Книги

 …Позвонила дочь и сказала, что приедет на выходные, будем переклеивать обои в зале, поэтому я должна убрать свои книги из шкафа. Ну клеить так клеить, убрать так убрать. С моей Надеждой спорить бесполезно.
    Вечером начала убирать книги. Собирала я их без всякой системы. Часть книг ещё из детства. В то время в нашем районе было два книжных магазина- один в районном центре Мраково, другой в Юмагузино, во втором по величине селе.  Мама всегда, когда попадала в райцентр или в Юмагузино, привозила нам какую-нибудь книгу.
  Убрала книги быстро, обнаружив при этом, что про некоторые уже забыла, а некоторые можно уже и в макулатуру сдать.
 После завершения ремонта дочь предложила помочь мне составить книги, но я отказалась: «Я сама, потихоньку, чтобы помнить, какие куда поставила».
  И вот в один из свободных вечеров начала перебирать книги, размышляя, как бы их систематизировать. Решила, что во второй ряд буду составлять старые, редко перечитываемые. Долго рылась в груде книг, думая, с чего начать.
…Вот книга из детства – « Майка-болтушка» Марии Дюричковой. Помню, что родители перед Новым годом поехали покупать холодильник и вместе с ним привезли эту книжку. Выбросить? Отдать куда-нибудь в уличную библиотеку? Перелистала, вспомнила, что очень любила её читать. Героине не нравилось своё имя, я тоже не очень-то любила своё, поэтому Майка была мне понятна, хотя больше ни в чём мы с ней не были похожи. Нет, никуда я её не дену, как-нибудь перечитаю.
 …В. Осеева « Динка» . Тоже одна из любимых книг. Купила её в каком-то букинистском отделе. Мечтала, что когда вырасту, назову дочь Надеждой (так полное имя Динки) и тоже буду звать Динкой. Ну и назвала дочь Надеждой. Правда, Динкой не звала, звала её в детстве Дёной. ( Надежда-Надёна-Дёна)
Между старыми книгами обнаружила маленькую «книжку-малышку». Покупала своим детям. Там было стихотворение про Ванечку, учили с сыном. Сейчас моему Ванечке уже 25, а строчки некоторые до сих пор помнит. Помню свои такие книжечки. Стоили они тогда 5-10 копеек. С одной такой книжечкой –« Кто сказал «мяу?»-связано одно из самых ранних и светлых воспоминаний . Мне тогда было, наверное, года 3-4. Маму со мной положили в больницу в Юмагузино с подозрением на аппендицит, так как я всё время жаловалась, что у меня болит живот. Но аппендицита, слава Богу, не было, и нас через несколько дней выписали.  Моя двоюродная сестра Ольга пришла встречать нас с санками, на которых меня и повезли. Шёл густой снег, мы останавливались около магазина, санки оставляли на улице, а когда выходили, зелёная одеялочка (или это был просто большой толстый платок?) вся была припорошена пушистым снегом. Мама с Ольгой стряхивали снег, переворачивали подстилку, и мы ехали дальше. Там было-то всего 3-4 магазина, но мне казалось, что мы ехали очень долго. Зашли и в книжный, где купили мне «книжку-малышку». Меня везли на санках, падал пушистый снег, а я держала книжечку в руках, старясь спрятать её от снега под полу пальтишка. А потом вечером мама или Ольга мне читали эту простую историю про « кто сказал «мяу?»
  А вот эту уж точно надо в макулатуру! Книга называется «Без них бы мы не победили». Сборник очерков о женщинах Башкирии. Ну куда её сейчас? Про гражданскую войну, про становление колхозов и т.д  Но открываю книгу, а на форзаце надпись: «Ткаченко Петру Ивановичу  в память встречи учащихся Воскресенской восьмилетней школы с передовиками производства» . Была тогда такая традиция: приглашать передовиков на вечера встречи с учениками. …Нет, пусть лежит как память об отце. Он всю жизнь проработал трактористом в колхозе, был награждён орденом « Знак Почёта», несколькими медалями, знаками « Ударник пятилетки». Пусть эта книга останется как подтверждение уважения к простому труженику.
 … Коричневый трехтомник А. С. Пушкина, двухтомник В. Маяковского, двухтомник М. Лермонтова… Так называемые подписные издания.. Во времена книжного дефицита ( было и такое в нашей стране, когда книги продавались « из-под прилавка»!) я работала в малокомплектной школе, а одна моя приятельница  –в районном книжном магазине. Я чуть ли не каждую неделю приезжала в книжный магазин. Тогда туда приходили специально книги для школьных библиотек. Каюсь, присвоила себе сборник «Поэзия Октября». Там была напечатана «Баллада о прокуренном вагоне» Кочеткова!. Заменила этот сборник какой-то своей детской книгой. Завмаг тётя Миля время от времени предлагала мне некоторые подписные издания. Вот так и оказались у меня «дефицитные» книги! «По блату», как тогда говорили.
 … Зелёные томики собраний сочинений Л. Толстого и Н. Лескова… Попали они ко мне тоже не совсем обычно. В начале «нулевых» муж золовки, расчищая дорогу после метели, наткнулся на груду книг. Откуда и куда их везли, почему в итоге они оказались на обочине дороги, так и осталось непонятным, хозяева не нашлись, и все книги он забрал себе. Я жутко ему завидовала: столько книг! Таких книг! А прошлым летом золовка купила новую мебель, книги туда не «влезали» никак. Пётр (муж золовки) долго ломал голову, куда пристроить их, а потом решительно заявил : « Отвезите их в какую-нибудь школу!» . Сейчас, ага, как же! Я их себе возьму!.. Ну и взяла.
… Ну её эту системность! Поставлю книги, как получится! Иначе буду сидеть всю неделю, перебирая и рассматривая книги. А выкинуть или на макулатуру… Нет, не поднимается рука. Пусть стоят и детективы, и книги библиотеки башкирского романа «Агидель», и «Дети Арбата» Рыбакова, и « Анжелика и король», и классика: А. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Бунин, Пастернак.. И фантастика, и даже Донцова.  Уйду на пенсию, буду перечитывать то, что хочу.


Рецензии