Союз РКИ создаст прочный миропорядок

Владимир Путин провозгласил наступление эры нового прочного миропорядка Москвы, Пекина и Тегерана в пику дряхлому Западу.

В только что стартовавшем 2024 году, по восточному календарю, наступил год Дракона. Если верить китайской мифологии, Дракон является символом власти, чести и благородства. Это мифическое животное может управлять ветром, дождём, приносить плодородие и богатый урожай.
Давайте посмотрим на события недалекого прошлого, в которых зарождалась идея создания Альянса России, Китая и Ирана, Союза РКИ.
Мировые события последних лет неизбежно включили Россию в новый экономический блок вместе с Ираном и Китаем.
Пострадавшие от американских санкций страны, естественно, испытывают взаимное притяжение, резюмировали многие международные эксперты.
Например, Иран готов использовать свои морские порты для торговли с теми странами, которые не боятся американских санкций.
Россия, Китай и Иран расширяют экономические и политические связи, формируя новый блок, считают в Тегеране. Сближающая эти страны сила – это санкционное давление со стороны США, от которого страдают Иран, Россия и Китай. Эти страны используют во взаимной торговле не американские доллары, а национальные валюты. И создают особые механизмы обхода американских санкций. К тому же Иран готовит новые соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Китаем и с Россией. О новом азиатском блоке сообщили иранские дипломаты в интервью газете Tehran Times.
В марте этого года истекает срок действия ирано-российского договора о сотрудничестве. «Мы договорились с Владимиром Путиным о пересмотре договора», – сообщил министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф после переговоров в Москве. «Мы считаем, что лучше модернизировать договор и разработать долгосрочное всеобъемлющее стратегическое соглашение, которое должно быть подписано и представлено в парламент», – считает Зариф.
Одновременно Иран продолжает переговоры с Китаем о 25-летнем партнерстве, его некоторые иранские официальные лица назвали «поворотным моментом» в отношениях Тегерана и Пекина (перевод агентства iran.ru).
По ирано-китайскому соглашению, Китай может инвестировать 400 млрд долларов во многие иранские сектора, включая нефть и газ. В свою очередь, Иран обеспечит стабильные поставки энергии в Китай в течение 25 лет.
Когда Иран, Россия и Китай ведут переговоры по долгосрочным стратегическим соглашениям, создается впечатление, что на Востоке формируется новый мировой порядок, заявил в интервью Tehran Times бывший представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст. «Мы станем свидетелями формирования нового мирового порядка в будущем», – говорит бывший иранский дипломат. Он также сказал Tehran Times, что единственной страной, виновной в этом сотрудничестве, являются Соединенные Штаты, чья политика давления сблизила Иран, Китай и Россию.
Текущий объем российско-иранской торговли не превышает 2 млрд долл. Хотя страны и договаривались увеличить товарооборот до 25 млрд долл. В структуре экспорта России в Иран основная доля поставок приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; древесину и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование и транспортные средства и др. Основу российского импорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности. В прошлом году Иран и РФ наладили связь между своими национальными системами передачи финансовых сообщений о платежах (российской Системой передачи финансовых сообщений и иранской SEPAM) без использования межбанковской системы SWIFT. Россия продолжает строительство в Иране атомной электростанции «Бушер-2», которая должна быть сдана в начале 2026 года. Иран также закупает в России системы ПВО С-300. А также реализует вместе с Россией проект международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг», который пройдет через наши осетинские города Беслан и Владикавказ.
В конце июля состоялось очередное заседание рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта между РФ и Исламской Республикой Иран. Российскую делегацию возглавил замминистра транспорта Владимир Токарев, иранскую – замминистра дорог и градостроительства Ирана Шахрам Адамнежад. Стороны договорились наращивать перевозки по Каспийскому морскому пути, западному и восточному ответвлениям МТК «Север–Юг» в направлении России и Ирана, а также через третьи страны.
Российские эксперты пока не видят взрывного потенциала для роста российско-иранского экономического сотрудничества. «Политика США по созданию стран-изгоев из тех государств, которые не хотят подчиняться давлению из Вашингтона, неизменно подталкивает их к объединению. Вслед за созданием ШОС, BRICS можно ожидать появления других объединений, участники которых так или иначе будут сообща действовать в условиях текущей трансформации однополярного мира», – предполагает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами. Но, по его словам, текущие ожидания иранских дипломатов скорее относятся к внешнеполитическому взаимодействию. Тегеран и Москва активно координируют политику на Ближнем Востоке и сотрудничают по программе «нефть в обмен на продовольствие», однако о расширении экономических связей в настоящее время аналитики пока говорят с осторожным оптимизмом. В условиях обрушения цен на нефть Москве и Тегерану приходится в первую очередь полагаться на Китай, его инвестиции, которые могли бы поддержать экономику и создание новых рабочих мест, считает Коган.
Почему еще Россия, Китай и Иран (РКИ) близки к возрождению «Северного альянса» или Союза РКИ?
Во всяком случае, слухи об этом все активнее распространяются в различных афганских политических группах — как внутри страны, так и в эмиграции. Согласно им, Москва, Пекин и Тегеран консультируются на предмет совместного проекта по обеспечению безопасности Северного Афганистана.
Речь идет о том, чтобы защитить южные границы бывших советских республик и гарантировать надежную блокировку любых попыток террористических группировок, находящихся в талибском Афганистане («Талибан» — запрещенное в РФ террористическое движение), проникнуть в Центральную Азию, а также в Китай.
Согласно гуляющим версиям, Россия, Китай и Иран якобы все больше склоняются к тому, чтобы создать и поддержать некий аналог бывшего «Северного альянса», вооруженные подразделения которого взяли бы на себя обязательства обеспечивать безопасность в северных провинциях Афганистана и бороться с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) и другими террористическими группировками в приграничных районах страны.
Пока эти слухи ни одной из упомянутых сторон официально не подтверждены. Впрочем, маловероятно, что их вообще станут подтверждать, даже если проект нового «Северного альянса» уже реализуется.
Как бы там ни было, но эти слухи, как говорят источники в Кабуле, весьма тревожат и нервируют талибов. Тем более что слухи совпали по времени с очевидной активизацией российских контактов с представителями афганских политических групп, ранее входивших в первый «Северный альянс».
Президент России Владимир Путин обвинил Запад в попытке снести госсистему страны и внести внутреннюю смуту. «Развязав против нас настоящую агрессию, она шла по нарастающей из года в год, элиты Запада рассчитывали не только обрушить экономику и социальную сферу России, но и нашу политическую государственную систему», - сказал политик.
На прямой линии 14 декабря 2023 г. Владимир Путин выдал исторический спич: «О характере тех, кто на Донбассе, в том числе в Луганской Народной Республике проживает, уже говорить не надо. Столько лет боролись, не сдавались и побеждают, и, уверен, общая победа будет за нами».
Демократические государства Запада сдают позиции в противостоянии с Китаем и Россией, что приводит к возникновению нового миропорядка. Он подразумевает отказ от западной гегемонии, установившейся после холодной войны, и переход к «справедливой» и «многополярной» системе, в основе которой лежит мирное сосуществование, взаимовыгодное сотрудничество и взаимное уважение.
В ответ на дальнейшее продвижение НАТО на восток, Россия создаст новый военный союз, считает политолог Степан Даниелян.
Продвижение НАТО на восток может перейти на следующий этап, а это в свою очередь заставит Россию в противовес Североатлантическому альянсу создать военный блок, куда войдут Иран и Китай, заявил в интервью Sputnik Армения политолог Степан Даниелян.
Основанием для такого вывода становятся новые российско-иранские договоренности и договор между Китаем и Ираном на $400 млрд. и размещение китайской военной базы в Иране. Политолог не исключил, что в ходе взаимных визитов будут подписаны соглашения о военном сотрудничестве и сделаны соответствующие заявления.
"Новый блок может стать противовесом НАТО, учитывая каким экономическим и военным потенциалом обладает Китай, а также каковы возможности России и Ирана", - отметил политолог.
Тёплый приём, оказанный Владимиру Путину 6 декабря в Абу-Даби и затем в Эль-Рияде, резко контрастирует с отказом конгресса США одобрить выделение Украине финансовой помощи на $61,4 млрд. Отмена выступления Зеленского перед конгрессом США накануне усиливает ощущение, что украинский конфликт склоняется в пользу Москвы.
Это не ускользнуло от взгляда канцлера Германии Олафа Шольца. На конгрессе социал-демократов 9 декабря 2023 г. он подчеркнул, что «эта война, возможно, закончится нескоро». Немецкий лидер настаивает, что необходимо поддерживать Украину в долгосрочной перспективе, потому что «границы Европы больше нельзя изменять силой».
Таким образом, Шольц придаёт украинскому конфликту стратегическое значение для Европы и зарождающегося нового миропорядка. Для последнего характерно то, что Россия и Китай отрицают международную систему, сложившуюся после холодной войны, которая основывалась на западной гегемонии под руководством США, глобализации и международных организациях, которые пропагандируют либеральные ценности и демократию.
Во время встречи на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине 4 февраля 2022 года Си Цзиньпин и Владимир Путин обрисовали собственный взгляд на «справедливую» и «многополярную» систему. По их мнению, в её основе должно лежать мирное сосуществование, взаимовыгодное сотрудничество и взаимное уважение. Обе стороны выступили против возвращения к противостоянию между державами, в котором слабые становятся добычей сильных.
На саммите БРИКС 25 июня 2022 года Си Цзиньпин напомнил об этих принципах и заявил, что «необходимо построить новый тип международных отношений, отличающихся взаимным уважением, равенством, справедливостью и взаимовыгодным сотрудничеством в противовес всем гегемониям и политике с позиции силы».
Владимир Путин на форуме «Валдай» 5 октября 2023 года высказался в том же ключе, подчеркнув, что «прочный мир установится только тогда, когда все станут чувствовать себя в безопасности», а «в мире существует равновесие, когда никто не способен по собственному желанию заставить, принудить остальных жить и вести себя так, как это угодно гегемону».
В результате возникает новая международная система, которая призвана пересмотреть миропорядок XXI века. В последние годы наблюдается ослабление глобальной демократии, европейские страны не способны выступать единым фронтом на мировой арене. Прогноз «Файненшел Таймс» исключил победу Дональда Трампа на выборах 5 ноября 2024 года. Приход к власти опять Джо Байдена грозит отбросить США в лагерь нелиберальных демократий. Всё это говорит о том, что наша Москва и дружественные Пекин и Тегеран действительно могут радоваться положению дел в мире на конец 2023 года.
Итак, каким именно есть и будет в дальнейшем Союз России Ирана и Китая, Союз РКИ? Политологи и эксперты склоняются к примерно такой конфигурации альянса.
В феврале 2022 года завершилось проведением Мюнхенской конференции по безопасности, где страны Западного блока записались в главные враги России и заявили о переходе Европы на рельсы военной экономики.
— В ожидании большой войны, которой никто не хочет ни в Европе, ни в Азии, государства ЕС поставлены Вашингтоном на военный счётчик, — считает политолог Марат Баширов.
Также год проведения СВО расширяет манёвры союзников, наладивших плотное взаимодействие. 21 февраля состоится визит в Москву главы канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Компартии Китая, член Политбюро Ван И. Эксперты прогнозируют оформление некоего содружества трёх тяжеловесов мировой политики и экономики: России, Китая и пионера Ближнего Востока — Ирана. Государств, которые противостоят агрессии НАТО, находятся под санкциями и сближаются на фоне политики Запада.
Проступают такие новые контуры союза Москвы, Пекина и Тегерана, Союза РКИ.
Углубление сотрудничества Москвы, Пекина и Тегерана может быть реализовано в формате предложений многополярному миру новых принципов взаимодействия. Вероятно, речь идёт о трёхстороннем сотрудничестве в рамках ШОС или БРИКС, полагает востоковед, научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Василий Останин-Головня.
— Блоковое мышление, то есть нахождение государств по типу НАТО или стран Варшавского договора, уходит в прошлое. Это связано с тем, что после окончания холодной войны, которая выражалась, помимо прочего, в геополитическом противостоянии двух блоков, Запад в итоге навязал экономическую и политическую унификацию большинству государств планеты, что вызвало множество кризисов, — отмечает Василий Останин-Головня.
По словам эксперта, сейчас против коллективного Запада выступает лагерь никак не оформленных региональных тяжеловесов, претендующих на мировой глобальный статус, — Китай, Россия, Иран, Турция, Саудовская Аравия и ряд других стран, которые различаются по своей военной, экономической мощи. Россия и Китай — имеют мировой статус за счёт своей территории и мощи. Иран приближается к этому статусу, он, наряду с Турцией и СА, один из лидеров на Ближнем Востоке.
Вряд ли этот союз будет оформлен по типу политико-экономического, как НАТО или АСЕАН. Это, скорее всего, будет опосредованное союзничество, потому что, несмотря на общие интересы, между тремя государствами есть и расхождения. Наши интересы, например, сталкиваются на территории Центральной Азии, есть конкуренция в военно-техническом аспекте, когда речь заходит о рынке сбыта, напоминает эксперт.
— Новый формат может появиться в рамках ШОС или БРИКС, куда подали заявки Иран и СА. Нужно предложить миру иную матрицу, а не делать лекала с НАТО и ООН. Как будет развиваться это союзничество, будет ли оно реализовано в трёхстороннем варианте на указанных площадках, будет ясно из ближайших шагов лидеров трёх стран, — сказал Василий Останин-Головня.
Самое интересное, по словам политолога Алексея Мухина, что визит китайского представителя будет носить характер формирования неофициальных связей между Россией и Китаем. И это беспокоит западных партнёров Москвы и Пекина.
— Возможно, речь на переговорах коснётся более равномерного распределения рисков, которые стоят в результате вызовов и угроз перед Китаем и Россией от западных стран. Сам факт того, что наши отношения будут выстроены, снижает вероятность вооружённого конфликта между НАТО и любой другой страной, будь то Россия, Китай или Иран. Это основа международной безопасности, — заметил Мухин.
Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович напоминает, что каждое из трёх государств сталкивается с агрессией НАТО. Китай — на Тайване, Россия — в украинском конфликте, Иран противостоит постоянной угрозе внешнего военного вторжения под предлогом пресловутых санкций ООН.
— Наши страны не хотят терять суверенитет, не хотят оказаться под оккупацией и защищаются вместе от общего противника. Главное не то, что будет озвучено в ходе визита представителя внешнеполитического ведомства КНР, а те меры, которые будут проговариваться. Речь может идти о промышленном сотрудничестве в формате противостояния санкционному давлению, военном — чтобы отражать нападения, а также о согласовании своих действий по защите собственных национальных интересов от НАТО, — резюмирует Мендкович.
Политолог привёл исторический пример: в 1941 году, когда сложилась антифашистская коалиция, возможности для таких визитов у союзников СССР на высшем уровне не было. Это произошло только в Тегеране в 1943 году. И, поскольку сейчас это не проблема, формирование нового союза против глобальной агрессии будет проходить эффективно, так как Америка де-факто объявила войну всем трём государствам. Впоследствии коалиция будет только расширяться, уверен эксперт.
Власти Саудовской Аравии объявили о вступлении в БРИКС. Об этом сообщает государственное телевидение королевства.
Напомню, с 1 января 2024 года Египет, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Эфиопия официально начали работу в БРИКС под председательством России.
Ранее президент РФ Владимир Путин сообщал о 30 странах, которые хотят присоединиться к БРИКС. Сейчас в БРИКС входят 10 государств — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, а также Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия.


Рецензии