08. 1. Что есть Наблюдаемая Вселенная

С этой главы начинается «конструирование» картины физического мира. Её построение осуществляется последовательно, итерационно: от представлений сегодняшнего дня до принципиально новой метафизической картины мира, о которой автор заявлял еще в начале работы.
Понимание материала этой главы невозможно без соответствующих иллюстраций, которых будет очень много. В связи с этим глава разбита на несколько частей, каждая из которых будет привязана к своему рисунку или группе рисунков.



                08.1. Что есть "Наблюдаемая Вселенная"


В отличии от космологов-теоретиков, извлекающих представления о физическом мире из своих высокоинтеллектуальных голов, картина физического мира для людей попроще познаётся благодаря астрономическим наблюдениям с помощью угломерных, телескопических, фотографических, спектральных и прочих инструментов.


Ещё в начале ХХ века картина физического мира представлялась в виде звездной системы Млечный путь, размеры которой, как тогда полагали, составляет «бесконечность», равную 300 тысячам световых лет. Для того времени это действительно казалось бесконечностью. Но ХХ век заметно «подправил» эту картину, заполнив физический мир множеством звёздных систем, подобных Млечному пути, которые стали называться галактиками.


 А ближе к концу бурно развивавшегося столетия оказалось, что и галактики не последние крупномасштабные структурные единицы физического мира. Галактики объединялись в местные группы, группы - в скопления, скопления - в сверхскопления.

 Наша Галактика с наиболее крупными галактиками Андромеды и Треугольника входит в Местную группу, состоящую из более чем 100 галактик. Диаметр Местной группы равен 9 - 10 млн. световых лет.

Местное скопление галактик входит в местное сверхскопление Девы размером около 200 млн. световых лет, включающее Местную группу галактик, скопление галактик в Деве и несколько других скоплений и групп галактик. Всего в состав Местного сверхскопления входят как минимум 100 групп и скоплений галактик (с доминирующим скоплением Девы в центре).

Сверхскопление Девы притягивается к гравитационной аномалии под названием Великий аттрактор, считающейся огромным сверхскоплением галактик, которая расположена рядом со Скоплением Наугольника. Всё это вместе входит в структуру, названную Ланиакея. Размеры последней составляют порядка 520 млн. световых лет.

Но теоретики вошли во вкус и этой структуризации им стало мало. Путём компьютерного моделирования гравитационного взаимодействия темной материи с галактиками в крупномасштабном структурировании они пошли дальше сверхскоплений. Они получили такие структуры, как стены, нити, узлы, разделённые огромными пустотами. И современная картина физического мира стала представлять собой пенообразную крупномасштабную структуру, называемую "космической паутиной" (рис.1).


Однако это направление исследования Вселенной вряд ли можно назвать «научным», скорее «игровым». Теоретики забывают, что приближаясь к масштабам, соизмеримым с масштабами наблюдаемой Вселенной, подобные структуры нельзя зреть в одном времени. Хотя, если теоретики способны видеть всю Вселенную в одном времени, то стоить ли заморачиваться на такую малость?

В этом смысле к проблеме изображения Вселенной более научно подошёл аргентинский художник и музыкант Пабло Карлос Будасси. Он методом логарифмического сжатия изобразил концепцию наблюдаемой Вселенной (рис.2). Если на этой картине из центра провести луч, на котором через равные промежутки нанести черточки, то расстояние между двумя последующими черточками будет в десять раз больше, чем расстояние между двумя предыдущими черточками. Это и есть способ логарифмического сжатия. Чем дальше от центра круга, тем большая разница в расстояниях. На всякий случай уточним, что изобразить такую картину в линейных координатах невозможно. При размере Солнечной системы в 5 см, как это сделано на обозначенной картине, вся наблюдаемая Вселенная заняла бы лист бумаги или экран компьютера размером в 350 млн. километров! Это расстояние в полтора раза больше, чем расстояние от Солнца до Марса!

Для реализации своего замысла он использовал множество спутниковых фотографий, сделанных телескопами НАСА, и фрагменты теоретических представлений о Вселенной, отрисованные художником самостоятельно. Эти фотографии и рисованные фрагменты он наложил на астрономические карты Принстонского университета, тщательно распределяя их на плоскости диска. Окончательный, логарифмический вид картина приняла с помощью фотошопа.

На рис. 2 можно наблюдать плоды его интеллектуального труда: от Солнца, расположенного в центре, расходятся внутренние и внешние планеты, пояс Койпера, облако Оорта, звезда Альфа Центавра, Галактика Млечный Путь с одним из рукавов (рукавом Персея), протянутым к галактике Туманность Андромеды, ближайшие галактики, галактики дальнего космоса, упирающиеся в художественную визуализацию «космической паутины» и космического микроволнового излучения. А по краям диска – всплески плазмы, вызванных Большим Взрывом, как его представляет себе художник.


Надо заметить, что не расширяющаяся Вселенная Эйнштейна – Фридмана, а застывшая работа Пабло Карлос Будасси может претендовать на звание «картины мира», воплотившей в себе знания цивилизации о Вселенной в начале XXI века. Полюбоваться полноразмерной версией этой работы можно набрав имя художника "Пабло Карлос Будасси"



Но без ложки дёгтя нам всё же не обойтись.

Во-первых, как это не грустно, но реально такую картину наблюдать невозможно. В Природе нет точки, относительно которой можно было бы увидеть эту красоту. Точка наблюдения должна была бы находиться за пределами физического мира. Поэтому эту картину надо немного подправить, изобразив наблюдателя, в виде автора картины мира Пабло Карлос Будасси, внутри неё. Это значит, что такая картина может быть наблюдаема только изнутри.

Во-вторых, эта картина изображает пространство. А мы прекрасно осведомлены, что удаляясь от центра картины мы уходим в прошлое. И это самое главное, которое потенциально содержится в картине, но на котором обязательно необходимо заострить внимание. И это мы сделаем в следующей части этой главы.

                http://proza.ru/2024/01/10/716


Рецензии
Добрый день Алексей!
С помощью Ваших замечательных произведений пытаюсь осмыслить, понять и представить Великую
Вселенную!
Скажу честно, плоховато получается. Но Вы не виноваты.
Козьма Прутков мне в помощь!
А как подумаю , что кто-то все это создал и расставил в определенном порядке, так и вовсе голова кругом идёт!
С огромным уважением и добрыми пожеланиями,

Алла Сторожева   14.02.2024 10:18     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Алла!
Надеюсь, что когда пойдёт конкретика, то станет яснее.
Я весь в поиске: как более доходчиво изложить материал.
С уважением и пожеланиями творческих успехов, Алексей.

Алексей Кимяев   14.02.2024 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.