённых частоколом.
Острогом называлось более крупное укреплённое поселение с небольшим гарнизоном.
От Урала до Аляски существовала разветвлённая сеть острогов, которые служили базами для торговых и промышленных людей, а также местопребыванием гарнизона, занимающегося сбором ясака.
На Сибирских просторах тесно переплетались интересы государства, которое давало официальную защиту действиям рисковых людей, и самих этих людей, которые имели свою выгоду и, похоже, немалую, добывая и торгуя теми же мехами. В Сибири и Забайкалье основным источником поставок меха было местное население, которое, как это принято у всех колонизаторов, обкладывалось данью. Дань в данном случае называлась ясаком. Чтобы гарантировать сбор ясака, обычно из среды коренных жителей выбирали наиболее влиятельных людей. Их держали в зимовье или в остроге в качестве заложников и называли «государевыми аманатами». Для аманатов строилось особое помещение – «казенка» с крепкими дверями и решетками на окнах. У казенки круглосуточно стоял караул. Осенью каждого года к зимовью приходили родственники аманатов, чтобы заплатить ясак. Казаки отдаривали приходящих безделушками, бисером, оловом и свинцом (эти металлы шли на изготовление украшений). Размеры ясака не устанавливались. Важно было соблюдение принципа подчинения, и каждый род платил столько соболей, сколько мог. Это открывало широкое поле для всякого рода злоупотреблений. Сверхнормативную пушнину торговые и служилые люди выменивали у аборигенов на свой счёт, давая взамен казённую утварь. Особенно у местных ценились медные котлы и железные топоры. Конечно, нельзя говорить о том, что интерес первопроходцев – казаков и купцов – был исключительно меркантильным. Здесь виден сплав любви к деньгам и тяги к авантюрам. Не всякий ради денег готов терпеть голод и стужу, а особенно ежечасно ходить под прицелом стрел недружественных местных народов.
Первым делом Дежнёв, построив зимовье на Анадыре, ввязался в драку с местным племенем и, взявши в результате битвы заложников, начал брать с племени государеву пошлину, ясак. Во время этой драки он был ранен. Всего за 30 сибирских лет он был ранен в стычках с аборигенами более 10 раз.
Явный интерес к району Анадыря был у многих сибирских купцов и чиновников, поэтому почти одновременно с Дежнёвым туда отправились несколько отрядов, но по суше, через хребты Большого Анюя, среди которых был отряд Михаила Стадухина, рассказывать о котором нужно отдельно.
Через полтора года, летом 1650 года, до зимовья Семёна Дежнёва добрались казачьи отряды Михаила Стадухина и Семёна Моторы.
Не просто так высшая должность у казаков называется атаман, а в голове обывателей это название навевает ассоциацию с главарём шайки разбойников. Из отчётов Семёна Дежнёва образ Михаила Стадухина вырисовывается как образ главаря группы людей, признающих исключительно власть силы. Вопреки призывам начальства не обижать местных, Стадухин вел себя как персонаж, которому было всё дозволено, он предпочитал обирать, а не обменивать меха на товары, запугивать, а не объяснять, драться, а не уговаривать. Когда он встретил отряд Семёна Моторы, то просто вынудил его дать обещание покинуть район Анадыря и не попадаться ему на глаза. А с Семёном Дежнёвым он померялся силой и победил в поединке, отчего тот дал согласие быть у Стадухина в подчинении.
Но искренне заблуждаются те, которые считают, что удачей правит сила – и муравьи могут победить слона, если будут действовать слаженно!
Так случилось и в этот раз.
Михаил Стадухин, не увидев в болотах Анадыря соболей, которые предпочитают для жизни лес, отправился искать меховое Эльдорадо к берегам Охотского моря, Семён Дежнёв остался за старшего в построенном им зимовье, а Семён Мотора, сделав кружок по окрестным рекам, вернулся на зимовье присоединившись к команде Дежнёва. И загадки тут нет никакой. Спрашивается, зачем отряду Дежнёва, проделавшему столь опасный путь, а также Семёну Моторе, было оседать на вечной мерзлоте в комарином болоте? Не лучше ли было бы им вернуться в Якутск на базу или как Михаилу Стадухину отправиться к обозлённым юкагирам искать новые дороги и свою судьбу?
Всё очень просто - Семён Дежнёв в устье Анадыря обнаружил многоголовое лежбище моржей, клыки которого ценились в торговом мире порой выше соболиных шкурок, а в вечной мерзлоте нашлись бивни мамонта, которые тоже высоко ценились.
12 лет под началом Семёна Дежнева казаки, собирая ясак, держали в заложниках аманатов и били моржей. Я живо представляю их жизнь, имея небогатый личный опыт, полученный на работе в геодезической экспедиции при московском Предприятии ГУГиК. По условиям работы экспедиционные отряды находились в полевых условиях Крайнего Севера порой по 8 месяцев в году. При этом мужчины были при деле, зарабатывая деньги для семьи, которая оставалась скучать в Москве. У мужчин появлялись частенько подруги якутки, которые не давали им скучать. Природа отношений мужчины и женщины практически не изменилась за прошедшие века!
Федот Попов взял с собой в поход якутскую подругу, и Семён Дежнёв, живя на Анадыре, тоже взял в подруги якутку, которая родила ему сына. Остальные казаки чаще всего в боях и стычках с местными тоже находили себе женщин. Это были, говоря современным языком, гражданские браки, потому что церковь была категорически против невенчанных союзов, и дети, родившиеся у таких пар, считались незаконнорожденными. Только в 18 веке, когда освоенные восточные территории России присоединились к Иркутской епархии, а среди народов Сибири появились миссионеры, такие браки могли быть узаконены.
В 1659 году Семён Дежнёв передал управление Анадырским острогом казачьему пятидесятнику Курбату Иванову и повёз добытое богатство вначале в Якутск, а потом в Москву. Там он сдал пушнину, продал моржовый клык и получил жалование за 20 лет службы. Было ему в то время лет за 50. В Москве он получил звание атамана и после продажи своей доли моржовой кости стал состоятельным человеком. Из Москвы атаманом он вернулся в Якутск и женился на женщине, которая родила ему ещё одного сына. В Якутске он прожил ещё 10 лет. Умер Семён Дежнёв в Москве, когда повёз туда из Якутска собранный ясак.
Семён Дежнёв умер состоятельным человеком, Михаил Стадухин – имея за душой одни долги, Федот Попов пропал без вести, но жизнь свою они прожили не зря, оставив на Земле заметный след.
Мятежный атаман Михаил Стадухин, колеся по Чукотскому полуострову, делал подробные описания своих маршрутов, по которым впоследствии была составлена карта для желающих пройти от Северного Ледовитого к Тихому океану.
Семён Дежнёв прославился не тем, что перебил поголовье моржей в Анадырском заливе, а тем, каким путём он туда попал. Правда, описание его похода долгие 10 лет покрывалось пылью в архивах Якутска и, если бы не Вторая Камчатская экспедиция и не дотошный характер историка Герхарда Миллера, 10 лет рывшегося в сибирских архивах, мы бы об этом пути не услышали, как не слышал о нем Пётр Первый, пославший в 1725 году Витуса Беринга искать проход между Азией и Америкой.
Анадырский острог, который основал Семён Дежнёв, сыграл значительную роль в истории освоения севера Камчатки и Аляски.
В 1898 году Русское Географической общество предложило назвать крайнюю восточную точку Евразии именем Семёна Дежнёва в честь 250-летия похода от Колымы до Анадыря.


Рецензии