Тяжелые уроки. Часть 1

Одна из причин, почему ВВС РККА начали так катастрофически проигрывать воздушную войну люфтваффе летом 1941 года, была ясно озвучена еще до начала вторжения. Так, например, имеются официальные данные, зафиксированные в отчетах, резолюциях и прочих документах, что по состоянию на 15 апреля 1941 года в полках и дивизиях ВВС Западного Особого военного округа уровень боеготовности авиации оценивалась вполне определенно: «Истребители не боеспособны (в воздухе почти не стреляли и воздушных боев не вели), а бомбардировщики ограниченно мало боеспособны (мало бомбили, стреляли, мало выполняли маршрутные полеты)». А если сюда присовокупить и некоторые другие не менее весомые причины, то становится совсем непонятно, как советской авиации вообще удалось избежать полного разгрома.


Как-то лет 30 назад, или даже больше, мне в каком-то журнале довелось прочесть историю одного авиационного подразделения, которое летом 1941-го полным составом загремело в штрафбат, а его командира застрелили прямо на аэродроме.

Суть дела была такова: Центральный или Южный фронт (уже не помню) эскадрилья из трех бомбардировщиков ДБ вылетела на задание, отбомбилась по цели и возвратилась на свою базу. Цель заключалась в уничтожении колонны немецких войск, растянувшихся по степям, и наши летчики ее разгромили. Ну, так они доложили потом, когда возвратились, не понеся особых потерь.

И тут как черт из табакерки появляется в расположении эскадрильи особист полка вместе с политруком, и требует, чтобы вернувшееся из боя подразделение срочно собралось и присутствовало на политинформации, или еще каком-то там идеологически-пропагандистском мероприятии, которое частенько устраивали в частях всякие политруки и замполиты высшего ранга.

Ну, ясен пень, командир вернувшейся из боя эскадрильи запротестовал, объясняя это тем, что его группа не в состоянии после тяжелейшего задания еще и на политинформации сидеть. Короче, разгорелся спор, дошедший до банальной драки летчика с политическим функционером. Ну, может то и не драка была, а простая угроза действием с размахиванием руками, но в результате особист, присутствовавший при этом, взял, да и застрелил бунтовщика из личного оружия.

На шум из своих землянок выбежали все летчики, и увидев такое дело, набросились на свою политическую верхушку, и чуть ее всю не прибили, но их растащили подоспевшие их товарищи, и нового смертоубийства не случилось.

Как итог – всю эскадрилью судили и распихали по штрафбатам со всеми вытекающими последствиями искупать свою вину.

Вот такая история мне запомнилась, которую я прочитал в том журнале. И я, конечно же, был на стороне боевых летчиков, которых по самодурству политического руководства наказали самым страшным для тех времен образом. Мысленно я сыпал проклятие на голову особистов и политруков, которые мешали нашим доблестным летчикам отдавать свой долг Родине, убивая их и наказывая по совершенно неприличным причинам.

Однако прошло время, лет 20, наверное, и я совершенно случайно узнал истинную подоплеку этой истории. И опять-таки из какого-то журнала, уже не помню какого – в 90-х и 2000-х много всяких таких изданий развелось – и «либерально-демократических», и «военно-патриотических». И все друг с другом соревновались по результативности в информационной войне, одни на основании открытых архивных документов развенчивали какие-то старые, давно заштампованные факты, а другие наоборот – добывали новые и били ими своих оппонентов не в бровь, а в глаз. Но все эти пласты информации были какими-то невнятными, хоть и архивными, потому что всем было ясно, что советским архивам верить нельзя, а архивам зарубежным - тем более.

Поэтому доверия не было никому – ни «демократам», ни «патриотам». Тем не менее, можно было всё, что они «выдавали на гора», просто осмысливать, откровенные фейки - игнорировать, а то, что выглядит наиболее правдоподобным – перепроверять.

И вот, в одном тогдашнем советском издании появилась подборка документов (из советских, естественно, архивов), где рассматривался факт «бунта» наших летчиков летом 1941-го, в результате которого командир погиб, а весь состав эскадрилья отправился в штрафбат, невзирая на прошлые заслуги.

Дело было так. Тройка бомбардировщиков ДБ (имени командира не помню, потому что описываю события по памяти) вылетела на бомбардировку колонны немецких войск где-то в районе Смоленска. На подходе к цели наши самолеты встретил такой шквальный огонь вражеской ПВО, что приблизиться к дороге с немецкой техникой они не рискнули, по приказу командира сбросили бомбы в реку и отправились домой. Естественно, в рапорте было указано, что цель уничтожена, колонна разгромлена, враг разбежался.

Однако на беду наших отважных летчиков, в том районе действовал истребитель И-153, разведывавший совершенно другой квадрат, но при возвращении он прекрасно видел итоги работы наших бомбардировщиков. Прилетев на свой аэродром, он доложил об увиденном своему командиру. Тот связался с кем надо, а тот, кто надо, прислал на базу наших бомберов своего представителя, чтобы разобрался.

Вот с этого момента и начинаются совпадения в обеих публикациях. Следователь обвинил командира эскадрильи сразу в трех преступлениях – в невыполнении приказа, в трусости на поле боя и в создании преступной группировки. Думаю, что он мог бы впаять летчикам и обвинения по разбазариванию оружия в виде бомб и зря потраченного горючего, но и первых трех пунктов хватило.

Командир эскадрильи, когда на него навесили все эти обвинения, рассерчал, к тому же его задело, что комиссар был лейтенантом, а он – уже капитаном, причем имел какие-то ордена и медали с довоенных времен. Завязалась драка, в ходе которой лейтенант этого капитана и застрелил.

В итоге летчики еще хорошо отделались штрафбатом, хотя их могли пустить по следам командира – расстрелять после очень короткого суда. Во-первых, проведенная по горячим следам воздушная разведка показала, что никаких вражеских колонн в отмеченном квадрате уничтожено не было, а, во-вторых, на следующий день эти колонны, вступив в бой, прорвали линию обороны Красной Армии в прилегающем районе фронта, в результате чего наши войска были разгромлены, а остаткам пришлось бежать с огромными потерями.

Таким образом все фигуранты того события понесли совершенно заслуженное наказание. Про «создание преступной группировки» - это я не зря упомянул, потому что в обвинении, насколько я помню, были совсем другие слова, хотя и «преступная группировка» тоже подходит прекрасно. Дело в том, что впоследствии оказалось, что командир приказал всем своим подчиненным держаться именно его версии того боевого вылета, и остальные летчики упорно твердили о выполнении боевого задания до тех самых пор, пока эта ложь не была разоблачена.

Ну, вот вам и «преступная группировка». А если бы это все сошло нашим героям с рук? Они так бы и воевали дальше? Не выполняя поставленных командованием задач в виду опасности для жизни, разбазаривая народно-социалистическое вооружение и горючее, и наставляя своему командованию рога?

Короче, я эту историю привел не ради самой истории, а как иллюстрацию того, какие причины, среди множества других, имелись для практического поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Вот вам и одна из причин – халатное отношение некоторых летчиков ВВС РККА к своим прямым обязанностям. Понятно, что воздушные атаки на объекты, хорошо защищенные ПВО – это очень опасно для жизни. И что?

По-моему, настоящих героев это не останавливало, и они предпочли умереть, чем быть расстрелянным с позором своими же. Конечно, в британской, французской и американской армиях за невыполнение боевого задания не особо расстреливали, но зато мы видим и успехи этих армий, которые предпочитали сдаваться численно меньшему врагу, а не защищаться до последнего. Ну, тамошние генералы и сами прекрасно знали степень боеспособности своих войск, потому предпочитали воевать чужими руками и выжидать, пока кто-то другой не сделает в войне перелом.

Ну ладно, закончим эту тему, потому что я хочу обратиться к одному архивному материалу 33-летней давности, в которой поясняются основные причины того, почему вермахт в 1941-м одержал в борьбе с Красной Армией такие внушительные победы. И не последняя роль в этих победах принадлежит военно-воздушным силам. Вот как раз в том очерке, который я хочу представить, и рассказывается о том, почему ВВС РККА в основном не были готовы к нападению Гитлера на СССР.

Написал это произведение некий полковник и кандидат исторических наук Н. Завгородний, и ясно, что был он именно советским полковником, так как текст появился в номерах 6 и 7 журнала «Авиациям космонавтика» за 1990 год, а тогда все писатели и читатели были советскими людьми. А полковники, тем более кандидаты исторических наук, наверняка еще и в партии состояли, поэтому есть все основания написанному не верить, как и прочей советской пропаганде.

Но я все же предпочту верить именно коммунисту Н. Завгороднему, потому что он был военным и понимал тему, в отличие от всех современных обличителей советской действительности, по мнению которых «Сталин начал войну бездарно, бездарно ее провел и бездарно завершил». Только вот интересно, как это можно бездарно завершить войну, выйдя нее победителем? Насчет того, что Красная Армия «закидала вермахт трупами» - в это верить просто невозможно, учитывая соотношение потерь – нас и у немцев оно, в общем и целом, отличалось несущественно.

Так вот, давайте сначала прочитаем то, что написал коммунистический полковник Завгородний по предложенной мной теме, а потом и решим, кто именно так бездарно начал такую перспективную войну – Сталин или Гитлер. Но это будет во второй части моей заметки. Как говорится, продолжение следует.


Рецензии