Шемякин вспоминает

 https://youtu.be/36mEbxoMZa8

 Жадно набросился на только что вышедшею книгу Михаил Шемякин. «Моя жизнь до изгнания».  Могу сравнить по степени безостановочного чтения только с книгами моего детства. Майн Ридом, Конан Дойлем и Жюль Верном. Это захватывающие дух приключения. Хочется проглотить ее целиком. Причем не кусками и не разжевывая. И задохнуться от счастья.
 Вышла книга в декабре, 3 декабря была представлена самим автором на ярмарке интеллектуальной литературы. Михаил Шемякин в Москве, Михаил Шемякин в Петербурге. Он с нами. И уверяю вас, один Шемякин стоит всех релокантов, репликантов, эмигрантов вместе взятых.
Книги мне не хватило. Книги все были раскуплены в течении нескольких часов. Как же я ее прочитал, возможно спросите вы. А это было непросто! Это еще один приключенческий рассказ.
Я подглядел, что книга досталась одному моему знакомому и я неким хитрым маневром оказался у него дома и расслабив внимание алкоголем, выпросил ее у него на новогодние праздники. После Рождества надо отдавать. К счастью, Новый Год я не отмечаю, и времени, чтобы прочитать оказалось достаточно. 
Чтение с погружением, с переходом в иной мир, в иное время, в иной год, давно такого не испытывал.
Я предполагал, что Шемякин, конечно, будет рассказывать о богеме, о круге Ленинградских авангардистов. Пьянках и дебошах. О фарцовщиках и спекулянтах, о дипломатах, скупающих абстракции советских нонконформистов. Ну, все в стиле вали Воробьева. Ну, нет, и это удивительно, ничего подобного в книге нет. Никакой клубнички, ничего сладенького. Это книга о выживании, во враждебном окружении. О жизни, полной трудов. И к удивлению своему, я обнаружил, что все, через что прошел Шемякин мне очень хорошо знакомо по моей собственной жизни.
Изгнание из учебного заведения, дурдом, Сухуми и абхазские горы, пещеры с отшельниками, Псковско-Печерский монастырь, работа дворником и такелажником в Эрмитаже… Я, конечно, не работал в Эрмитаже, но работал такелажником (монтировщиком) в театрах… Все буквально до мелочей оказалось мне знакомым, и я могу подтвердить, как мерзнут руки от лома, (странно, конечно, почему Михаил не поддевал перчатки под рукавицы и у него руки покрывались ссадинами и трещинами) и запахи дурдома, и как хочется есть в пещере, и какие длинные службы в монастыре, и как поет незабываемо братский хор... Даже почитаемый православными камень у водопада, на котором была отрублена голова святого мученика Василиска в горах под Сухуми... Все описано точно и мною тоже пройдено и поцеловано.
Но как же отличались московские дурдома от питерских!  Кащенко по сравнению с питерским Скворечником просто дом отдыха. Например, знаменитое 30-е отделение Кащенко, где спасались, отдыхали и лечились В. Высоцкий, И. Бродский, Л. Губанов, С. Чудаков и другие известные и безвестные гении. Венедикт Ерофеев впервые получил признание именно в этом отделении, здесь впервые были прочитаны "Москва-Петушки".
А то, что описывает Шемякин непостижимо и в это невозможно поверить. Какой-то профессор Случевский специально залечивал совершенно здоровых художников из Средней Художественной Школы при Академии Художеств, которые увлекались не тем, чем надо. Всякими Ван Гогами, Босхами и копировали не Репина, а Брейгеля.  Он буквально «закалывал» их какими-то препаратами, доводя до сумасшествия. И описан совершенно уникальный метод с цветошумовыми эффектами, который отучивал от интереса к чужеродным художникам. Завертывание в мокрые простыни, сухие и мокрые "конверты", инсулиновые шоки. И другие способы пыток, издевательств, все, что мимолетно упоминал Иосиф Бродский, здесь описаны документально и подробно.
Мне кажется, профессор Случевский достоин внимания не менее, чем доктор Менделе, мы же ничего о нем не знаем. Я думал, что это вымышленный персонаж. Но из любопытства заглянул в интернет и… невероятно! Случевский Федор Измайлович (1931-1993) с 1963 главный врач больницы имени Скворцова-Степанова (Скворечник). Вполне реальный персонаж, знаменитый ученый, автор монографий, статей и прочее и прочее. У него множество учеников.
Возможно, что его методы и сейчас используются? Это вопрос…
Особенно бесценны, как мне кажется, воспоминания об отце Алипии Воронове, настоятеле Псковско-печерского монастыря. С этой стороны настоятеля мало кто знал. Он относился к Михаилу Шемякину и его другу Лёве не как к послушникам, не как к будущим монахам, а скорее как к коллегам и друзьям, потому что и сам был художником, реставратором и коллекционером.
Ну, и наконец, самая маленькая часть этой толстенной 714 страничной книги с рисунками – «Богема». Но по сравнению с тем, что уже прочитано, богема уже не кажется такой богемной, экстравагантной и эксцентричной, из ряда вон выходящей. Так, что-то серенькое и незначительное.
Конечно, пропорции и линии здесь искажены.  Но искажены они в странном изгибе. Книга написана скорее в стиле сказок братьев Гримм, и дополнена гофманианой.  От этого реальность ускользает и в реальность погружаешься, как в кошмар. От этого в книге перебор с фантасмагорическими существами. Самый обычный вроде бы человек наделяется ирреальными чертами и все эти черты отбрасывают инфернальный отблеск. По количеству описанных монстров книга зашкаливает. Выйдя из отделения "беспокойных" и заглянув в "буйное", автор взял всех этих сумасшедших себе в закрома и носит с собою по жизни, и не может от них избавиться. В Пещерах Абхазии он находит не подвижников веры, а дебилов. Один режет себе мошонку, другой разводит на себе клопов, третий лежит целыми днями на краю обрыва и смотрит в небо. В монастыре тоже одни придурки, включая настоятеля. Старец, например, говорит о родителях Шемякина: "Собаки"... Ну, и так далее.
Как и в его живописи, нет в книге природы. Это выглядит, как страшный ущерб восприятия мира. И нормальных людей, прямо скажем, маловато. Хотя, они безусловно, есть.
Совершенно не описана религиозная сторона жизни. Как он пришел к вере? Это пробел необъяснимый и невосполнимый. И кажется, что он не пришел к вере, а просто переступил на территорию религии, поэтому все так искажено. Я в Псковско-печерском монастыре нашел многих старцев, которых Михаил Шемякин не встретил. Зачем же в таком случае, вообще ездить по монастырям? Прозорливцы: о. Иоанн Крестьянкин, о. Адриан Кирсанов, схиигумен Савва – старцы – это сокровище монастырей. Ни эти и никакие другие старцы и схимники, кроме молчаливого схимника Николая, у которого он только поцеловал иссохшую руку, не встретились ему на пути.


Рецензии
Лев Алабин назвал И.Бродского гением? Мне снится, чесслово.
Для меня многие факты открыты впервые. Никогда не интересовалась биографией Шемякина, отдавая предпочтение Эрнсту Неизвестному. Я слышала, что несмотря на уважительные слова, они друг друга не долюбливали. Слухи эти вились около меня ещё в 90-х, так в голове и осталось. Может все враньё, да и по любому, сейчас это все настолько неважно, что пора бы узнать про него поподробней.
Спасибо, Лев. Может быть книга найдётся в интернете. Обязательно поищу, мне очень интересно.

Камышовка   03.01.2024 08:39     Заявить о нарушении
Спасибо! с Рождеством!

Лев Алабин   08.01.2024 18:16   Заявить о нарушении
С Рождеством, Лев! Здоровья тебе и неодиночества.
С тёплышками

Камышовка   08.01.2024 22:41   Заявить о нарушении