Барбизонская школа
Эти пленительные слова я помню с юности. Как символы утонченной французской культуры. Так мне казалось всю жизнь.
И вот, когда я на вынужденном досуге из-за весеннего ковидного карантина 2020 года бродила по интернету, а не по французским местечкам, полям и музеям, то наткнулась на барбизонскую школу и решила узнать подробнее, что это такое. Как-никак про Фонтенбло и пленэр я уже знала, а про барбизонскую школу художников – в самых общих чертах, без подробностей.
Барбизон оказался пригородом Парижа. Но в стародавние времена, еще при третьем Наполеоне, то есть когда Францией правил император Наполеон III – племянник настоящего Наполеона, интересный тип, между прочим, то Барбизон был деревней в одну короткую улицу. В наше время Барбизон деревней и остался, только покрупнее - всего полторы тысячи человек проживают. Туристы временно и незначительно увеличивают население в каникулы, чтобы посетить маленький музей с милыми картинами художников барбизонской школы.
Суть термина «барбизонская школа» - это реалистичные пейзажи французских художников середины и конца 19 века. Короче – реализм в пейзаже. Всегда с натуры и с фигурами людей труда – пасут, рубят, везут, несут, сеют, сажают картошку.
До середины 19 века западные художники писали пейзажи как выдуманный фон к историческим сюжетам картин – так делали классики, академики. В начале 19 века европейские художники ударились в романтизм: пейзаж стал фантастично красивым, далёким от правды жизни. И вот за романтиками явились миру реалисты: художники едут на природу, на воздух, по-французски - на пленэр, пишут то, что видят реально. Выезжают из городов в деревни, иногда живут там, пишут этюды с натуры. Вот такие художники и называются «барбизонской школой». Школы как учреждения не было, художники жили и писали сами по себе, в меру своего таланта. Это критики искусства объединили их в группу и назвали «барбизонской школой», чтобы выразить тенденцию – реалистичный пейзаж.
Ну, и для повышения вашего культурного уровня приведу пару имён французских художников барбизонской школы. Запомните их, если получится, и блистайте при случае. Вообще-то, я сомневаюсь, что такие случаи случаются – ну, кому интересно в наше время, как кого звали и что писали малоизвестные художники середины 19 века? Вот, на всякий случай: Жан-Франсуа Милле, его «Сеятель» с традиционным жестом разбрасывания семян рукой и «Сборщицы колосьев», где три крестьянки в длинных до земли юбках действительно собирают колосья в корзинки, а не позируют в качестве фривольных пейзанок 18 века, поэтому всё серьёзно, реализм как-никак.
Второй художник барбизонской школы – Теодор Руссо (не путать с Жан-Жаком Руссо, философским писателем) долго жил в деревне Барбизон с женой, где и умер. Писал широкие северные пейзажи с коровами на водопое, а его вид на деревню Барбизон есть даже в Москве, можно увидеть в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Вот и полюбуйтесь на Волхонке французской деревенькой с красивым названием – Барбизон, если возникнет у вас такой интерес и возможность. При случае.
2024
Свидетельство о публикации №224010301260