Магия Германа Гессе
Магия Германа Гессе .
Герман Гессе считал , что чтение и письмо - это несомненно магическое занятие , волшба , это - процессы , благодаря которым дух овладевает природой , подчиняет себе природу .
Но в 1930 году он написал с печалью :
« Сегодня всё не так . Мир книги … и духа открыт всем и каждому , так мы думаем , и уже нет магической ауры , уже исчезло волшебство … «
Но тем не менее « слово , выражающее мысль , слово , облечённое в письменную форму , - это единственное средство фиксировать ход Истории и творить Историю , единственное средство самосознания ,
каким располагает человечество , а других средств у него нет и не будет … «
Возникает вопрос : « Понятие « магия книги « не ушло в прошлое безвозвратно , не обратилось в легенду ? « « Конечно , нет « , - отвечает Гессе , -
« потому что законы духа столь же неизменны , как законы природы … их нельзя « упразднить « в ходе технического « прогресса «.
« По существу « , - пишет он , - « в духовном мире ничего не изменилось за то время , что прошло после перевода Лютером Библии и изобретения Гутенбергом печатного станка . Магия книги по прежнему существует . Духом владеет ( владеет ? владельцы ? ) группа избранных , адептов … »
Но , строго уточняет Гессе , « это не те люди , кто правит бал в СМИ , и не те , кто формирует общественное мнение « … и почему же ?
« потому что представляемые ими виды деятельности не тождественны и не могут быть тождественны ТВОРЧЕСТВУ . »
Творческий процесс - вот водораздел между писаниями и писаниной , по мнению Гессе .
Эта мысль сказывается и в самих словах , которые Гессе использует для именования « творца « .
Гессе строго и последовательно разделяет понятия Dichter ; то есть поэт , писатель , художник слова , артист ; и Schriftsteller — литератор , писатель ;
есть у Гессе в запасе Literat , в устах Гессе - малопочтенное обозначение пишущего на потребу публике сочинителя дешёвых романчиков .
Гессе пишет в 1929 году :
« Наши времена не хуже и не лучше любых других .
Единственная задача писателя - быть слугой , защитником и рыцарем души , и потому сегодня , то есть в данный миг мировой истории , он обречён на одиночество и страдание , выдержать которое не каждому под силу . В Европе сегодня совсем мало писателей , и ни об одном из них нельзя сказать , что он лишён черт трагизма и даже донкихотства . «
Магия книги , даже не книги , а , собственно говоря , текста , из которого книга состоит .
Человек когда то использовал слово как инструмент воплощения смысла . А не как средство коммуникации .
Смыслы порождают тексты , чтобы их сохранить .
Консервировать до определённого момента .
Притом смыслы нельзя считать , а только воссоздать . Воплощённые в знаках .
Такое понимание есть в магических практиках .
Ибо то , что записано в книгу , ещё не осуществилось , но может осуществиться .
Снятие печати с рукописного свитка означало начало актуализации записанного в этом свитке .
Книга как хранилище информации о том , что будет .
Часто чтение подобной книги сродни открытию « Ящика Пандорры «.
У де Труа в его труде о Граале есть мысль о том ,
Грааль мог быть Книгой .
Есть идея о том , что Грааль мог быть изумрудом , выпавшим из короны Люцифера при его падении .
То есть как бы Кровь Спасителя Грааля как Чаши с Кровью Спасителя смыла грех Люцифера в виде Изумруда . А смысл того , что произошло в момент падения Люцифера , заключён в тайных писаниях гностиков . И последующая история только подтверждала , каков именно был смысл .
Потому что тамплиеры - рыцари - храмовники , именно что сохранившие писания гностиков , были к тому же стражниками у крепости Монсегюр , из которой тамплиеры позволили уйти учителям альбигойцев в обмен на Грааль . В виде Чаши ? в виде Изумруда ? в виде Книги ?
Вполне возможно что во всех видах .
Грааль в результате заиграл смыслами у фон Ошенбаха , который описал как с небес спускается рука рыцаря с чашей в ней . С рыцарем сопоставил себя и Герман Гессе .
Кто же такой рыцарь ?
Германцы с мечами - спатами в руках , которые выкованы подземными кузнецами - нибелунгами , от которых как будто бы ведёт своё происхождение род Карла Великого . Нибелунги - кузнецы - колдуны .
В битве при Андрианополе рыцари - всадники разгромили римскую армию , бывшей ранее непобедимой . У каждого рыцаря есть меч .
У каждого меча есть ИМЯ .
Право сильного - у которого меч выкован в подземелье и который получил это право в войне .
А судьба находится в руке воина с мечом .
Таков миф , который объясняет мировой порядок .
И Фридрих Барбаросса германского мифа считает , что мировое господство германской нации оправдано .
Право воина с мечом в руках , мечом , который выкован в подземелье .
Никакой казуистики римского права .
Никакого договора с богами преисподней .
Этот договор разорван рыцарем - германцем .
Но в конце концов рыцари получают юридическое образование , как и религиозные деятели , противопоставившие себя Риму также .
Рим не уходит , он уступает праву сильного .
Но стоит на своём .
Потому идеология Третьего Рейха соперничает с идеологией Третьего Рима , хотя и не по римски .
Германский мир был пойман на германский миф .
О том , что рыцари не только защитники невидимого Грааля , дающего обладателю то , что он хочет , но и потомки древней арийской расы , погибшей в Атлантиде . Эти атланты - германские боги .
Они смертны . Но у них есть правила .
Бой , который они ведут , проигран .
Все погибают . Их мир свёрнут в точку .
Которую можно развернуть вновь в пространство с помощью мифа . Мифа , который не требует понимания , но только веры .
И потому предатель в мифе о нибелунгах , если он предаёт по повелению высшего , герой , а не предатель . Как бы дающий право бездумному подчинению себя чему то высшему .
На бессознательном уровне .
Термин « бессознательное « есть уже и у Ницше , и у Вагнера , творцов мифологий модерна .
И вот мы подошли к психоанализу , который сыграл огромную роль в жизни Германа Гессе .
Одна из центральных понятий в аналитической психологии - категория « Самость « ( das Selbst ) - философско - психологическая категория , обозначающая потенциально - центральное положение личности во Вселенной , трактуется психоанализом как совокупность всех психических и духовных содержаний человека , включая сознание , а также инстинкт , бессознательные аспекты личности , передающиеся в том числе генетически .
Ибо что такое ДНК как не Текст .
И человек таким образом пишется как Книга .
Эпигенетика говорит о том , что наследуются и прижизненные изменения родителей , передающиеся как бы воздушно - капельным путём уже после физического рождения человека .
Потому родителям нужно быть ответственными, включая и последние дни жизни , и даже последний момент перехода в инобытие .
Каким же путём действует молитва , обращённая к Богу - Творцу ? Все миллиарды генов , полученные человеком от его потомков в течений тысячелетий , могут либо блокироваться , либо актуализироваться .
В момент покаяния все вредоносные гены блокируются и могут разблокироваться только по настоянию человека .
В этом и состоит обман смерти , что человек видит перед глазами только ближайших своих предков , в надменности молодости считая их и их действия сердца никчёмными . Да , к сердцу юноши таки прилепляется глупость , по меткому замечанию автора библейских притч .
И почтение к родителям играет огромную роль в жизни человека недаром .
Но смерть прививает надменному юношеству мысли о глупости отцов , и юноша старается выбирать себе отцов по своему разумению .
И часто так и остаётся юношей , ослеплённый смертью . Как и Герман Гессе .
Его ненависть к родителям , несоответствующим его высокому мнению о себе самом , ослепила его .
Однако « самость « была описана уже на исходе германского Просвещения , и у идеологов германского романтизма - Фихте и Новалиса .
Романтическая эпоха с её тяготением к мистическому и таинственному пыталась выявить так называемые
« высшие начала « , скрывавшиеся , по мнению Шеллинга , « повсюду в природе « , - закономерности , стоявшие за разрозненным миром явлений .
Глубинным же психологическим прозрениям романтической эпохи способствует готика , вся построенная на ракурсах восприятия и ошибочных трактовках чувственного опыта . Принимая видимость за действительность , герой романтического произведения становится свидетелем самых невероятных событий .
Двойник из преисподней - одновременно и искушение , и пугающий сигнал - символ происков потусторонних сил.
Особо провокативную роль играет мотив двойничества , поскольку встреча с двойником - всегда удар , унижающий личность , лишающий её неповторимости , индивидуальности .
У Юнга есть фигура Тени .
« Тень - это « та скрытая , вытесненная , по большей части неполноценная и преступная личность , которая своими последними ветвями достигает мира звериных предков ( !!! ) и таким образом объемлет весь исторический аспект бессознательного .»
Гарри в « Степном волке « хотя и высокообразованный интеллектуал , поступает примерно так же как ребёнок , умеющий считать только до двух . Он называет одну свою часть человеком , в которое впихивает всё духовное , или хотя бы культурное , что находит в себе , а в
« волка « - всё дикое и хаотичное , наивно не считая это духовным . Притом подчёркнута невыносимость и для Фауста , и для Гарри двойственности .
И у Гёте , и у Гессе ощущается невероятная тоска по утраченной ими целостности .
В клинической психиатрии распадение личности на отдельные составляющие называется шизофренией .
Да , и я одела на время на себя халат психиатра , в который рядятся желающие объявить себя не шизофрениками . В те же халаты оделись и Юнг , и сам Герман Гессе . « Вскрытие « или глубокий анализ покажет , кто есть кто .
Чем я и занимаюсь , становясь немного психоаналитиком . Более же используя дар различения духов , один из даров Святого Духа .
В « Степном волке « психоаналитиком является саксофонист Пабло , немного Моцарт , но более колдун « Магического театра « . Как колдун - фармакои по гречески , он использует фармакои - зелья , другой перевод этого слова .
Пабло предлагает Гарри переход в другой мир , используя наркотики и секс для пациентов , как и реальный психоаналитик Германа Гессе доктор Ланг , ученик , между прочим , Юнга .
Который не единственный автор такого психоанализа . Его соавтор и друг - Отто Гросс , совсем оторвавшийся от действительности , ещё один соавтор - любовница Юнга .
Пабло предлагает Гарри Геллеру переход
« в другую , более соответствующую вам действительность , по которой вы тоскуете . «
Такой же переход без всяких красивых слов и манер предлагает любой наркопритон .
Переход в действительность , по которой клиент тоскует , притом соответствующую ему .
Никакого равенства возможностей .
Это и есть квинтэссенция « магического театра . «
В котором все действующие лица в масках .
Ибо присутствует карнавальность .
Или , более точно , вход в мир сатурналий .
Сам же Герман Гессе и ученик мага , и маг .
По его словам , магический театр - это терапия , показанная пациенту , стремящемуся к суициду .
То есть только для потенциальных самоубийц .
Которые на самом деле хотят убить не себя , а своего двойника , присутствующего в нём .
Двойника из преисподней .
Это называется одержимостью .
Которую я наблюдала , ещё не понимая , с чем имею дело , работая страховым агентом , и потому ходившей по отделениям психиатрической больницы номер 15 Красногвардейского района города Москвы .
И позже , уже понимая , служившая в изгнании бесов в харизматической церкви , где служил врач Боткинской больницы Абиадун , а он понимал , с кем имеет дело . Более того , один одержимый Виктор Гвоздев из подросткового отделения 15 больницы , где я проводила занятия каждую субботу по евангелизации , крутился как волчок .
Он раздвинул решётки заграждения , и каким - то образом узнав мой адрес , появился на улице Высокой возле метро Коломенская , где стал биться в припадке у меня на полу . Я стала изгонять бесов ,и на улице взорвался автомобиль при их изгнании .
Мы постились и молились в церкви за него три дня , а он , избавившись от бесов , не принял Христа в своё сердце , и , радостный , пошёл в свою прежнюю жизнь в новой куртке , которая не понравилась моему сыну , но понравилась Виктору .
То есть опыт у меня есть .
В том числе и негативный .
Хотя были и позитивные .
Большинство подростков на самом деле не быв больными , а только социальнозапущенными , принимали Христа в своё сердце , и исцелялись .
В церковь приходили и экстрасенсы , которые рассказывали , что у них творилось дома , и желающие избавиться от « двойников из преисподней . «
И увидела то , что накопленная пациентом , несущего в себе двойника из преисподней , и не одного , а вплоть до легионов , накопленная агрессия выливается
в « сладострастье убийства и разорения . «
Агрессия , влечение к смерти , включающее в себе инстинкт разрушения , потому что « этот мир должен погибнуть , и мы вместе с ним « - лозунг возлюбивших смерть .
Агрессия целиком реализуется в видении , находясь на пороге актуализации .
В последнем видении Гарри Галлер приговорён к вечной жизни . Причём эта жизнь более напоминает смерть .
Нехристианский и соответственно гностический характер символа Грааля указывает на ереси раннего христианства , на те взлёты мысли , в которых таится множество смелых идей . Выявляется то прометеевское и творческое начало , которое подчиняется только собственной душе .
Именно тогда мы находим веру в могущество собственного откровения и собственного познания , которое так ярко проявляется в германской мысли , начиная с 16 века . Эта вера проистекает из гордого чувства своего родства с божеством - сродства , которое не подчиняется никаким человеческим установлениям , но которое силой познания спсобно при случае понуждать даже богов . В гнозисе именно что заложено начало того пути , который ведёт к психологически столь значимым откровениям германской мистики , вникающей в тьму .
В « Детстве Волшебника « Герман Гессе пишет :
« Я должен вникнуть во тьму .»
Задача для мага и Волшебника , для Клингзора .
В последней главе программного творения Германа Гессе - новеллы о Клингзоре ( то ли злого мага -волшебника из оперы Рихарда Вагнера , то ли самого Германа Гессе _ - « Автопортрет « - на полотне , созданном Клингзором ( злым магом - волшебником Германом Гессе ) , находится место и для « старого , бородатого Бога , МОГУЧЕГО и ГЛУПОГО « , и здесь же возникает , на самом заднем плане , на краю ХАОСА - смерть , серый призрак , вонзивший в мозг написанного Клингзора маленькое , как иголка , копьё .»
Гимн Смерти , написанный Германом Гессе :
Все на свете смерти я изведал,
Все на свете вновь хочу изведать,
Деревянной смертью хочу умереть в сосне,
Каменной смертью хочу умереть в скале,
Глиняной смертью в песке,
Лиственной смертью в шуршащей летней траве
И жалкой, кровавой человеческой смертью.
Деревом снова хочу на свет появиться,
Цветком и травой хочу на свет появиться,
Рыбой и птицей, оленем и мотыльком,
И в каждом обличье
Нетерпенье меня вознесёт по ступеням
К последней боли,
К человеческой боли – ввысь.
О до дрожи натянутый лук,
Когда нетерпенья безумная длань
Соединить стремится
Два полюса бытия!
Бесконечно, снова и снова
От смерти к рожденью меня ты гонишь
Воплощений тернистым путём,
Прекрасным путём воплощений.
Гессе , как и Клингзор , играет со смертью , такой же могучей как Бог , но более интеллектуальной по его мнению .
Герману Гессе не важна моральная сторона в потустороннем , его привлекают интеллектуальные игры . Игра в бисер - по существу - игра со смертью , закончившаяся смертью героя .
Клингзор играет со смертью , чтобы достичь не много и не мало как ГАРМОНИИ .
В чём же состоит гармония , мне предстоит вычислить из произведений Германа Гессе .
Интеллектуальная игра для читателей книг Гессе .
И Клингзор , а значит и сам Герман Гессе , рассуждает : а что означает одна человеческая жизнь на пути достижения идеала гармонии
( понятия из мира музыки должно быть ) , если эта жизнь добровольно принесена в жертву ?
И отвечает : в игре со смертью ставка одна - человеческая жизнь , которую сам человек может счесть бессмысленной , но для смерти , лишённой жизни начисто , жизнь человека очень нужна .
Смерть подходит к человеку и тихо говорит ему :
Дай мне свою жизнь . Ну зачем она тебе ?
А без твоей жизни я не смогу осуществить свои замыслы ( смертельные по своей сути ) .
Смысл смертельных игр в бисер с человеком -
В поисках гармонии в отсутствии Бога .
А Бог настолько глуп , по мнению смерти , что наделяет жизнью никчемных , бессмысленных людей , которые по большому счёту и не дорожат ею .
Библейски жизнь человека в его крови .
Смерть по существу вампир , который клянчит у людей кровь , ведь без крови смерть не достигнет гармонии человека и смерти .
Как показательно что сам Герман Гессе умрёт от белокровия - отсутствия достаточного количества красных кровяных телец , заменённых на бесцветные .
Он попал в пространство холодных звёзд :
« Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы . Оно было холодным , как то холодное тихое пространство , где вращаются звезды . « Зачарованный смертью :
« Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули ? Разве мы , люди , живем для того , чтобы отменить смерть ?
Нет , мы живем чтобы бояться ее , а потом снова любить , и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы . «
И даже устами восточного мудреца заявил :
« Я не нуждаюсь в оружии против смерти ,
потому что Смерти нет . « –
В постоянном присутствии смерти , выпивающей из него жизнь по капле , он может рассуждать только о СМЕРТИ :
В главе « Музыка гибели « Клингзор
( а значит и сам Герман Гессе ) восклицает :
« Я говорю о Европе , о нашей старой Европе , две тысячи лет считавшей себя мозгом мира . Это гибнет . «
Герман Гессе пишет в 1919 году :
«Весь закат Европы будет , возможно , разыгрываться лишь внутри , лишь в душевных недрах поколения , лишь в переиначивании устаревших символов , в переоценки душевных ценностей . »
Вот кто такой пророк ? Не только видящий то будущее , которое показано ему , в тех пространствах , в которых он только может обитать .
Но и описывающий его так , что принимающий это пророчество , принимает это будущее всем сердцем .
То есть творит историю своими словами .
В наше время это культовый писатель .
Пророк смерти , ибо в страхе не может видеть что – то другое . И обречённо не только идущий на заклание , но и как козёл , ведущий сердца людей на заклание смерти .
Чтобы смерть , ненасытимая по своей сути , насытилась бы на время . То есть можно в этом месте задать сакраментальный вопрос :
А с кем вы , деятели культуры ?
Вопрос не праздный , а даже смертельно опасный .
А злой волшебник Клингзор в своих играх разума решает , что для того , чтобы одержать победу над смертью , он должен обмануть её . Наивный простец .
Как Парсифаль , как Сизиф .
Который только сможет получить в свои руки Грааль , который выполнит все его желания , такие , какие смогут возникнуть у смертного человека .
И этот простец Герман Гессе , современный Парсифаль ,
придумал : обмануть смерть , значит , принять её .
Как ? с помощью искусства :
« искусство задерживает колесо времени :
Отношения перед ним исчезают :
Его объект - только существенное , идея . «
Время Мага раздражает :
« почему существует время ? почему всегда только эта идиотская последовательность , а не бурная , насыщенная одновременность ? «
В раздражении он умирает
Свидетельство о публикации №224010300668