Магия Германа Гессе

1 .  01  .  2024
Магия  Германа  Гессе  .
Герман  Гессе  считал  ,  что чтение и письмо  -  это  несомненно  магическое  занятие  , волшба  ,  это  -  процессы  ,  благодаря  которым  дух овладевает  природой  , подчиняет  себе  природу  .
Но  в  1930  году  он написал  с  печалью  :
«  Сегодня  всё  не  так  . Мир  книги  …  и  духа  открыт всем  и  каждому  ,  так  мы  думаем  , и  уже  нет  магической  ауры  ,  уже  исчезло волшебство  … «
Но  тем  не  менее  «  слово  , выражающее  мысль  ,  слово  ,  облечённое  в  письменную  форму  ,  -  это  единственное  средство  фиксировать  ход  Истории  и творить  Историю   , единственное  средство  самосознания ,
каким  располагает  человечество  , а  других средств у  него   нет и  не  будет  …  «
Возникает вопрос  :  « Понятие  «  магия  книги  «  не  ушло в прошлое  безвозвратно  ,  не  обратилось   в  легенду  ? «  «  Конечно  , нет  «  ,  -  отвечает  Гессе  ,  -
«  потому  что  законы  духа столь  же  неизменны  ,  как  законы  природы  … их нельзя  «  упразднить  «  в  ходе  технического  «  прогресса  «.
«  По  существу  «  , -  пишет он  ,  -  «  в  духовном  мире  ничего  не  изменилось  за  то время  , что прошло  после  перевода  Лютером  Библии  и  изобретения  Гутенбергом  печатного  станка  .  Магия  книги  по прежнему  существует  .  Духом    владеет   (  владеет    ?    владельцы  ?  ) группа  избранных  , адептов  …   »
Но  , строго  уточняет  Гессе  ,  «  это  не  те  люди  , кто правит  бал  в  СМИ  , и  не  те  ,  кто  формирует  общественное  мнение  «   …  и  почему  же  ? 
«   потому  что  представляемые  ими  виды  деятельности  не  тождественны  и  не  могут  быть  тождественны  ТВОРЧЕСТВУ  .  »
Творческий  процесс  -  вот водораздел  между  писаниями  и  писаниной  , по мнению  Гессе  .
Эта  мысль  сказывается  и в  самих словах  ,  которые   Гессе   использует  для  именования  «  творца  «  .
Гессе  строго  и  последовательно  разделяет  понятия    Dichter  ; то  есть  поэт  , писатель  , художник  слова  ,  артист  ;  и Schriftsteller — литератор  , писатель  ;
есть  у  Гессе  в  запасе   Literat  ,   в  устах  Гессе  -  малопочтенное  обозначение  пишущего  на  потребу  публике  сочинителя  дешёвых  романчиков  .
Гессе  пишет  в  1929  году  :
«  Наши  времена  не  хуже и не  лучше  любых других  .
Единственная  задача  писателя  -  быть слугой  ,  защитником  и  рыцарем  души  , и  потому  сегодня  ,  то есть в данный  миг  мировой  истории  ,  он  обречён  на  одиночество и страдание  , выдержать которое  не  каждому  под силу  .  В  Европе  сегодня  совсем  мало писателей  ,  и  ни  об  одном  из них  нельзя  сказать  ,  что  он  лишён  черт трагизма  и  даже  донкихотства  . « 
Магия  книги  , даже  не книги  ,  а  , собственно говоря  , текста  , из  которого  книга  состоит  .
Человек  когда  то  использовал  слово  как  инструмент воплощения  смысла  .  А  не  как  средство  коммуникации .
Смыслы  порождают  тексты  ,  чтобы  их  сохранить  .
Консервировать  до  определённого  момента  .
Притом  смыслы  нельзя  считать  , а только  воссоздать .    Воплощённые  в знаках  .
Такое  понимание  есть в магических  практиках  .
Ибо  то  ,  что  записано в книгу  , ещё  не осуществилось  ,  но  может осуществиться  .
Снятие  печати   с  рукописного  свитка  означало  начало  актуализации  записанного  в  этом  свитке  .
Книга  как  хранилище  информации  о  том  , что  будет .
Часто  чтение  подобной  книги   сродни    открытию   « Ящика  Пандорры  «.
У  де  Труа  в  его труде  о  Граале  есть мысль  о том  ,
Грааль  мог  быть  Книгой  .
Есть идея  о  том  ,  что  Грааль  мог  быть  изумрудом  ,  выпавшим  из короны  Люцифера  при  его падении  .
То  есть как  бы  Кровь  Спасителя   Грааля  как  Чаши   с  Кровью  Спасителя   смыла  грех  Люцифера   в  виде  Изумруда   .    А  смысл   того  , что  произошло  в  момент  падения  Люцифера  ,  заключён  в тайных писаниях   гностиков  .  И  последующая  история  только подтверждала     , каков  именно  был смысл  .
  Потому  что     тамплиеры   - рыцари  - храмовники  ,  именно  что сохранившие  писания  гностиков  ,  были     к  тому  же   стражниками  у  крепости  Монсегюр  ,    из  которой  тамплиеры  позволили  уйти  учителям  альбигойцев  в  обмен  на  Грааль  . В  виде  Чаши  ?  в  виде  Изумруда  ?   в  виде  Книги  ? 
Вполне  возможно  что  во всех видах  .
Грааль в  результате  заиграл  смыслами  у  фон  Ошенбаха  ,  который  описал  как  с небес  спускается   рука  рыцаря  с  чашей  в  ней  .  С  рыцарем  сопоставил  себя  и  Герман  Гессе  .
Кто  же  такой  рыцарь  ?
Германцы  с  мечами  -   спатами  в  руках  ,  которые  выкованы  подземными  кузнецами  -  нибелунгами  , от  которых  как  будто  бы  ведёт  своё  происхождение  род  Карла  Великого  .  Нибелунги  -  кузнецы  -  колдуны  .
В  битве  при  Андрианополе  рыцари  - всадники  разгромили  римскую  армию  , бывшей  ранее  непобедимой  .  У  каждого  рыцаря  есть меч  .
У  каждого  меча  есть ИМЯ  .
Право  сильного  -  у  которого  меч  выкован в  подземелье  и  который  получил  это право  в  войне  .
А  судьба  находится  в  руке  воина  с мечом  .
Таков  миф  , который  объясняет  мировой  порядок  .
И  Фридрих  Барбаросса  германского мифа  считает  ,  что  мировое  господство  германской  нации  оправдано .
Право  воина  с  мечом  в  руках  ,  мечом  ,  который  выкован  в  подземелье  .
Никакой  казуистики  римского  права  .
Никакого  договора  с  богами  преисподней  .
Этот  договор  разорван  рыцарем  - германцем  .
Но  в  конце  концов  рыцари  получают  юридическое  образование  ,  как  и  религиозные  деятели  , противопоставившие  себя  Риму  также  .
Рим  не  уходит  ,  он уступает  праву  сильного  .
Но  стоит  на  своём  . 
Потому  идеология  Третьего  Рейха  соперничает                с  идеологией  Третьего  Рима  , хотя  и  не  по  римски  .
Германский  мир  был  пойман  на  германский  миф  .
О  том  ,  что  рыцари  не  только  защитники  невидимого  Грааля  , дающего  обладателю  то  ,  что  он  хочет  ,  но  и  потомки  древней  арийской  расы  , погибшей  в  Атлантиде  .  Эти  атланты  -  германские  боги  .
Они смертны  . Но  у них есть правила  .
Бой  , который  они  ведут  , проигран  .
Все  погибают  . Их мир  свёрнут  в  точку  .
Которую  можно  развернуть вновь в пространство               с  помощью  мифа  .   Мифа  ,  который  не  требует  понимания  , но  только   веры  .
И  потому  предатель в  мифе  о  нибелунгах  , если  он предаёт  по повелению  высшего  , герой  , а  не  предатель  .  Как  бы  дающий  право  бездумному  подчинению  себя  чему  то высшему  .
На  бессознательном  уровне  .
Термин  «  бессознательное  «  есть  уже  и  у  Ницше  ,  и  у  Вагнера  , творцов  мифологий  модерна  .
И  вот  мы  подошли  к  психоанализу  ,  который  сыграл  огромную роль в  жизни  Германа  Гессе  .
Одна  из   центральных понятий  в  аналитической  психологии   -  категория  «  Самость  «  (  das  Selbst )    -  философско  -  психологическая   категория  , обозначающая  потенциально  -  центральное  положение  личности  во  Вселенной  , трактуется  психоанализом  как   совокупность  всех психических  и  духовных  содержаний  человека  ,   включая  сознание  ,  а  также инстинкт  ,  бессознательные  аспекты  личности  ,  передающиеся  в  том  числе  генетически   .
Ибо что такое  ДНК  как  не  Текст  .
И  человек  таким  образом  пишется  как  Книга  .
Эпигенетика  говорит  о  том  ,  что  наследуются     и  прижизненные  изменения  родителей  , передающиеся  как  бы  воздушно  -  капельным  путём  уже  после  физического  рождения  человека  .
Потому  родителям  нужно  быть ответственными,  включая  и  последние  дни  жизни  , и  даже  последний  момент  перехода  в  инобытие  .
Каким  же  путём  действует  молитва  , обращённая  к  Богу  -  Творцу  ?  Все  миллиарды  генов  , полученные  человеком  от его  потомков  в  течений  тысячелетий  ,   могут  либо  блокироваться  , либо  актуализироваться  .
В  момент  покаяния  все  вредоносные  гены  блокируются  и  могут  разблокироваться  только  по настоянию  человека  .
В  этом  и  состоит  обман смерти  , что человек  видит  перед  глазами  только   ближайших  своих предков  ,  в  надменности молодости считая  их  и  их  действия  сердца  никчёмными  .  Да  ,  к  сердцу  юноши  таки  прилепляется  глупость  , по меткому  замечанию  автора  библейских  притч  .
И  почтение  к  родителям  играет  огромную  роль      в    жизни  человека  недаром  .
Но  смерть  прививает  надменному  юношеству  мысли  о  глупости  отцов  ,  и  юноша  старается  выбирать  себе  отцов  по своему  разумению  .
И  часто  так  и остаётся  юношей  , ослеплённый  смертью  .  Как  и  Герман  Гессе  .
Его  ненависть к родителям  , несоответствующим  его  высокому  мнению  о  себе  самом  ,  ослепила  его  .
Однако  «  самость  «  была  описана  уже    на  исходе  германского  Просвещения  ,  и  у  идеологов  германского  романтизма  -  Фихте  и  Новалиса  .
Романтическая  эпоха  с её  тяготением  к  мистическому  и  таинственному  пыталась  выявить  так  называемые 
«  высшие  начала  «  ,  скрывавшиеся   ,  по мнению  Шеллинга  ,  «  повсюду  в природе  « ,  -  закономерности ,  стоявшие  за  разрозненным  миром  явлений       .
  Глубинным  же  психологическим  прозрениям  романтической  эпохи  способствует  готика  ,  вся  построенная  на  ракурсах восприятия  и  ошибочных  трактовках  чувственного  опыта  .  Принимая  видимость  за  действительность  ,  герой  романтического  произведения  становится  свидетелем  самых  невероятных  событий  .
Двойник  из преисподней  -  одновременно  и  искушение  ,  и пугающий  сигнал -  символ происков  потусторонних  сил.
  Особо провокативную  роль  играет  мотив  двойничества  ,  поскольку  встреча  с  двойником  - всегда  удар  ,  унижающий  личность  , лишающий  её  неповторимости  , индивидуальности  .
У  Юнга  есть фигура  Тени  .
«  Тень  -  это  «  та  скрытая  , вытесненная  ,  по  большей  части  неполноценная   и  преступная  личность  ,  которая  своими  последними  ветвями  достигает  мира  звериных  предков  (  !!! )  и  таким  образом  объемлет весь исторический  аспект  бессознательного  .»
Гарри  в  «  Степном  волке  «  хотя  и  высокообразованный  интеллектуал  ,  поступает  примерно  так  же  как  ребёнок  ,  умеющий  считать  только  до двух  .  Он  называет  одну  свою часть человеком  ,  в  которое  впихивает  всё  духовное  ,  или  хотя  бы  культурное  ,  что  находит  в  себе  ,  а   в 
«  волка  «   - всё  дикое  и хаотичное  , наивно  не  считая  это  духовным  .   Притом  подчёркнута  невыносимость  и  для  Фауста  ,  и  для  Гарри  двойственности .
И  у  Гёте  ,  и  у  Гессе  ощущается  невероятная  тоска  по  утраченной  ими  целостности .
В  клинической  психиатрии  распадение  личности  на  отдельные  составляющие  называется  шизофренией  .
Да  , и  я  одела  на  время  на  себя  халат  психиатра  ,  в  который  рядятся  желающие  объявить  себя    не  шизофрениками  .  В  те  же  халаты  оделись  и  Юнг  ,  и  сам  Герман  Гессе   .  «  Вскрытие  «  или  глубокий  анализ  покажет  , кто  есть  кто  .
Чем  я  и  занимаюсь  , становясь немного  психоаналитиком  .  Более  же  используя  дар  различения  духов  , один  из  даров  Святого  Духа  .
В  «  Степном  волке  «  психоаналитиком  является  саксофонист  Пабло  ,  немного  Моцарт  , но  более  колдун  «  Магического  театра  «  .  Как  колдун  -  фармакои  по  гречески  , он  использует  фармакои  -  зелья  , другой  перевод  этого  слова  .
Пабло  предлагает  Гарри  переход  в  другой  мир  ,  используя  наркотики  и  секс  для  пациентов  , как  и  реальный  психоаналитик  Германа  Гессе  доктор  Ланг  ,  ученик  , между  прочим ,   Юнга  .
Который  не  единственный  автор  такого  психоанализа .  Его соавтор  и  друг  -  Отто  Гросс  , совсем  оторвавшийся  от  действительности  ,   ещё  один  соавтор  -    любовница  Юнга  .
Пабло предлагает  Гарри  Геллеру  переход 
«  в  другую  ,  более соответствующую вам  действительность  ,  по  которой  вы  тоскуете  . «
 Такой  же  переход  без всяких  красивых слов  и манер  предлагает  любой  наркопритон  .
Переход в  действительность  ,  по которой  клиент  тоскует  , притом  соответствующую  ему  .
Никакого  равенства  возможностей  .
Это и  есть квинтэссенция  «  магического  театра  . «
В  котором  все  действующие  лица  в  масках  .
Ибо  присутствует  карнавальность  .
Или  , более  точно  ,  вход  в мир сатурналий  .
 Сам  же  Герман  Гессе  и  ученик  мага  ,  и  маг .
По  его словам  ,  магический  театр  -  это  терапия  ,  показанная  пациенту  , стремящемуся  к  суициду  .
То есть  только  для  потенциальных  самоубийц  .
Которые  на  самом  деле  хотят  убить не  себя  ,  а  своего  двойника  ,  присутствующего в нём  .
Двойника  из преисподней  .
Это называется  одержимостью  .
Которую я  наблюдала  ,   ещё  не  понимая  ,  с  чем  имею  дело  ,  работая  страховым  агентом  ,  и  потому  ходившей  по  отделениям  психиатрической  больницы  номер  15  Красногвардейского района  города   Москвы  .
И  позже  ,  уже  понимая  ,  служившая  в  изгнании  бесов  в харизматической  церкви  , где  служил  врач  Боткинской  больницы  Абиадун  , а он понимал  ,  с  кем  имеет  дело  . Более  того  ,  один  одержимый  Виктор  Гвоздев  из  подросткового  отделения  15  больницы  ,  где  я  проводила  занятия  каждую  субботу  по евангелизации  , крутился  как  волчок  .
Он  раздвинул  решётки  заграждения  ,  и  каким  -  то  образом  узнав  мой  адрес  , появился  на  улице  Высокой  возле  метро  Коломенская  ,  где  стал  биться  в припадке  у  меня  на  полу  .  Я  стала  изгонять  бесов  ,и  на  улице  взорвался  автомобиль  при  их  изгнании  .
Мы  постились  и молились в  церкви  за  него  три  дня  ,                а  он  ,  избавившись  от  бесов  , не  принял  Христа  в  своё  сердце  ,  и  , радостный  ,  пошёл в свою прежнюю  жизнь      в  новой  куртке  ,  которая  не понравилась  моему  сыну  , но понравилась  Виктору  .
  То  есть опыт  у  меня  есть  .
В  том  числе  и  негативный  .
Хотя  были и позитивные  .
Большинство  подростков   на  самом  деле  не  быв  больными  ,  а  только социальнозапущенными  , принимали  Христа  в  своё  сердце  ,  и  исцелялись  .
В  церковь  приходили  и  экстрасенсы  , которые рассказывали  , что  у них творилось  дома  ,  и  желающие  избавиться  от  «  двойников  из преисподней  . «
И  увидела  то  ,  что накопленная  пациентом  , несущего  в себе  двойника  из преисподней  ,  и  не  одного  , а  вплоть  до легионов  ,  накопленная  агрессия  выливается 
в  «  сладострастье  убийства  и разорения  . «
Агрессия  ,  влечение  к  смерти  ,  включающее  в  себе  инстинкт  разрушения  , потому  что  «  этот мир  должен погибнуть  ,  и  мы  вместе  с  ним «  -  лозунг  возлюбивших  смерть  .
Агрессия  целиком  реализуется  в видении  , находясь на пороге  актуализации  .
В  последнем  видении  Гарри  Галлер  приговорён  к  вечной  жизни  . Причём  эта  жизнь более напоминает  смерть .

Нехристианский  и  соответственно  гностический  характер  символа  Грааля  указывает  на  ереси  раннего  христианства  ,  на  те  взлёты  мысли  ,  в  которых таится  множество  смелых    идей  .  Выявляется  то  прометеевское  и  творческое  начало  ,  которое  подчиняется  только  собственной  душе  .
Именно  тогда  мы  находим  веру  в  могущество  собственного  откровения  и собственного  познания  ,  которое  так  ярко проявляется  в  германской  мысли  , начиная  с  16  века  . Эта вера  проистекает  из гордого  чувства  своего  родства  с божеством  -  сродства  ,  которое  не  подчиняется  никаким  человеческим  установлениям  , но  которое  силой  познания  спсобно при  случае  понуждать  даже  богов  .  В  гнозисе  именно что  заложено  начало того  пути  ,  который  ведёт  к  психологически  столь  значимым  откровениям  германской  мистики  , вникающей  в тьму  .
  В  «  Детстве  Волшебника  «  Герман  Гессе  пишет :
«  Я  должен  вникнуть во  тьму  .»
Задача  для  мага и  Волшебника  , для  Клингзора  .
В  последней  главе  программного  творения  Германа  Гессе  -  новеллы  о  Клингзоре  (  то  ли  злого мага  -волшебника  из оперы  Рихарда  Вагнера  , то  ли  самого  Германа  Гессе  _  - «  Автопортрет  «  -  на  полотне  ,  созданном  Клингзором  (  злым  магом  -  волшебником  Германом  Гессе  )  ,  находится  место  и для    «  старого ,  бородатого  Бога  ,  МОГУЧЕГО  и  ГЛУПОГО  «  , и  здесь  же  возникает  ,  на  самом  заднем  плане  ,  на  краю  ХАОСА  - смерть  ,  серый  призрак  ,  вонзивший  в  мозг  написанного  Клингзора  маленькое  , как  иголка  ,  копьё .»
Гимн  Смерти  , написанный  Германом  Гессе  :
Все на свете смерти я изведал,
Все на свете вновь хочу изведать,
Деревянной смертью хочу умереть в сосне,
Каменной смертью хочу умереть в скале,
Глиняной смертью в песке,
Лиственной смертью в шуршащей летней траве
И жалкой, кровавой человеческой смертью.
Деревом снова хочу на свет появиться,
Цветком и травой хочу на свет появиться,
Рыбой и птицей, оленем и мотыльком,
И в каждом обличье
Нетерпенье меня вознесёт по ступеням
К последней боли,
К человеческой боли – ввысь.
О до дрожи натянутый лук,
Когда нетерпенья безумная длань
Соединить стремится
Два полюса бытия!
Бесконечно, снова и снова
От смерти к рожденью меня ты гонишь
Воплощений тернистым путём,
Прекрасным путём воплощений.
Гессе  ,  как   и  Клингзор  ,  играет со смертью  ,  такой  же  могучей  как  Бог  ,  но  более интеллектуальной по  его мнению   .
Герману  Гессе  не  важна  моральная  сторона                в  потустороннем  ,  его привлекают  интеллектуальные  игры  . Игра  в бисер  - по  существу  -  игра  со  смертью   ,  закончившаяся  смертью  героя  .
Клингзор  играет со  смертью  , чтобы  достичь  не  много  и  не  мало  как  ГАРМОНИИ .
В  чём  же  состоит  гармония  , мне   предстоит  вычислить  из произведений  Германа  Гессе  .
Интеллектуальная  игра  для    читателей    книг Гессе  .
И  Клингзор  ,  а  значит  и  сам  Герман  Гессе  , рассуждает  :  а  что  означает  одна  человеческая  жизнь  на  пути  достижения  идеала  гармонии 
(  понятия  из мира  музыки  должно  быть  )  , если  эта  жизнь  добровольно  принесена в  жертву  ?
И  отвечает  :  в  игре  со смертью  ставка  одна  -  человеческая  жизнь  , которую сам  человек  может счесть  бессмысленной  , но  для  смерти  , лишённой  жизни  начисто  ,  жизнь  человека  очень  нужна  .
Смерть  подходит  к  человеку  и  тихо  говорит ему  :
Дай  мне  свою  жизнь  . Ну  зачем  она  тебе  ? 
А  без твоей  жизни  я  не  смогу  осуществить  свои  замыслы  (  смертельные  по  своей  сути  ) .
Смысл смертельных  игр  в  бисер с  человеком  -
В  поисках  гармонии  в  отсутствии  Бога  .
А  Бог настолько  глуп  , по  мнению  смерти  ,  что  наделяет  жизнью  никчемных  , бессмысленных  людей  ,  которые  по  большому  счёту  и  не  дорожат  ею .
Библейски  жизнь  человека  в  его крови  .
Смерть  по  существу  вампир  ,  который  клянчит     у  людей  кровь  ,  ведь без крови  смерть  не  достигнет  гармонии  человека  и  смерти  .
Как  показательно  что  сам  Герман  Гессе  умрёт  от  белокровия  - отсутствия  достаточного  количества  красных  кровяных  телец  , заменённых  на  бесцветные  .
Он  попал в пространство  холодных  звёзд  :
«   Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы . Оно было холодным   , как то холодное тихое пространство   , где вращаются звезды   .   «   Зачарованный  смертью  :
  «   Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули   ? Разве мы   , люди   , живем для того   ,   чтобы отменить смерть  ?
Нет   , мы живем чтобы бояться ее  , а потом снова любить  , и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы  .   « 

И  даже  устами  восточного  мудреца  заявил  :
«   Я не нуждаюсь в оружии против смерти  ,
потому что Смерти   нет  .  «  –
  В  постоянном  присутствии смерти , выпивающей  из него  жизнь по капле  , он  может рассуждать  только  о  СМЕРТИ :
В  главе  «  Музыка  гибели  «  Клингзор   
(  а  значит  и  сам  Герман  Гессе  )  восклицает  :
«  Я  говорю  о  Европе  ,  о  нашей  старой  Европе  ,  две  тысячи  лет  считавшей  себя  мозгом  мира  . Это  гибнет  . «
Герман  Гессе  пишет  в  1919  году  :
«Весь  закат  Европы  будет  , возможно  ,  разыгрываться  лишь внутри  ,  лишь  в  душевных  недрах поколения  , лишь    в  переиначивании  устаревших  символов  ,  в  переоценки  душевных  ценностей  .  »   
Вот  кто такой  пророк  ?  Не  только  видящий                то  будущее  ,  которое  показано  ему  ,  в  тех  пространствах  , в  которых  он  только  может  обитать  .
Но  и описывающий  его так  ,  что  принимающий  это   пророчество  , принимает  это  будущее  всем  сердцем  .
То  есть   творит  историю   своими  словами  .
В  наше  время  это  культовый  писатель  .
Пророк  смерти  , ибо в страхе  не  может видеть что – то  другое  .  И  обречённо  не  только  идущий  на  заклание  ,   но  и  как  козёл  , ведущий  сердца  людей  на  заклание  смерти .
Чтобы  смерть  , ненасытимая  по своей  сути  , насытилась  бы  на  время  .  То  есть можно в этом  месте  задать  сакраментальный  вопрос  :
А  с  кем  вы  , деятели  культуры  ? 
Вопрос  не  праздный  , а  даже  смертельно   опасный  .
А  злой  волшебник   Клингзор   в  своих  играх  разума  решает  ,   что  для  того  , чтобы  одержать победу  над смертью  ,  он  должен  обмануть  её  . Наивный  простец  .
Как  Парсифаль  , как  Сизиф  .
Который  только сможет  получить в  свои  руки  Грааль  ,  который  выполнит  все  его  желания  , такие  ,  какие  смогут   возникнуть  у  смертного  человека  .
И  этот  простец  Герман  Гессе  , современный  Парсифаль  ,
придумал  :   обмануть смерть  , значит  ,  принять  её  .
Как ?   с  помощью искусства  :
«  искусство  задерживает  колесо времени  :
Отношения  перед   ним  исчезают  :
Его  объект  - только  существенное  ,  идея  . « 
Время  Мага  раздражает  :
«  почему  существует  время  ?  почему  всегда  только  эта  идиотская  последовательность  ,  а  не  бурная  , насыщенная  одновременность  ?  «
В раздражении  он  умирает   


Рецензии