А мальчик-то был!

А мальчик-то был! Был и воевода.

Происхождение Рода Сафьяновых авторы некролога, опубликованного на смерть Георгия Павловича Сафьянова,  вышедшего в 1914 году,  определили как немца – специалиста по выделке кож, вывезенного комендантом  Красноярска из города Риги. Этой версии вторит семейная легенда Сафьяновых. Легенда записана Иннокентием Георгиевичем со слов его двоюродной бабушки Анисьи Капитоновны в книге «Повесть о жизни»,  уже с итальянским уклоном как мальчика сына шарманщика, по-прежнему вывезенного из Риги.

Но все эти истории оказались ошибочными. И корень заблуждений был скрыт в прошлом  отца Капитона - Михаиле Андреевиче Сафьянове, который на рубеже XVIII-XIX  веков служил дворовым человеком в семье вдовы подполковницы Дарьи Ивановны по фамилии Брокгаузен. Её муж Иван Иванович Брокгаузен - комендант города Красноярска - выходец из старинного немецкого  рода,  принадлежащего дворянам из Риги. Здесь исследователями жизни Георгия Павловича Сафьяновы и была допущена оплошность – они решили, что Сафьянов так же как и подполковник выходец из Риги.
 Наш герой – Михаил Андреевич Сафьянов – ещё задолго до появления подполковника в Красноярске служил при дворе  воеводы Красноярска князя Ивана Яковлевича Пелымского – выходца из  Верхотурья. И только после смерти князя  и его сына Фёдора перешел на службу к вдове подполковника, помогая той в воспитании её и покойного Фёдора Пелымского внуков.


«Ню, тогда слюшай. Я итальянец, миня привез с Риги рюсский воевода в Красноярский острог4. Я его слюга, он меня в Риге на юлице подобрал, мы с отцом с шерманкой ходили, гроши собирали, отец хворый был и помер под забором. Привезли в Красноярск, воевода очень злой, всех слюг своих очень бьёт и миня вчера на конюшне сильно пороли, я плакал, кричал, рюки сибе кюсал, а как отпустили, сбежал к реке, запрыгнюл в лодкю и понесло миня кюда глаза глядят. Вот и всё, теперь вас очень даже прошю — не давайте миня воеводе, он забьёт, если найдёт! Я вам работать стану, пожалюйста, не выдавайте»


Так начинается одна из семейных легенд сибирской фамилии Сафьянов.  Что  в ней правда, а что вымысел или заблуждение? Давайте разбираться.
Что мы имеем в легенде?
- воевода, который привез мальчика.
- привез из города Риги.
- мальчик итальянец по национальности.
- побег  мальчика оказался успешным.
- мальчик стал жить в семье рыбака, там и получил свое имя и фамилию.
- было это, якобы, в селе Нахвальском, где Павел Капитонович женился на Аннушке Соловьевой – дочери рыбака.
- потомки перебрались в город Красноярск, там бедствовали, стал состоятельным лишь Павел, организовав бизнес в Минусинске.

Мои длительные поиски фамильных корней сибирских Сафьяновых велись с разным успехом. Поиски корней в  Нахвальском результатов не дали. Там, действительно, много Соловьевых, но Павел родился в городе Красноярске. Его сестра Анисья, поведывавшая нам историю о мальчике итальянце, так же родилась в городе Красноярске. Оба случая подтверждены метрическими записями в церковных книгах. Никакого Иосифа Сафьянова в селе Нахвальском обнаружить не удалось.
Обнаруженные сведения о Михаиле Андреевиче Сафьянове проливают  свет на участие Красноярского воеводы в биографии Сафьяновых. Воевода действительно БЫЛ! Обнаружены архивные материалы о том, что Михаил Андреевич Сафьянов – на сегодняшний день родоначальник фамилии – был дворовым человеком красноярского воеводы Ивана Яковлевича Пелымского – последнего воеводы города, действующего с 1758 года по 1784 год, то есть 26 лет, который в Красноярске  трудился  уже с 1755 года, сначала в качестве помощника предыдущего воеводы. Сафьянов же родился в 1746 году и на момент появления его в Красноярск пиму было около 10 лет… так что мальчик тоже БЫЛ. Сафьянов служил воеводе  верой и правдой до кончины оного и его сына Фёдора, а после смерти Пелымских перешел по наследству к тёще Фёдора подполковнице Дарьи Ивановне Брокгаузовой. Именно Михаил своей службой «сколотил» небольшое состояние, которое позволило его сыну Капитону приобрести в городе Красноярске трёх домиков по разным адресам и организовать молочный бизнес. Как впоследствии распорядились этими успехами потомки – посмотрим, но стартовый капитал имелся.

Теперь к легенде. Воевода был, мальчик был, побега не было, или он не удался. Рыбацкой биографии не было. Города Риги, скорее всего, не было, поскольку, воевода Пелымский – потомок союзника татарского хана Кучума, до назначения красноярским воеводой всю жизнь провел на государевой службе в Западной Сибири: Верхотурье, Тобольск.

Размышляя над семейными легендами, напрашивается вывод, что «дыма без огня не бывает». В каждой легенде есть что-то реальное. Вот и в легенде о Сафьяновых самым невероятным казалось их причастность к красноярскому воеводе, ан воевода то и появился. Может быть всплывут и другие детали легенды.


Рецензии