Мои пятнадцать...

    
Друг у меня есть. Бывший боксeр - мастер спорта, бывший ЗК - возраст совершеннолетия за колючкой, а теперь - хороший семьянин и преуспевающий бизнесмен, как и положено. Встречаемся редко.
Он как-то мне одну фразу сказал, избитую - вначале и своеобразную - в конце.
- Каждый мужик должен - вырастить ребeнка, построить дом, посадить дерево и ...отсидеть, хоть 15 суток, но отсидеть.
Интересная у него философия!? Но, на чем он еe базирует, я не знаю.
А с другой стороны, весь российский сермяжный субстрат пронизан принудительным лишением свободы, как сиська молочными железами.
Ссылка, тюрьма, задержание - для нас до такой степени непредсказуемы, как и Болдинская осень или хождение за тридевять земель. Один черт, в конце можно так и сказать;- И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало!
Хочу вспомнить о своих пятнадцати сутках, или, о принудительном лишении меня свободы. Человек я - военный, поэтому - все о гауптвахте.
Потешим свой "гастрит памяти", как говорит Александр Грог, искупаем его в бальзаме воспоминаний.
Д Е С Я Т Ь...
Далекий 1969 год. Ракетные войска стратегического назначения.
Осенью меня призвали в Армию. В обещанный мне ЦСКА - я не попал. Служил и тренировался в центре древне - русского княжества городе Козельске.
Конец декабря, лыжный сезон в разгаре. За мной дважды приезжал мой тренер и увозил на спортивные сборы в Яхрому. У лыжников, кандидатов в мастера спорта - нет, первый взрослый и сразу - мастер спорта, если повезeт. Чтобы повезло, мне нужно поучаствовать минимум в зональных, а лучше во всесоюзных соревнованиях, войти в десятку лучших, и чтобы в этой десятке было не менее трех мастеров спорта.
Подъeм - в 6 часов утра, час самостоятельной тренировки и ещe полчаса физзарядки вместе со всеми. И так, каждый божий день. Бегаю рядом с казармой, на стадионе, там также есть все спортивные снаряды для бодибилдинга спортсмена. В это же время, каждый день кроме выходных, со мной бегает какой-то "чмур", мы с ним иногда пересекаемся, дышим в одну сторону морозным воздухом, но друг друга как бы не замечаем.
Перед обедом меня выпускают за территорию части, пробежать "своих" 15 км вокруг совхозного сада. Эту пятнашку я не просто бегу, а отрабатываю технику бега. Иногда на лыжне мне опять попадается этот "утренний чмур". Но бегать он толком не умеет, техника, как у суслика в бурю, и лыжную смазку "химичит" не правильно. Лыжи прыгают за спину. - Оп! Оп! И он далеко позади.
Перед самым Новым годом солдаты штабисты принесли радостную весть, пришла телефонограмма о моей командировке в Новосибирск, там будут проходить всесоюзные лыжные соревнования. Едим туда вдвоeм - я и Мишка Капустин. Мишка служит где-то в лесу, и из лыжников в спортроте я один, как перст. После Нового года появляется Мишка, он старше меня по службе - на год, как тогда говорили - дед. Вылетать в Новосибирск мы должны 20 января. Время есть - тренируемся. 14 января нас вызывает сам начальник штаба. Гладимся, бреемся, стрижемся - как на парад.
Входим. Сидит полковник, от рожи прикуривать можно. Вид... - эти ракеты и на фиг не нужны, покажи его супостату, тот сам, преисподнюю сочтeт за райскую кущу.
- Командировка ваша - отменяется, - говорит он, - но готовьтесь, 24 января побежите за нашу часть на спартакиаде Ракетных войск. Выступите хорошо, я там решу, отпускать вас на соревнования или нет.
Мы с Мишкой, от дури молодецкой, бурно возмущаемся. И тут же получаем по 10 суток ареста. Вглядываемся в эту физу, и приходим к выводу, что его рожа запросто заставит ретироваться даже внеземные цивилизации.
Записку об аресте получаем там же, в штабе, и нас сопровождают на гауптвахту, ничтоже сумняшеся.
Это ужасное здание расположено у стекольного завода, сразу за его забором. Входим, и нос к носу встречаемся с "чмуром". Он, оказывается, комендант этой гауптвахты.
- А, старый знакомый, - не поймeшь, то ли радуется, то ли ехидничает, - Рядовой? - точно ехидничает...
Я представляюсь, как и учили. На его лице ни чего не пишется, только погоны старшего лейтенанта расправляются, как крылья черного ангела.
- Ко мне только по большому блату! - высказывает он нам с Мишкой, - Ух, ты... - это он записку читает, - от самого начальника штаба! И по десять суток! - его лицо напоминает кота поймавшего мышь, - Рады будем расположить, господа спортсмены! Вас куда, в сауну или в общую...?
Черт его знает. В лыжных смазках я разбираюсь, какой снег быстрее - знаю, а в гауптвахтах - ещe нет. Молчим.
- Во вторую камеру - обоих! - дает он указание дежурному, и довольный уходит.
- Пятнашку пошeл осваивать, - говорю я Мишке.
- Разговорчики! - орет дежурный, - Не на курорт прибыли!
И началось - испытание неволей. Тогда обидно и страшно было. Без ремня, без хлястика на шинели, и без рукавиц (их стырили в этот же день) - с утра чистить снег, под неусыпным надзором чурек-караульного. Но нам ещe везло, мы лопаты успевали схватывать, почти на лету. Дело в том, что на десять человек сидящих, бросалось девять лопат. Кому не досталось - д/п - трое суток. Это такая метода у этого старлея была, воспитательная. И формулировка - За не проявление инициативы!
На третий день он, по-моему, специально на строевые занятия на плац гауптвахты пришeл, чтобы над нами "повеселится". Гонял нас с Мишкой минут сорок, сам орамши употел, и мы, ессессено, мокрые, как мыши. А потом решил нас пехотным приeмам учить, типа; упал - отжался. Но тут уж - хер, напал не на тех. Он орет, а мы с Мишкой стоим и не выполняем. Я тогда подумал; пусть лучше сразу к стенке, но мракобесия не потерплю.
Чуть до рукоприкладства не дошел. А мне так этого хотелось! Отыгрался бы я на его роже! Ох, и отыгрался!
Но Мишка ему спокойно и говорит
- Я выполню это Ваше - упал, отжался. Если Вы, вот так - сделаете...
Мишка падает, резко отжимается и три раза в ладоши хлопает.
-... Ну, как? Товарищ старший лейтенант?!
Этот "чмур" на мухомор раздавленный стал похож.
- Дежурный! - орет, - Одного в "сауну", другого в "музыкальную шкатулку", и менять их там через сутки!
Поместили в одиночку. Успели мы с Мишкой и там и там побывать.
"Сауна" - это камера, где трубы обогрева печей стеклозавода проходят, температура там под 70, а может и больше. Это днeм. К вечеру всe выключают, и через два часа - дубак под - 5, и ветер. Т.к. коридор перед камерой метров десять, дальше - двери нет. Интерференция.
"Музыкальная шкатулка" - тоже камера, под грохотом, который чего-то там для завода перемалывает. Когда он работает, вибрация страшная, и шум камнепада над головой. А работает эта штука почти круглые сутки.
Но ничего, отсидели. Д/п он нам не стал добавлять, надо было на эту "стратегическую" спартакиаду ехать. Съездили. Пробежали. А после неe, меня и Мишку, в другую часть перевели, к Москве ближе. А в марте, я в "десятку" уложился, получил - о чем мечтал, и рапорт в училище написал. Сколько тренер не уламывал остаться, институт физкультуры предлагал московский и СКА всякие - я отказался. Здорово тогда эта "зелень сапожиная" на меня подействовала. Отслужив 27 лет на флоте, к "зеленым" отношусь настороженно.
Т Р О Е...
Когда в морях носишься, как папуас за антилопой, всегда что-нибудь ломается. Сломалось и на этот раз, еле всплыли и хорошо хоть в Мотовском заливе, до дома недалеко. Но вместо базы нас в завод отправили. Дочапали. Заводчане посмотрели и запросили шесть суток на ремонт. Стоим у пирса, ремонтируемся. Командир всех женатиков на три смены расписал на свидание с семьeй. И они, хрустя удилами, преодолевая триста с лишним верст, свиданькались. А нас, холостяков, вообще в расчет не брали. Наши "свиданьки" на голодном пайке окрепли... - до не могу! Несправедливо. Пошли к "папашке" командиру с челобитную.
- Сынки, - начал свою речь "папашка", - я понимаю, что неженатый человек, тоже вроде не обезьяна. На пальму дрочить не полезет. Но вы ведь сейчас все тут на хрен разнесете, перетопчите, что ещe шевелится, и как результат, выльете на весь экипаж очередной ушат дерьма. Поэтому, сход с корабля только в 20.00 и ни минутой раньше, и чтобы ровно в 7.00 - все были на борту. Проверять буду - лично. И ещe, "облико-оморале" до состояния свиньи фигуристки не доводить, здесь комиссия из Москвы работает. Всем всe понятно? Свободны!
Мудрый он у нас, "папашка"! Пока выйдешь с завода, то да сe, это девять вечера - многие магазины уже закрыты, кабаки забиты под завязку, не только ведь нас сердешных здесь ремонтируют. В общем, пешеходно - сексуальный тротуар к этому времени становится пустынным, как путь бушмена в Сахаре.
Мы с Аркадием два зеленых лейтенанта ещe плохо ориентировались в Мурманске и его захолустьях. Вышли из положения просто. Первое - поймали такси. Второе - сказали шефу, что добавим, если он привезет нас в кабак, где можно оттянуться по-людски. Шеф моментом всe понял и отвез нас на другой конец Мурманска в ресторан "69 параллель". Ресторан по тем временам - люксовый. Мы ему заплатили, а он даже о нашем размещении позаботился. Накрыли нам столик на двоих в Каминном Зале, был такой тогда на первом этаже. Расположились, заказали, едим, пьeм, танцевать на второй этаж ходим. Всe просто изюмно!
Салат только ковырнули, и полграфина только выпили, заводят в этот Зал делегацию, одни мужики. Гражданские. Судя по брюкам - кабинетные работники. Так как, их седалища, что медь после большой приборки, на советском габардине в английский люстрин играет. Расселись. Их как-то уж заботливо обслужили, мы заметили. Официанты им закусь на стол ставили, бережно, будто бисерные жемчуга на женскую шею. Да нам то на это... мы отдыхаем. Тут один типус, поворачивается к нам и спрашивает
- Офицеры, вы, что молярами работаете? От вас краской несeт, как от краскопульта!
- Корабельный запах, - отвечаем, - куда ж денешься, если жизнь корабляцкая!
- Вот и шли бы в общий зал, - это типус нам, - а тут люди приличные...
Ладно. Промолчали. Не будешь же каждому объяснять, что кителя наши не в гардеробах висят, а в каютах замкнутых отсеков. Я, правда, про себя подумал - Сука ты, чернильная! Это ты что ли - приличный? У тебя галстук пионерским узлом завязан, а нюх, как у левретки на мороз! Выпили мы с Аркадием, и пошли наверх, ноги поразмять.
Вернулись, смотрим, столик наш чуть ли не к двери перенесeн. Ладно, и это проглотили. Девчонки сверху к нам пришли. А тут и вовсе - шампик, фрукты, ля-ля тополя... нам без разницы, где сидеть. Едим, пьeм, веселимся, танцевать наверх ходим.
Горячее принесли, цыплeнка под чем-то, не помню. Этикет требует - есть руками. А вот воду, чтобы руки споласкивать, не принесли... в наших ресторанах, почему-то, это считали лишней роскошью. Опять же, ладно. Выпили, закусили, пошли перед танцами руки сполоснуть. Тогдашний дизайн это позволял сделать только в одном месте, ...да и сейчас не лучше. Знаете где.
Руки моим, а тут из кабинки "приличный" нарисовался, идeт, на ходу по-деревенски штаны застегивает, и нам, как насмешку
- Ну, что, заборомазы, вам для рук хлорки не заказать?
Я не успел среагировать, а Аркашка уже к нему развернулся, и говорит
- Слушай, ты, дятел! Ты там сделал своe дело? А кто за тебя смывать будет?
А эта свинья почти в хохот
- Вот вы и смоете!
Аркаша, ловко взял его пятернeй за лысеющий череп, развернул попой к открытой кабинке, надавил легонько и толкнул. Тот этим своим блестящим "люстрином" и сел в своe же дерьмо. Запахло капитально! Мы руки вытерли и на танцы.
В общем, графин мы не допили. Приехал лично комендант Мурманска и милиция. Этот "приличный" какой-то там секретарь московский оказался. Шишка. Мы думали, комендант свою фуражку съест. Орал он так, что, наверное, сам Малюта Скуратов его четвертовать не взялся бы. Стрeмно, очень!
Камера для офицеров поприличнее, чем для рядового состава, но стыдное это дело, я вам скажу. Трое суток отсидели, копейка в копейку. Член Военного Совета флота - лично отоварил. Двое суток на расспросы водили; как это мы "...целого секретаря и в дерьмо! Вы, что, Советскую Власть не уважаете!?" Хлебнули лиха. Но меня с Аркашкой всe время один вопрос мучил; штаны ему новые притащили, или весь мурманский секретариат его старые вылизывал? Интересно.
Я потом этого "приличного" раза три по телевизору наблюдал на каких-то партийных кворумах. Первый раз случайно увидел. А потом, специально, всю эту партийную хрень смотреть начал, как сериал "Семнадцать мгновений..." в унитазе. Да, помню, нас с Аркашкой с губы лично какой-то капитан 1 ранга из политотдела флота забирал. Пока до завода вез, всe просил, чтобы язык за зубами держали. В общем, смех и грех! А мы - радистки Кет!
Было в моей службе и ещe трое суток - но те, действительно за дело, сам виноват.
Вот так вот. Говорю же - Болдинская осень! Вроде и в карантине, а вдохновение, а вдохновение! На тридевять земель хватит.

( И ещё интересно - когда Аркаше Героя России присваивали, замяли этот инцидент за ненадобностью? Забыл его об этом спросить...)


Cвидетельство о публикации 23929 © Акиндинов С. А.
(из книги "В море, на суше и выше..." - 5. ИНАПРЕСС. С-П. 2005 год)


Рецензии