О возникновении и предмете философии

О ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
(Параграф из несостоявшегося учебника)

Философию изучают в учебных заведениях наряду с такими дисциплинами как математика и физика, история и социология и так далее. Поэтому складывается впечатление, что философия – такая же наука, как и перечисленные ученые предметы, отличающаяся от них в той же мере, в которой они отличаются друг от друга. Однако это впечатление обманчиво. Дело в том, что философия вообще наукой не является, что впервые развернуто обосновал один из самых крупных мыслителей во всей истории человечества германский философ XVIII века Иммануил Кант. С тех пор, впрочем, к его обоснованию добавились и новые аргументы. Поэтому сегодня те, кто утверждает, что философия – наука, просто не компетентны в предмете. Философия в ряде своих проблем тесно связана с наукой, между философией и наукой существует взаимное влияние (о чем мы еще будем об этом говорить) но не более того.
То, что философия не является наукой, не хорошо и не плохо. Не является наукой язык, на котором мы говорим (хотя и есть наука, его изучающая - лингвистика). Не является наукой искусство (хотя и есть наука, его изучающая – искусствознание). Не являются науками шашлык, автомобиль и сеть «интернет». Просто шашлык не похож на философию, поэтому их  и не путают. А наука и философия кое в чем сходны, потому и сохраняется заблуждение, что философия - разновидность науки. Она, конечно, разновидность, точнее – особая форма. Но не науки, а мировоззрения. Поэтому разговор о том, что такое философия, должен начинаться с мировоззрения.
Человек отличается от всех живущих сегодня на земле существ тем, что он может самостоятельно строить свою жизнь. Животным вся структура их жизни «на роду написана». Это не значит, что животные автоматы. Нет, многие из них способны мыслить и решать довольно сложные задачи. Но все их задачи касаются того, КАК действовать, а не ЧТО делать. Волку на роду написано догонять зайца, а зайцу – убегать от волка. По какой траектории каждый из них будет при этом двигаться – они решают сами, учитывая специфику местности, и от того, будет ли задача решена успешно, зависит обед у одного и жизнь у другого. Но если вы приведете волка на лекцию в «гринпис», где ему расскажут, что кушать зайчиков нехорошо, как вы понимаете, он не сочтет это убедительным.
Жизнь всех животных одного вида принципиально одинакова. Птицы одного вида вьют одинаковые гнезда (так что орнитолог может определить по гнезду, какая птица его свила), бобры строят одинаковые плотины; если животные живут сообществами, то сообщества одного вида принципиально одинаковы в Азии, Африке и Америке. В отличие от животных, люди живут по разному – по-разному строят, думают, организовывают общественную жизнь. Свобода – вот то, что нас отличает. Мы сами выбираем свою жизнь, и тем самым строим и выбираем себя.
Сказанное означает, что в нашем сознании есть что-то такое, отличное от животных, что позволяет нам выбирать себя, прокладывать особенную жизненную дорогу. Вот это самое «что-то» и называется мировоззрением. Мировоззрение – это то содержание нашего сознания, которое ответственно за наше жизнепостроение. За выбор не того, с какой стороны обойти лужу, предпочесть в ресторане свиные ребрышки или утку, и даже не ответа на вопрос о том, преодолима ли скорость света. Мировоззрение отвечает за выбор между добром и злом, что хорошо и что плохо, что делать следует, а что нет, кто свои, а кто враги и т.д. Основной вопрос мировоззрения – вопрос о том, как человеку жить в мире. И это основной вопрос любого мировоззрения, в том числе философского. Не энгельсовское «что первично», до сих пор у нас часто провозглашаемое «основным вопросом философии», а кто я в этом мире, что я могу, хочу, должен.
Никакая наука не рассматривает такого рода вопросы. Наука стремится описывать мир (при этом каждая конкретна научная дисциплина – свой «уголок» в мире) таким, как он есть независимо от нас. Правда – как сегодня понятно как раз благодаря философии и прежде всего упомянутому выше Канту – такое не зависящее от познающего человека знание невозможно, но наука стремится к этому. Философия же, как и всякое мировоззрение, говорит не о том, каков мир, а о том, как нам в этом мире себя вести.
В чем же заключается специфика именно философского мировоззрения, чем философия отличается от других его форм?
Прежде всего, тем, что философия – это критическое мировоззрение. Чем отличается критическое мировоззрение от некритического? У Владимира Высоцкого есть строчки:
А мы все ставим правильный ответ,
И не находим нужного вопроса…
Пожалуй, это очень точное определение некритического мировоззрения. Человек с некритическим мировоззрением не понимает проблемности мировоззрения. Он точно знает, каков мир, каково его место в этом мире и, соответственно, что ему делать. Он знает не потому, что размышлял, мучительно искал и, наконец, нашел для себя ответ на эти вопросы, а потому что, не раздумывая, воспринял то, что носилось в воздухе, впитал сквозь поры кожи общее мнение.
На протяжении почти всей человеческой истории мировоззрение людей оставалось некритическим. В каждом обществе были свои представления о неких сверхъестественных существах, сформулировавших некие правила и каравших за их нарушение. Эти представления переходили из поколения в поколение и не ставились под сомнение. Новые поколения некритически воспринимали мировоззренческие представления от отцов, те – от дедов и так далее.
Первые изменения в этом процессе начали происходить в Древней Греции в VII веке до нашей эры. Связаны они были с тем, что внутри древнегреческого культурного пространства в силу ряда причин (прояснять которые – задача истории) начали сталкиваться между собой различные мировоззренческие системы. Вот это обстоятельство и создало совершенно новую ситуацию, когда люди не могли просто естественным путем «впитать» какую-то одну мировоззренческую позицию и оказались перед необходимостью критически осмысливать разные представления, сопоставлять и анализировать их. Вот здесь и начинает формироваться критическое мировоззрение, то есть философия.
Какими же характеристиками обладает философское мировоззрение в сравнении с некритическим?
Во-первых, это мировоззрение, осознающее собственную проблемность, то есть отдающее себе отчет в том, что на мировоззренческие вопросы возможны разные ответы.
Во-вторых, это выбирающее мировоззрение, поскольку субъект принимает, то есть выбирает для себя, ту или иную позицию из множества возможных.
В-третьих, это обосновывающее  мировоззрение, поскольку субъект осуществляет свой выбор, каким-то образом его себе обосновывая.
Наконец, в-четвертых, это рефлексивное мировоззрение мировоззрение. Термин «рефлексия» в философии и психологии означает взгляд на самого себя. Внимание некритического мировоззрения сосредоточено на самом мире и отношении человека к нему. Внимание философского мировоззрения сосредоточено не только на этом отношении, но и на своем собственном содержании, которое оно сравнивает с другими мировоззренческими конструкциями.
Вполне понятно, что не существует никакого единственно верного для всех людей мировоззрения. Ответ на вопрос, «кто я в мире и что мне делать в нем?» у каждого человека должен быть свой, и найти этот ответ человек должен сам, в процессе мировоззренческого поиска. В ходе этого поиска можно ориентироваться на тётю Машу с третьего этажа (современный вариант фамусовской княгини Марьи Алексеевны) или на поп-звезд и т.п. А можно сделать это компетентно, грамотно – то есть на основе знакомства с мировоззренческими исканиями самых выдающихся мыслителей в истории человечества, которые потому и вошли в эту историю на столетия и тысячелетия, что разработали наиболее глубокие подходы к мировоззренческому поиску. Именно поэтому изучение философии и начинается со знакомства с историей философской мысли.
Философское знание, существующее более двух с половиной тысяч лет, высоко дифференцировано – в нем существует немало различных областей, хотя и взаимосвязанных. Философия не развивалась по какому-то намеченному плану. Каждый мыслитель писал о том, что ему в его время, с позиции, которую он занимал  среди людей, в системе общества и культуры, казалось наиболее важным. В результате сформировалось немало смысловых полей, взаимно проникающих друг в друга, и все же имеющих некоторые, хотя и нежесткие, границы. Вот перечень некоторых из этих областей, наиболее развитых на сегодняшний день:
- онтология (учение о бытии в целом);
- гносеология или эпистемология (учение о познании);
- философия природы
- социальная философия, в том числе философия истории
- философия культуры
- аксиология (учение о ценностях)
- этика (учение о морали)
- логика (учение о мышлении)
- эстетика (учение о прекрасном)
- философская антропология (учение о человеке)
- философия религии
- философия науки
- философия техники
- история философии.
Разумеется, перечень этих областей далеко не полный. В основу его положена принятая сегодня в России классификация философских специальностей. В то же время пространство философии можно классифицировать и иначе. Есть, например, философия языка, которую нельзя отнести ни к одной из перечисленных областей, а если относить ее к разным, то окажется разорванным определенное внутреннее единство, которым она обладает. Приблизительно то же можно сказать о философии сознания или философии права, и т.д. Новые области знания возникают обычно тогда, когда формируется или обретает особую значимость какая-либо форма человеческой деятельности, и этот процесс бесконечен.
В заключение параграфа обратим внимание на последнюю строчку в приведенном перечне – история философии. Здесь виден еще один важный момент, отличающий философию от науки, - отношение к собственной истории. Рассмотрим это на простом примере.
Каждый из вас изучал математику и, авторы не сомневаются, легко сможет перемножить, например, два трехзначных числа. Мы все освоили в школе этот нехитрый навык, и такое умножение не занимает у нас много времени. Но легкость этой операции обусловлена тем, что мы записываем числа арабским цифрами в десятичной системе. А теперь представьте, что вы не знаете арабских цифр, как не знали их средневековые европейские математики, пользовавшиеся римскими цифрами. И как же вы тогда перемножите триста девяносто четыре на восемьсот шестьдесят девять?
В содержание современной математики не входят те способы, которыми когда-то перемножали числа, записанные римскими цифрами. Эти знания принадлежат почти исключительно истории, прошлому, и кроме историков математики их мало кто изучает. Совершенно иное значение, чем история математики при изучении математики, чем история физики при изучении физики и т.п., имеет история философии при изучении философии.
Философия Аристотеля, жившего после Платона и многое взявшего у него, далеко не вмещает в себя всего богатства платоновской мысли. Философия Маркса, жившего после Гегеля и многое взявшего у него, далеко не вмещает в себя всего богатства гегелевской мысли. Идеи великих мыслителей далекого прошлого принадлежат не прошлому, а настоящему. Это значит, что при решении проблем сегодняшнего дня – не только личных, но и социальных, а часто и профессиональных – обращение к их идеям продуктивно. Например, не вызывает сомнения, что для того, чтобы стать настоящим современным юристом, гораздо больше пользы от изучения концепции права крупнейшего христианского философа IV – V веков Аврелия Августина, чем какого-нибудь советского идеолога от юриспруденции. Таки образом, мы вернулись к тому, о чем упомянули во введении, - почему изучение философии следует начинать с ее истории, к которой мы и обратимся в следующем параграфе.

(Фейсбук, 03.2013 г.)


Рецензии