Часть 11-я. Великие князья Древней Руси

       Часть 11-я.  Князь Андрей Боголюбский (1111-1174) – сын Юрия Долгорукого
       Немного истории. Судьба Андрея Боголюбского тесно связана с иконой, написанной еще в древности. Согласно преданию, икона попала в Константинополь (ныне Стамбул) из Иерусалима в V веке. Авторство приписывают евангелисту Луке.
       В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается около десяти икон. Все они списки с оригинала, написанные не его рукой.
       На Русь икона попала из Византии около 1130 года, как подарок Святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу, и находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону из монастыря, и перенёс в Залесскую землю. Поместил сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме в Успенском соборе. С тех пор икона называется: Чудотворная икона Владимирской Божьей Матери.
       При Андрее Боголюбском много строилось храмов, а его Суздальско-Владимирское княжество стало центром всей Руси. А теперь в стихотворной форме я кратко расскажу о его жизненном пути.

Боголюбский князь Андрей
Был всегда в большом почете.
Изо всех былых князей
Был он на особом счете.
По-иному управлял,
Схему власти поменял.

Сесть на киевский престол
Никогда он не стремился,
И без этого, как видно,
Очень многого добился.
Он великим князем стал,
Не взойдя на пьедестал.

Так сложилось до него,
Князь великим становился,
Если в Киеве он княжил,
Значит многого добился.
Значит всеми управлял,
Всех по землям расставлял.

Даже князь – его отец
в Киев всячески стремился.
В конце жизни, наконец,
Юрий этого добился.
Сына в Вышгород отправил,
Княжить там его поставил.

При живом еще отце,
Княжич Вышгород оставил.
В Суздаль свой направил взгляд,
И уехал, стал там править.
Принужденью не поддался,
В Вышгороде не остался.

В Суздале решил он жить,
В Киеве не появлялся,
Свое княжество любить,
Всеми силами пытался.
Как ни звал его отец,
Он не сдался, молодец!

В Киеве бояре жили,
Юрия все невзлюбили.
Пригласили на свой пир,
"Заласкали аж до дыр".
Подпоили, захвалили,
А затем и отравили.
Жизни там нашел конец,
Юрий княжичу отец.

А Андрей, когда уехал,
То икону прихватил.
Она в древности писалась,   
Богоматери лик был.               
Он тогда увидел сон,               
Что она к нему явилась,
Во Владимир попросилась,
Просьбу ту исполнил он.

Княжество его росло,   
Развивалось ремесло,         
И торговля процветала,
Русь до этого не знала,
Ни подобного прогресса,
Ни такого в правах веса.

Там, где видел вещий сон
Поселенье основал,
В честь Святой Девы Марии
"Боголюбово" назвал.
И поэтому, возможно,
Боголюбским князем стал.

Резиденцию свою
В то село он перенес.
Архитекторы создали
В нем мечту, как город грез.
А Владимир, что вблизи
Сделал центром всей Руси.

Из Владимира теперь
Судьбы всех князей решались.
В Киев призакрыли дверь,
Земли здесь распределялись.
Князь Андрей великим стал,
Сам вопросы все решал.

Он отважным был в боях,
Бесшабашным в страшной сече,
Осторожным был в словах,
Умные всегда вел речи.
У князей других за это
Был в большом авторитете.

Строил храмы, как всегда,
Богородице при этом,
Но однажды на рассвете
В его дом пришла беда.
Пришли двадцать человек,
И закончил он свой век.

Заговорщики то были,
Руку князю отрубили
И лопатку вместе с ней,
Казни не было страшней.
Он все муки испытал
И Святым в народе стал.

Это месть была Улиты
За убитого отца.
А зачинщиками были
Два боярских подлеца.
Безоружного скрутили
И мечами изрубили.

       P.S. В 2015 году при реставрации Спаса-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая следующий текст:
       "Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим — вечная мука".
       Имена 20 заговорщиков — убийц князя, начиная с имён Кучковичей: Пётр, Амбал, Яким и других были упомянуты в летописях. Описание обстоятельств убийства князя Андрея содержит фразу: "Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты". Взято из открытых источников.
       Так князь Андрей Боголюбский понес наказание за отца своего – Юрия Долгорукого, убившего боярина Кучку. Позднее князь Андрей был канонизирован церковью, и стал Святым мучеником.

Николай Гущин, 26 марта 2022 года, доп. 27.03.22, ред. 03.01.2024


Рецензии