Маленький город глазами ребенка

Малые города, как их много на территории нашей большой страны. Все они разные. У каждого города своя история. Свое предназначение. В каждом таком городке живут вполне обычные люди, у которых свои заботы, печали, радости. Они улыбаются и плачут, ходят в гости, любят, ждут и скучают. Они отличаются друг друга взглядами на жизнь, говором, манерами. Кто-то рождается в таком городке, кто-то приезжает сюда на время или остается навсегда. Одни полюбят такой городок, а другие будут просто жить. Пока в таком городе есть люди, он существует, он живет, в нем творят историю, каждый свою и все вместе общую. Не с каждым таким городом и не каждого человека связывает судьба. Мне можно сказать повезло в этом смысле.
За окном снежно. В зимнее время года рано темнеет, но от снега довольно-таки светло. Чувствуется по всему, что очень ветрено. Снег поднимается с дороги и кружится, в каком-то неизвестном танце. Ветер издает характерный гул. Маленькая девочка в черной меховой шапке, валенках, серенькой шубке из искусственного меха с завязанный сверху шарфом на воротнике, в вязаных варежках держит в руках большого серого кота. Кот прижимается к ней и мурчит. Боится замёрзнуть. В салоне грузовика не тепло. Большая грузовая машина съехала с трассы и едет по дороге в неизвестный город. За рулем молодой, веселый паренек водитель. Который то и дело что-то говорит и смеется при этом подмигивая коту. Рядом с ним сидит папа и мама. Девочка и кот устроились у папы на руках. Девочке от силу года четыре, но она очень худенькая и маленькая. Кстати, эта девочка я. Мы снова переезжаем. В новый для нас город. Как сказали родители районный или административный центр, я уже и не помню. В грузовике наши вещи. Которые в который раз едут в новый дом. Нам не привыкать к переездам. На этот раз это будет небольшая двухкомнатная квартирка на первом этаже малоэтажного дома. Я люблю переезжать. Интересно жить в разных городах. Жаль только, что нет  и не будет друзей детства. Врядли потом появится возможность общаться. Во времена детства  этой девочки с большими серо-голубыми глазами не было Интернета, социальных сетей, сотовых телефонов, да и в небольших городах не было и домашних телефонов. Таксофон один в районе для вызова помощи или звонка в организацию. Письма были бумажные и писались от руки на адрес. Так друзья детства терялись совсем через время.
Мы ехали  заснеженной дорогой по заснеженной колее, которую накатали машины. За все время нам на встречу попалось пару машин и один автобус. Сначала были поля, а потом лес. Для маленькой девочки дорога казалась бесконечной. Это было целое приключение ночью прокатиться на грузовике. Хотя может и не ночью, просто было темно. Впереди показались огни. Так освещался мост. Большой мост, через замёрзшую реку. Мост высокий,довольно широкий. Видимо река большая. Чуть дальше за мостом показались огоньки города. Это был небольшой городок с домишками в два, четыре и не много домов в пять этажей. Несколькими улицами. В нем были и достопримечательности, но об этом чуть позже. В город вела одна асфальтовая дорога через этот мост. Он стоял особняком. За городом был лес и никаких деревень, сел. Просто лес. Может они и были, но совсем небольшие. Я маленькая была далеко мне ходить не разрешали.
Вот мы подъехали к дому. Машину быстро разгрузили. Помогли какие-то люди. В небольшой плохо протопленой квартире появились шторы и стало немного уютнее. Я была в предвкушении знакомства с новым местом. Утром проснулась рано. Кот спал клубком в ногах. Чтобы его не потревожить аккуратно вылезла из-под одеяла. Папа уже ушел. Мне редко удавалось застать утром его дома. Уходил он очень рано. На кухне пахло какао. Мама постелила на стол скатерть. В своем голубом халатике и фартуке с курочками готовила завтрак. Она поцеловала меня. Кот тоже проснулся и был уже на подходе к кухне, когда в его миску мама наливала молоко. Мы покушали. По уже сложившейся традиции переезда начали собираться знакомиться с новым городом. В таких городах люди очень приветливы. Все здороваются. Соседи сходу начали знакомиться. Да и мы тоже были общительными. В общем нам не сразу удалось отойти от подъезда. Зато  узнали немного о городе в котором нам предстояло недолго, но все же жить. Он стал частью нашей жизни, а мы его историей. Теми жителями, которые здесь были. Весь город можно обойти за несколько часов. Мы пошли в сторону центра. За углом находилась аптека. Мама обрадовалась. Прошли какое-то здание, огороженное забором. Мои ровесники из-за забора с детской нескрываемой завистью смотрели на меня. Я поняла став старше почему. Все просто: я шла за руку с мамой. Для меня это так обыденно, так нормально. Я тогда не понимала своего детского счастья. Так мы дошли до станции. Посмотрели расписание. Автобусы ходят недалеко, в города рядом. В каждый город идет один автобус утром и второй вечером. Не успел лови попутку или пешком километров, короче много будет от трассы. Ходит также фабричный автобус. Можно попроситься сказали местные. Ходит с остановками во всех населенных пунктах по пути. Ходит он несколько раз по времени прибывает к сменам, а потом развозит фабричный люд. Для меня было странно, но ни железной дороги, а следовательно ни станции в городе не было. Зато в центре была огромная площадь. Моими глазами огромная, маленькой девочки ростом с небольшое пони. Хотя и на пони мне приходилось помогать залезать. Кстати, весной на площади катали на пони. Туда приезжал цирк шапито. Всегда было много людей. По другую сторону дороги был необычный памятник по моим понятиям. Это был памятник Карлу Марксу. Тогда я и узнала кто этот дядя. Его поставили на деньги рабочих фабрики. Фабричные здания из красного кирпича стояли неподалеку. Они были очень красивые. Я такие раньше на открытках видела и в старых фильма. Нам потом рассказали, что в город киношники приезжают фильмы снимать. Горожане охотно идут в массовку. Дальше было здание клуба. Там крутили фильмы на большой белом экране. Я никогда там не была. Маленькие магазинчики с одним прилавком и продавщицей, которая знала всех и про всех. Летом приезжала бочка с квасом и работала палатка с мороженым. Из палаток открыта в зимнее время была только с надписью Печать. Я буквы уже знала. Мама купила местную газету. Мы прошли хлебзавод и купили  горячий хлебушек. От аромата захотелось кушать. Свернули на набережную. Она была на крутом берегу и спуск туда был опасен не только зимой, но и летом. От местных узнали, что есть городской пляж у реки. Я увидела мост, по которому мы приехали вчера. Он был длинный и высокий.  Прошли вдоль замерзшей реки. Большая, широкая река. Папа вечером подсказал, как она называется, но я не запомнила. Далеко течет, аж в другие города. Гуляли мы долго. Мама сказала, что пора домой обедать. Скоро придет папа. Да и начало смеркаться. Дороги были узкие, потому что по обеим сторонам лежали сугробы с меня ростом. Мне было интересно все вокруг. Время от времени я подпрыгивала посмотреть. Мама улыбалась. Так мы дошли до дома. Детей моего возраста в доме не оказалось. Дружить было не с кем. Но я не унывала. Кот вечером тоже пошел знакомиться с городом. Под утро принес на коврик у двери мыша. Так мы начали жить в этом маленьком провинциальном городке. Люди были разные. Одевались они аккуратно, но не богато. На улицах было чистенько. Весной город мыли, убирали, красили, сажали палисадники и клумбы. Мама тоже вышла на субботник. Я помогала поливать. Мы посадили там целый сад цветов. Как сейчас помню мальву разных цветов. Мне этих клумб очень не хватало, когда мы снова переехали. Красиво было, ухажено. Никто не портил, цветы не рвал, ничего не ломали, не портили. Молодёжь летом гуляла в центре по набережной и там конечно клумбы обдирали. У нас было спокойно. Подъезд мыли соседи по очереди каждый день. Всегда порядок. Домик хоть и старенький, но ухоженный жильцами. Прожили мы там меньше года и уже осенью пришла пора уезжать. Этот городок, как с картинки, прочно врезался в мою память. Спустя двадцать лет я решила туда вернуться. Мы с трудом с мамой нашли наш дом. Так все изменилось в этом небольшом городке. Была весна. Майские праздники. На площади ярмарка. Надо отметить памятник Карлу Марксу не снесли. За ним следят. Машин стало больше. На автостанции также немного автобусов утром и вечером. Зато появились частники. Когда мы там жили в моем детстве машин почти не было. Несколько грузовиков от предприятий, да почтовый и банковский. Сейчас светофоры поставили. Во времена моего жития в городе я светофоры только на картинках видела. Интернат остался и оттуда также с надеждой в будущее смотрят дети. Фабрика уже и не работала вроде. По крайней мере производила впечатление заброшенной. Здания разрушались. Сделали на память несколько фото. Это в детстве девочки с большими глазами фотография была целым процессом требующем навыка. Сейчас все просто. Появилась мобильная связь. Городок самобытный. Люди все такие же приветливые. Смотрят с интересом на чужаков. Свои давно примелькались.
Прошло еще десять лет. Я снова стою на набережной этого городка. Уже одна. Лето. Река течет внизу под крутым, высоким берегом. Смотрю на мост, через который в далеком детстве по единственной асфальтовой дороге я приехала с родителями в этот славный городок. На душе и радостно, и грустно одновременно. Нет никаких воспоминаний. Площадь маленькой стала. Это тогда глазами девчушки она была огромная, как и весь город. Набережная расцвела. Фонари, лавочки, дорожки, памятник пограничникам - все ухожено. Видны здания фабрики. Дошла до памятника основателям города. Я его тогда не заметила, наверное, а может не запомнила. Думаю он там был всегда, как и памятник участникам Великой Отечественной Войны. Памятник Карлу Марксу стоит красивый, ухоженный. Церковь отреставрировали. Я ее не помню из детства. Может была, а может и нет. На автостанции автобусы уже не такие маленькие и гремящие, как раньше. Много таксистов. Прогулялась по городу. Зашла на городской рынок. Дошла до дома, где прошла  небольшая частичка моего детства. Ни одного знакомого лица. Нет палисадника под окнами. Все заросло травой. Время меняет многое. Уже нет той девочки с широко распахнутыми глазами, которая подпрыгивала, чтобы посмотреть на город из-за сугроба. Маленькие магазинчики с одним прилавком заменили сетевые маркеты. Люди уже не здороваются с каждым встречным. Прошла по городу. Он вроде и такой же, но другой. Да и я другая. Купила хлеб. Вкус изменился, а может я уже его и позабыла. Приятно прогуляться по городу в котором осталась частичка детства, в котором помнишь себя маленькой. Я обязательно сюда вернусь еще раз, а может и не раз. Город глазами ребенка очень сильно отличается от города глазами взрослого.  Уж поверьте, мне есть с чем сравнивать.


Рецензии