Амираниани. Глава 4. Подвиги
Время естественное – быть заводилой.
А Амирану дано было столько – невмочь.
Он и геройствовал ночь и день, день и ночь…
Он добывал огонь небесный в Божьих чертогах,
Жарил и парил еду, на путях и в тревогах…
Он добывал у Отца (и природы) большие секреты.
Как долго жить, чем лечиться, чем быть согретым…
Цитела, Хвела-батони и Диди-батони точно
Он усмирил, при нем запечатаны прочно!
С молотом и наковальней работал он своеручно,
Сам для себя создавал оружие благополучно.
Он победил вешапи, проглотившего Солнце…
Нож, что Ангел дарил, алмазом проделал оконце.
Да, побывал у нечисти он в толстом брюхе…
Не выплюнут или выброшен, в брюхе – разруха!
И он оставил меж ребер вешапи плетенку.
выскользнет Солнце всегда, сожжет заслонку!
Не перечесть, сколько раз убивал он дэвов…
Резал им головы, вскрывал ненасытное чрево.
Божьим гневом ворвался он в царство каджей,
До Тариэла увидел столицу их падшей…
Царевну даже он у них похитил для утех!
Что «расточительно светла», что лучше всех!
Нечисти любой при встрече говорил всегда герой:
«Жрать не дам я человека, на тебя встаю войной» …
Но сколько раз, давая клятву, лицемерил,
О, сколько раз убил того, кто ему верил…
Он призывал в свидетели родное имя,
Он клялся Богом, этим рыл себе могилу.
Пусть слово крепкое давал он нечисти иль ворам,
Но Бог свидетелем там был, он был дозором.
Клянутся люди высшим, и по Божьему велению,
Что прекращает спор – да по определению…
Цитела-батони – корь, Хвела-батони – коклюш, Диди-батони – оспа. Болезнь рассматривалась как нападение злого духа, и это личные имена духов.
Вешапи (гвелешапи) — дракон) — в древнейшей грузинской мифологии и эпосе — зооморфное, иногда многоголовое, чудовище, обладающие человеческой речью и способностью извергать огонь.
В эпосе о богоборце Амирани упоминаются несколько видов вешапи: белый, красный и чёрный. При этом последний — чёрный вешапи — был огнедышащим. В легендах вешапи захватывали источники питьевой воды (колодцы, реки, озёра) и требовали выкуп или дань за пользование водой в виде юных дев. Согласно некоторым мифам, вешапи имели возможность поглощать солнце. Являясь олицетворением сил зла в древнегрузинском эпосе, вешапи являлись антагонистами положительных героев, но, в конечном счёте, терпели от них поражение. Существуют легенды, сюжет которых являет вешапи в качестве демонов — покровителей героев. Однако мораль древнегрузинских эпических сказаний устанавливала табу для героя на получение даров и подношений от вешапи. Нарушение героем указанного запрета вызывало его неминуемую смерть.
В агиографических памятниках вешапи являлся символом безверия и идолопоклонства. По своей природе и описанию вешапи весьма схож с драконами, Змеем Горынычем или мифической Лерне;йской ги;дрой, но наиболее близок древнегрузинский к армянским вишапам.
Дэв –Ди;вы, дэ;вы (авест. da;uua, da;ua, da;va) — сверхъестественные человекоподобные существа, имеющие вид великанов[1]. Присутствуют в тюркской (азербайджанской, башкирской, казахской, татарской, узбекской и др.), иранской, славянской, грузинской, армянской, мифологиях, в зороастризме — злые духи. Мифологический образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Урала (башк. Дейе;), Малой и Средней Азии[2], Западной Сибири и др. — злые духи, главным образом великан антропоморфного или зооморфного вида. Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. Обычно считается, что дэвы живут в горных пещерах и ведут звероподобный образ жизни — хотя в некоторых сказках дэвы живут в домах, носят одежду, содержат скот и т. д. Иногда проявляют сходство с джиннами из арабской мифологии.
Каджи – Каджи — это природные духи грузинской мифологии. Они живут в отдельной стране, которая называется Каджети. То есть, каджи — это своего рода отдельный магический народ, сродни сидам из британской мифологии. Каджи могут превращать день в ночь, а ночь — в день. Им подчиняются ветра (могут создать бурю на море) и водяная стихия (по воде пешком — это про каджи, могут менять свой облик и мгновенно исчезать.
Мужская часть каджей - это мускулистые и ужасающие монстры, а женская — это красивые существа, похожие на нимф.
Различаются земные и водные каджи . Земные каджи живут в лесах и на недоступных скалах, вредят людям, смертельно избивают их или сводят с ума. Водные каджи обитают в реках и озерах. Они менее зловредны и часто покровительствуют рыбакам. Женщины-каджи отличаются красотой, вступают в любовные отношения с людьми, нередко выручают их из беды, выходят замуж за героев. Тариэл – герой поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вместе с побратимами Автандилом и Фридоном взял Каджети и освободил невесту свою, Нестан-Дареджан их плена каджей.
***
Свидетельство о публикации №224010301240