За золотом колчака, часть 5, гл. 1

ЗА ЗОЛОТОМ КОЛЧАКА. ЧАСТЬ 5. ДНЕВНИК ШТАБНОГО ПИСАРЯ

 1. Клоп в рояле

Волею проведения или по случайному стечению обстоятельств я стал штабным писарем. Впрочем, я уверен что ничто в мире не случайно, всему на свете есть своё предопределение и нами движет, как считали древние греки,неумолимый рок. Не иначе как поэтому я оказался в том времени и в тех местах, где всё кипело,бурлило, взрывалось и неслось с невиданной дотоле скоростью. Ибо всё пришло в движение, стронулось с места и я очутился внутри лавины, увлекающей за собою всё, что ей попадалось на пути-людей, партии, армии, правительства,государства. И ежели бы, конечно,не довелось мне ещё в детстве упасть с коня, сломать ногу и сделаться хромым, глядишь,печатал бы я шаг в адъютантах, двигаясь вдоль ощетинившегося винтовочными штыками серошинельного строя в генеральской свите, или бежал с вынутым из кобуры револьвером  в атаку на вражеские позиции. Но после того , как криво срослась берцовая кость на левой ноге и похожий на Антона Чехова эскулап в пенсне  буркнул "Теперь , голубчик, ты годен только к нестроевой!" -  с мечтами о "георгиях", "владимирах" и "аннах", как и с грёзами о золотых погонах в звёздах,скрипучих портупеях и блистающем золотом наградном оружии пришлось расстаться раз и навсегда. Ну а в штаб генерала Анатолия Николаевича Пепеляева   в Перми, меня, человека сугубо гражданского, занесло,  даже не как обломок реи или щепку от доски борта разбитого бурей о скалы фрегата, а как спрятавшегося в той щепке жука-древоточца, а то и беспомощную его личинку.
 
 Клоп из кровати разграбленных чернью королевских покоев , может быть, переживёт и самого гильотинированного короля и его бедную королеву, и даже наследника, зачатого на постели той кровати с позлащёнными ангелочками на спинке. Тот клоп, быть может, проделает столь головокружительную одиссею, какая была подстать только "многоумному" герою Троянской войны. По крайней мере он имеет все шансы переползти в рояль из дивана с зеркалом  в спинке, отражавшим комнату с роялем и сидевшей за ним исполнительницей в декольтированном платье,из этого обтянутого кожей лежака, нёсшего на своих полочках фарфоровую балерину и гусара верхом на коне с саблей наголо.Как сладко спалось, как увлекательно читалось,лёжа на том диване с округлым валиком и расшитой шёлковыми цветочками подушкой под щекой!Какими зримыми и реальными были и прильнувший к подзорной трубе капитан Смоллет с картинки - в кафтане на фоне парусов, морских  волн и далёкого горизонта, и Робинзон Крузо , перевозящий на плоту добро с погибшего корабля на пляж, обрамлённый пальмами, и мечтающий о побеге герой Александра Дюма, брат-близнец  короля в железной маске, заточённый в тюремную крепость на острове.И вот в ночи -тать кровососущая переползает из  дивана в тот самый рояль - и, оказавшись в вагоне с награбленным чешскими легионерами добром, -пара пустяков доехать по Транссибу, а затем и по КВЖД - от Уфы,Челябинска Омска, Новониколаевска до Владивостока, переплыть и Тихий, и Атлантический океаны , чтобы оказаться в "златой Праге", в доме под черепичной крышей, с городской ратушей за окном , на фасаде которой раз в час звонит в колокольчик Смерть,крутит головой Турок, появляются в оконцах двенадцать Апостолов, кукарекает Золотой Петушок и бьют куранты.
  Может, я и есть тот самый клоп! Забившееся в щель насекомое. Личинка жука -древоточца из борта Ноева Ковчега , вынесшего нас из кровавого революционного потопа. Сейчас я , конечно, не на горе Арарат , а на континенте , похожем на ещё не тронутую ножом отбивную из телятины на голубой тарелке океана - в Австралии. А ведь что-то подобное из самых благих намерений хотели сделать с Россией -не только  - шут гороховый в  черкеске гетман Скоропадский, баболикий Махно или усач Краснов на Юге, но и все эти омундиренные , обвешанные наградными  крестами и саблями -Семёнов, Хорват и Дитерикс. Они уже и орудовали своими вилками и ножами,с причмокиванием и обильным слюнотечением, колдуя над Россией, как над тем куском телятины, чтобы откромсать от "единой и неделимой" -кто "незалэжную", кто "Махновию", кто Донскую вольницу, кто Сибирскую , кто Дальневосточную республику. О своём особом "царстве справедливости" грезил наяву и генерал Пепеляев. На то сподвигнули его наставники и предтечи по борьбе с положением Сибири-колонии бородатые мудрецы областники.

  И всё-таки клопу-то -путешествие в рояле, в этом хранилище музыке, где можно поползать и по отзывчивой деке, и по натянутой, как  для канатоходца, струне , и по обтянутым бархатом молоточкам, и спрятаться, затаившись, где-нибудь в щели между пахнущими слоновой костью и клеем клавишами или в углублении , где крепятся к корпусу ножки,а то- под пюпитром, куда ставятся ноты. Да, переползти в рояль, хоть в нём и бывает шумно, когда кто-то начинает долбить по клавиатуре опять и опять то "Боже царя..." долдоня одни пальцем, то вдруг обрушась многочисленными молоточками на все струны,- переливами "Славянского танца" Дворжака! По крайней мере это куда надёжнее, чем оставаться под обивкой дивана , дожидаясь, когда офицер-чех отковырнёт обивочные гвозди с рифлёными шляпками и, брезгливо морщась,отступит, отказавшись отдавать рядовым приказ -тащить этот диван вслед за напольным часами с маятником, зингеровской швейной машинкой и роялем, оря вслед "Да! Не забудьте и ноты приватить!". Для мелкого насекомого- оно тем более надёжнее и безопаснее, что оказавшийся уже уложенным на телегу рояль предоставит возможность выглянуть из щели между чёрной и белой клавишами и увидеть, как из мансарды с кружевными наличниками, где ещё неделю назад рокотал Ференц Лист, вырываются языки пламени...
 
...Конечно, даже из щели, даже ослеплённым бушующим пламенем и фейерверками искр наблюдать за отблесками тех огней, тех светляков на погонах, кокардах и пуговицах мундиров, любоваться переливали той гаммы багрово-охристых красок в пенсне господ в бобровых шапках-тоже захватывающее зрелище! Да и оставаться незаметным,служить фоном для основных фигур разворачивающейся исторической драмы, тоже в каком -то смысле немалое удовольствие. А именно такого удовольствия я и не был лишён, скинув с себя студенческий мундир и переоблачившись в обмундирование без погон из английского сукна. Моя роль на этом "театре военных действий" была наименее героическая, лишённая какого либо патриотического пафоса и даже совсем приземлённая - записывать по диктовку указы и шифрограммы.А когда штаб обзавёлся "Ремингтоном", что случилось не сразу и не вдруг, наловчиться печатать на машинке.И я освоился очень быстро по той простой причине, что родители грезили моей карьерой пианиста-куда, мол, хромому -кроме как не на сцену, в оркестр, на худой конец девиц тренировать на "Хорошо темперированном клавире"! Но освоившись с Бахом и Бетховеным, я вдруг увлёкся ботаникой и энтомологией, фанатично собирая гербарии и гоняясь с сачком за чешуекрылыми дивами, потом влюбился, и , наконец, заразился идеями сибирского областничества, чему немало способствовали посещения лекций профессора Константина Измайловича Мамонтова-Сибирцева. Что касается моего дневника, то его я вёл урывками в свободное от штабных хлопот время и дописывал уже находясь в эмиграции.
  С братьями Пепеляевыми мы были земляками по Томску. А со старшим из братьев Виктором мне деже довелось учиться в одном университете. Правда на разных факультетах. И он был двумя курсами старше. Я был студентом биофака, где царил культ профессора, ботаника Крылова, этого невольника микроскопа и научной латыни, составлявшего первые свои гербарии из сибирских растений, произраставших на территории , отведённой под строительство имперского университета. Венерин башмачок, сорванный Крыловым на той  поляне,с которой всё начиналось, до сих пор хранит  аромат сибирской орхидеи. А цифра 1888 на фасаде  чуть ниже античных колонн- дату , от которой я невольно веду отсчёт. Можно только изумляться- почему сын изувеченного брошенной террористом-народовольцем  бомбой монарха Александр III не остановил строительства заведения, где, понятно было, будут набираться уму-разуму новые и новые Бруты , Сен -Жюсты и Жюльетты Корде из студентов. 

   Так в конце концов и вышло. И если выпускник гимназии и кадетского училища Пепеляев младший,  , как раз и стал одним из "корсиканцев" Гражданской войны, дослужившись до генеральских погон в 27 лет то учившийся на юридическом  и историко филологическом факультетах Томского университета старший Пепеляев оказался полной  противоположностью младшего.Пойдя по гражданской линии, он не стал "железной маской" той поры , конкурируя с братом по высоте занимаемого положения.Куда уж выше подняться по карьерной лестнице!Зам Верховного правителя! 
 Время, время, времечко! Начинал я писать, когда ещё в ходу были "ея", "еры" , "яти" и "фиты", а теперь вот и точки над "ё" мало кто ставит!
  И мне, с моей церковно-приходской школой, где поп -черноризник вдалбливал в наши головы про то , за сколько дней Всевышний создал Небо и Землю, как он из глины слепил Адама и Еву и как из ребра Адама сотворил Еву, мне , хромоногому, было ли не радоваться, что я могу творить миры из букв , знаков препинания и словес? И я творил! То что мне диктовали в виде приказов и декретов, я , конечно,
записывал слово в слово, но зато в свободное от штабной работы время я поверял бумаге свои фантазии.


Рецензии
Заполз в рояль по случаю клоп,
наблюдая воинский итог
и золота Колчака финал, –
невольным свидетелем он стал.


Михаил Палецкий   28.02.2024 03:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.