Настольный календарь
Такой удивительный настольный календарик из пластика на медных ножках с круглым экраном в металлической окантовке
и расположенной по центру крутящейся по оси ручкой.
Прокрутив ручку можно было перенестись в какой-нибудь год. Сделал оборот
и на экране слева сменился год и месяц, а справа появились дни недели, числа.
Но, пожалуй, одной из самых удивительных особенностей этого календаря являлась возможность включить воображение и переместиться либо в будущее, либо в недалекое прошлое. Диапазон позволял совершать воображаемую телепортацию с 1973 по 2000 годы.
В двухтысячном году календарь почему-то обрывался...
Как будто двухтысячный являлся конечной точкой маршрута...
А мне представлялось, что двоечка и три нолика - это какая-то недосягаемая, почти недостижимая, заоблачная дата.
Иногда после сделанных уроков я раскладывал на столе почтовые марки или календарики, которые коллекционировал.
Некоторые календари переливались чередующимися изображениями героев фантастических мультфильмов, таких как: «Тайна третьей планеты», «Шкатулка с секретом», «Контакт». Стоило мне прокрутить ручку настольного календаря и нажать на воображаемую кнопку перемещения во времени, как я попадал в будущее, где летают машины, по улицам ходят говорящие роботы, а дома у меня обязательно живет электронная собака (биоробот) породы эрдельтерьер. Как у Электроника в любимом фильме.
Мой друг Сашка,изобретатель и вообще гениальная голова, когда заходил в гости, тоже вращал календарь. Он рассказывал о том, что уже в 1990 году создаст новый тип автомобиля. Почему-то напоминающий спортивные автомобили из журнала «Наука и Техника». А еще Сашка мечтал создать новый вид постоянно восполняемой энергии и новую лодку для академической гребли невероятно прочную (из кевлара) и почти невесомую.
Как-то раз я спросил у мамы, как она считает, что будет в двухтысячном году? Мама обняла меня и сказала так: «Это еще очень нескоро. Тебе тогда исполнится 25 лет, и все у тебя обязательно будет хорошо. А если обратиться теории научного коммунизма.... Есть такая теория. То в 2000 году обязательно должно наступить что-то вроде всеобщего равенства или благоденствия. По совокупности справедливого распределения равных благ. Почти все должно стать бесплатным. Люди, вероятно, начнут осваивать другие планеты, изобретут новые виды материалов, создадут приборы, способные за самое короткое время преодолевать огромные расстояния. Наука шагнет далеко вперед. И вообще человечество найдет решение любых самых сложных проблем. Бедных совсем не останется, все будут одинаково... одинаково состоятельны. По крайней мере, если действительно поверить этой весьма неоднозначной теории... А как оно случится на самом деле, можно только мечтать»
- И газировка, и мороженое тоже будут бесплатными, и в столовке не нужно платить? -спрашивал я.
- Да, и газировка, и мороженое, и даже молочный коктейль, который ты пьешь в кинотеатре. Наверно, будут бесплатными. В деньгах просто исчезнет надобность. Государство достигнет наивысшей точки своего развития. По крайней мере, если опять же придерживаться Марксистко-Ленинской теории. Все станет общим, а в деньгах, возможно, вообще отпадет надобность, - с каким-то едва уловимым оттенком затаенной грусти говорила мама.
Тогда, в 1982 году, время для меня тянулось очень медленно.
Дни казались долгими, бесконечными.
Так продолжалось вплоть до 1986 года.
Я завидовал взрослым, потому что им не нужно ходить в школу.
Делать эти тягомотные уроки, учиться без троек.
Мне хотелось, чтобы время двигалось быстрее. Гораздо быстрее.
Я смотрел на календарь и пытался представить этот далекий двухтысячный год,
который я так мечтал приблизить.
Да, я смотрел в будущее, вспоминая слова мамы про теорию Маркса и Ленина. О всем
бесплатном, о великих задачах науки и технологическом прогрессе,о грандиозных машинах и великих свершениях.
Шли годы. Время само по себе начинало ускоряться.
Дни и недели пролетали молниеносно, а путь масштабного научно-технического развития все больше и больше деградировал, сужался превращаясь в утопию.
Мы отставали от самих себя образца 60-х, 70-х...
С 86-го постепенно стали рушится наши устремления к чему-то высокому.
Как-то резко отпала надобность осваивать другие планеты, строить какой-то там коммунизм, создавать грандиозные корабли и ракеты. А заводы так вообще оказались на грани исчезновения под ширмой борьбы за экологию. Многое из того, чему нас учили в школе, стало чуждым новому времени. Многое перевернулось с ног на голову и наоборот.
Ускорение времени произошло…
Я заезжал в гости к родителям, в ту самую квартиру на "Гражданке", где прошло детство и юность. Мой волшебный календарик 1973-2000г.г., так и стоял на письменном столе. У меня все было хорошо, как когда-то запрограммировала, внушила мама.
И вот стрелка календаря достигла конечной точки диапазона и окончательно застыла в двухтысячном году. Календарь просто стоял на столе. Пылился, как забытый раритет.
После 2000-го я вообще перестал замечать, как проходят десятилетия, как стремительно они пролетают.
В голову стали все чаще приходить мысли о том, что неплохо бы притормозить время, что не нужно его провоцировать и никуда ускорять.
Хотелось крикнуть: "Стой, время... Притормози... Не гони так быстро. Я ведь ничего не успел! Эй, кто-нибудь, дерните за стоп-кран! Поверните вниз рычаг этого рубильника. Пожалуйста, остановите этот стремительно уносящийся поезд".
Вместо полетов на далекий Марс мир пошел по пути потребительства.
Календарик на моем столе застыл. Безмолвный свидетель великой эпохи и грустных процессов ее разрушения. Застыл в прошлом, без шансов на будущее.
Я смотрел на него и мечтал теперь о возможности возвращаться в лучшие моменты детства. Например, попадать в какой-нибудь год, месяц, день недели, а потом опять возвращаться в настоящее время.
Только вот уже нет никакого желания ускорять ход времени. Крутить ручку, мечтая заглянуть в будущее. Нет никакого желания ничего ускорять...
Теперь есть невыполнимое желание подзадержать часики.
А еще хоть на несколько минут вернуться туда, откуда начинался для меня отсчет волшебного календаря. Хоть одним глазком заглянуть...
А. Смирнов
kbstech.ru
Свидетельство о публикации №224010401051