Шесть Наполеонов Конан-Дойля и роман 12 стульев

Идея «Двенадцати стульев» была заимствована авторами из «Шести Наполеонов» Артура Конан Дойля. В этом рассказе в одном из гипсовых бюстов Наполеона скульптор итальянец Беппо спрятал чёрную жемчужину Борджиа.

В 1978 году в СССР вышла книга воспоминаний Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в ней писатель рассказал, что прототипом Остапа Бендера стал колоритный персонаж Осип Беньяминович Шор. Одесский талантливый аферист, перековавшийся после революции в инспектора уголовного розыска. Атлет-плейбой с чисто «черноморской душой» и неподражаемым одесским юмором.

В 1919 году Осип с богатыми приключениями ехал из Петрограда в Одессу. Не умея рисовать, он уплыл на агитационном пароходе по Волге. Еле-еле умея играть в шахматы, в одном приволжском городке Осип устроил сеанс одновременной игры на 30 досках. В сомнительной компании, состоящей из сочувствующих белому движению бывших граждан Российской империи, выдал себя за агента западных спецслужб. Пережил тяжелую зиму у женщины «рубенсовских» форм, и обещал жениться на ней, когда в городок вернутся грачи.

В 1937 году Осип Шор попал в лагерь, в 1942 году вышел на свободу и до конца жизни работал вагоновожатым на скорых поездах.

Существует версия, что Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев) предложил соавтору Илье Ильфу списать Остапа Бендера со своего брата Валентина Катаева. Не случайно обложку первого издания книги «12 стульев» украшал портрет Остапа Бендера, как две капли воды похожий на Валентина Катаева. У каждого героя романа был реальный прототип.

Поговаривали, что сюжет «12 стульев» Ильфу и Петрову предложил Катаев, писатели договорились, что «тандем» напишет роман, а маститый к тому уже времени Катаев его отредактирует и станет соавтором. В сентябре Ильф и Петров взялись за книгу, через месяц они прочитали черновой вариант первой части романа Катаеву. Утерев слезы Валентин Петрович сказал, что ему нечего корректировать в тексте.

В январе 1928 году в советском ежемесячном художественно-литературном журнале «Тридцать дней» начал публиковаться роман «12 стульев». Критика романа была резко негативной: произведение называли «пустышкой», «милой игрушкой», «бульварным чтивом. Только после выхода в июне 1929 года статьи в «Литературной газете» назвавший «12 стульев» вещью злободневной и нужной, роман получил одобрение и признание.

Как это не покажется странным, первый художественный фильм по роману оказался польско-чешским.

Картина вышла на экраны в 1933 году и называлась в польском прокате «Dwana;cie krzese;», а в чешском «Dvan;ct k;esel».

В фашистской Германии в 1938 году вышел фильм «Тринадцать стульев», действие картины разворачивалось в только что аннексированной Австрии. Фамилии Ильфа и Петрова в титрах не указывались по причине не арийского происхождения Ильфа.

В 1966 году на Ленинградском телевидении вышел телеспектакль «12 стульев».

В 1970 году американский режиссер Мел Брукс снял кинофильм-буффонаду «The Twelve Chairs», съемки проходили в Югославии и Финляндии.

В 1971 году на экраны страны вышел фильм Леонида Гайдая, а в 1976 году телефильм Марка Захарова ставший полной экранизацией романа.


Рецензии