Из истории вокального искусства. Педро Лавирхен

Об одном великом испанском теноре второй половины 20 века.

Педро ЛАВИРХЕН (Pedro Lavirgen) родился в провинции Кордова 31 июля 1930 года.
С детских лет ему суждено было пройти тяжкие испытания: ужасы войны, период жесточайшего голода, а также тяжёлую болезнь - вследствие травмы колена, при отсутствии должного лечения, у него начался туберкулёз кости. Уже после войны Педро три года провёл в больнице, ему сделали операцию и постепенно он стал выздоравливать.
Но после всего этого ему пришлось проявить почти сверхчеловеческое упорство - во-первых, он начал усердно учиться, чтобы наверстать упущенное во время войны и болезни. А во-вторых, после выздоровления у него осталась хромота и он усиленно занимался плаваньем, чтобы организм окреп и проблема стала менее заметной,  хотя впоследствии она всё равно периодически давала о себе знать.
 
В молодости он, получив педагогическое образование, работал учителем и пел в хорах. Затем учился в консерватории Мадрида и в Школе драматического мастерства, а наиболее важное - он встретил своего "главного", настоящего педагога по вокалу - Мигеля Бароссу, который помог полностью раскрыть его певческие возможности и с которым он потом сохранял контакт и самые тёплые отношения долгие десятилетия.

Вскоре Лавирхен начал очень успешно выступать в качестве ведущего тенора в сарсуэлах. А в 1962 году он дебютировал на арене Ла Коруньи в опере "Кармен", с огромным успехом исполнив роль Хозе, ставшую одной из коронных и любимых на всю жизнь.
В 1964 году он уже блестяще выступил в "Кармен" и "Аиде" на сценах барселонского Gran Teatro del Liceo и Teatro Bellas Artes de Mеxico и с этого момента его оперная карьера неуклонно развивалась.

Даже если не всегда первые театры мира одаривали певца тем вниманием, которого он был достоин, его голос, мастерство и то, что принято называть "сценическим присутствием", харизмой, в конце концов,  заставляли их "брать курс на справедливость" - и Лавирхен всё же пел на таких ведущих сценах мира, как Ла Скала, Метрополитен и Ковент-Гарден.
При этом он был настоящим "любимцем" в Лисео (где установил своеобразный рекорд- выступал 18 сезонов подряд) и Венской опере.

Голос Педро Лавирхена обладал удивительным, неповторимым "цветом", а его стиль соединял в себе искренность, страсть и благородство.
Его Хозе и Радамес, Каварадосси и Герцог, Манрико и Калаф, Поллион и Альваро, и другие - это были замечательные работы большого мастера, отличающиеся вокальным великолепием и яркостью интерпретаций.

Поклонники творчества Лавирхена не могут смириться с тем, что даже при его славе и имеющихся наградах, его имя было всё же несправедливо "задвинуто" в тень его более молодыми и коммерчески успешными (говоря теперешним языком, более "раскрученными") коллегами. Они упорно отыскивают "живые" (в основном, так называемые "пиратские") записи выступлений артиста, т.к. среди "коммерческих" можно найти только сарсуэлу.
"Живые" же записи, хоть и не всегда хороши по техническим характеристикам, но зато позволяют хотя бы отчасти ощутить то воздействие, какое оказывал на публику этот великий певец.

Педро Лавирхен прожил большую жизнь - он умер 2 апреля 1923 года в возрасте 92-х лет.


(Материал с музыкальными фрагментами можно найти в журнале "QUI la VOCE" во "ВК")


Рецензии