Сплетения судеб

Сегодня - 20 лет памяти моей мамы, Тамары Александровны Злобиной (19.7.1936-3.1.2004).
Мама закончила филфак МГУ (1954-1959), где училась у Бонди, Либана и Сабурова (больше четверти века спустя Либан по чертам лица угадал во мне её сына).
10 августа 1959 родилась Аня Михайлина. Не в тот ли самый день (по-любому, близко, плюс-минус) моя мама пришла устраиваться на работу в школу на Пресне?.. Завучиха Клавдия не преминула провести с ней беседу: "Вам достанется 9-й класс с очень трудной обстановкой: есть там такой Малиновский, он всех баламутит. По его наущению ребята стали слушать вражеские радиоголоса, а Мясников перестал есть мясо. Эту ситуацию надо изменить". Начинающая учительница ответила уклончиво-дипломатично (жизнь научила: отец её был репрессирован после войны): "Я ведь ещё совсем молодая, только пришла работать, у меня вовсе нет опыта. Что ж я могу сделать с этим Малиновским?" Завучиха ответила: "А вы влюбите его в себя!"
В том же году мой папа начал писать свои лирико-философско-мистические сочинения (до или после?..). Его близкие отношения с мамой возникли позже, уже после школы, но Клавдию потом много десятилетий вспоминали со смехом. Разница в возрасте у родителей была ровно такая же, как у меня с Аней.
Мама в школе не задержалась надолго (хоть и оставила яркую память у учеников своими уроками) и перешла затем в журнал "Русский язык в школе". Там она проработала 40 лет, как 40 лет проработает в Ленинке Аня Михайлина. Мама, что-то предчувствуя, всегда волновалась о том, чтобы я производил хорошее впечатление на библиотекарш (был опрятен, напр.).
Из года в год мама печатала у себя в журнале заметки и статьи, посвящённые анализу стихотворений. После её ухода я собрал их (присовокупив свои) в книгу:
Злобина Т. А., Малиновский А. А. Читаем стихи. М., Вербум-М, 2004.
Думаю, книгу давно пора переиздать. Адресована она отнюдь не только школьникам и учителям.


Рецензии