ч. 1. Слово о Ландау 22. 01. 1908 - 01. 04. 1968

   
                Внуку Артёму, студенту 2 курса МГУ,
                факультет физики.
Это волнующее событие происходит в каждой семье: ребёнок закончил школу.
Что дальше?.. Пришло оно и к нам. И, хотя у внука замечательные родители, старшее поколение тоже озадачилось. Подсказку дала фраза Артёма:"Физика – это так интересно!»  В домашней библиотеке обнаружилась книга о величайшем  теоретике физики  академике Ландау. Посмотрим, что советовал он? – А что вам больше по душе?

Лев Ландау любил и физику, и химию. Он знал наизусть почти все стихи Лермонтова и даже прозу. Любил читать Пушкина, Гоголя, Некрасова.На сомнение племянницы Майи, что всё запомнить невозможно, он ответил:"Надо тренировать память. Для начала учи стихи.» Ландау считал, что каждый человек может создать сильный характер. Нужно только поставить перед собой цель. Для человека нет ничего невозможного. Для себя он поставил великую цель ещё в юности. Он стал отметать всё второстепенное, лишнее. В беседе с журналистами, став уже всемирно известным учёным, Ландау сказал так:"Я – физик-теоретик. По – настоящему меня интересуют только неразгаданные явления. Это высочайшее наслаждение, это огромная радость, это самое большое счастье, которое суждено познать человеку, – заниматься разгадкой тайн природы.»

Майя Бессараб, автор книги «Ландау. Страницы жизни», получила много писем от читателей. Они просили подготовить книгу ко второму изданию, дополнив её сведениями о родителях, дедах, предках Льва Давидовича. Всем хотелось знать, как появляются гении. Двадцать лет автор искала ответ на этот вопрос, пока не попался ей замечательный афоризм английского писателя Оскара Уайльда:"У человека есть предки не только в роду. Они у него есть и в литературе. И многие из его литературных предков ближе ему по типу и темпераменту, а влияние их, конечно, ощущается им сильнее.» Эта фраза очень подошла к разгадке тайны феномена Ландау. Любимый его герой Жюльен Сорель французского писателя Стендаля. Из его книги «Красное и чёрное» (1831г.) Лев  вынес мысль:"Для человека нет ничего недосягаемого». И он стал похожим на своего героя. Маленький тщедушный мальчик преодолел себя путём напряжения сил и воли. Вывел Ландау и своё определение счастья:"Счастье - это работа,общение и любовь".

История жизни Льва Ландау притягивает, невозможно оторваться.Продолжим чтение. Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908г. в Баку, в семье главного инженера одного из бакинских нефтепромыслов Давида  Львовича Ландау и Любови Вениаминовны Гаркави, акушера-гинеколога. Супруги много внимания уделяли воспитанию детей. В доме жила гувернантка мадмуазель Мари, приходили учителя музыки, ритмики, рисования. Мать научила детей читать и писать. Она заметила необычайные способности сына, его любовь к арифметике и ...упрямство. Музыкой он не захотел заниматься. Сложение и вычитание чисел он полюбил рано: уже в 4 года он писал на дорожке парка длинный ряд чисел, которые складывал и вычитал, называя ответы.

Первым по точным наукам Лев был и в Бакинской гимназии, куда поступил в 8 лет.  Не ладились отношения только с учителем словесности. Это было удивительно. Вы помните, как любил он читать, как учил наизусть стихи. Оказывается, дело было в почерке мальчика, который невозможно было разобрать. После строгого разговора с отцом на уроке была тема:"Лермонтов". Учитель задал Льву вопрос:"О чём думал Лермонтов, когда писал «Герой нашего времени». Он сказал, что ответ может знать только один человек. - Лермонтов. И получает за «легкомысленный ответ» единицу. Более того, учитель назвал его «неудачным сыном почтенного человека». Конфликт обострялся. За сочинение о Евгении Онегине Лев получил единицу. Он недоумевал, что «нельзя сметь своё суждение иметь.» Он написал: «Татьяна была довольно скучная особа»...И ни одной ошибки...

В связи с установлением советской власти началась перестройка  системы народного образования, и гимназии были ликвидированы. В 1920г. семья  приняла решение определить его со старшей сестрой Соней в коммерческое училище. При подготовке к экзаменам Лев обогнал Соню и Тему, ведь в 12 лет он уже умел дифференцировать, а в 13 – интегрировать. Занятия математикой доставляли ему радость, а вот геометрией он не хотел заниматься, считая её примитивной. Экзамены были сданы на «отлично». Лёва, Соня и Тема были зачислены в предпоследний класс училища. Великовозрастные одноклассники посмеивались над маленьким, худеньким мальчиком... Но только до первого урока математики. Все только начинали решать задачу, а он раньше всех решил её двумя способами, а позже решал контрольные чуть ли не всему классу.

Когда в Баку был открыт университет, Лев успешно сдал экзамены и был зачислен на физико-математическое и естественное отделения. Шёл 1922 год. Поразительно! Ему 14 лет, а он уже студент университета! Правда,остался он  только на физико – математическом отделении – оно было ближе юноше.  За 2 года Лев сдал все дисциплины с первого по четвёртый курс и перевёлся в Ленинградский  университет, где работали видные физики Абрам Фёдорович Иоффе, Дмитрий Сергеевич Рождественский, голландский физик Пауль Эренфест. В 16 лет он уже в Ленинграде. Много занимается, так много, что теряет сон. После запрета врача не работать ночью он стал следить за здоровьем и никогда больше не занимался по ночам. Любовь Вениаминовна, приехав в Ленинград, не узнала сына - он стал очень худым и бледным.

Посмотрим, как он отдыхал? Лев стал членом студенческого «джаз банда». Они ходили в Эрмитаж, любили живопись и поэзию, слагали стихи для вечеров, писали скетчи, придумывали шарады. Дау увлёкся Блоком, Гумилёвым. Собирались у Ирины Сокольской.Позже она стала профессором физики Ленинградского университета. Душой компании был Ландау, его любили за доброту, юмор. Так,у него была классификация наук: науки  бывают естественные, неестественные и противоестественные.

Студенческие годы изменили Дау: исчезли робость и застенчивость, он научился не разбазаривать время. Это было влияние коллектива, преподавателей, но больше всего работа над собой, которой владеют только сильные натуры. Лев взрослел. Он понимал, что важнее всего не только сильный характер, но и достойная цель. Его цель – наука, физика.

Дау устанавливал для себя правила, от которых не отступал. Он считал, что молодой учёный не должен пить, курить, жениться. Например, он не брал в рот спиртного, как бы его ни старались уговаривать. Правило не пить ни капли осталось у него на всю жизнь. В застолье ему наливали нарзан или лимонад. Так складывалась линия поведения Дау, которая помогала выстроить собственную жизненную программу. Один из его учеников сказал:самодисциплиной он сумел превратить себя в человека, который смог быть счастлив". Друг Ландау Юрий Борисович Румер вспоминает его, 18-летнего мальчика, который получил последний выпуск «Annalen der Phisik». Здесь он обнаружил первую статью Шредингера по квантовой механике «Квантование как проблема собственных значений». Мальчик ещё не знает, что «наступает звёздная минута его жизни и что этот момент предопределит всё его будущее." Он не всё понимает в этой статье, но она производит на него ошеломляющее впечатление, как и первое знакомство с теорией относительности. Обычно будущий учёный узнаёт о своей науке от старшего учёного. Ландау не мог ни у кого учиться квантовой механике не потому, что не было хороших учителей, а потому, что самой квантовой механики ещё не было.

Он до всего должен был доходить сам. 

Фото:Лев Ландау в 1929г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

            
 


Рецензии
Людмила, у моего сына был частный учитель, когда он учился в Медико-тех-ом лицее в Самаре. Виталий Михайлович, царствие ему небесное, был учеником Ландау.Сын закончил МФТИ, поступил без экзаменов. Вот такая песня!Ландау - великий учёный.Спасибо. С уважением! Анатолий Юнна

Анатолий Юнна   01.03.2024 20:34     Заявить о нарушении
Рада вам, Анатолий! И вашему подробному сообщению о сын! РАДА ЗА ВАС С СЫНОМ!
МФТИ - СЕРЬЁЗНЫЙ ИНСТИТУТ! А ЛАНДАУ - ГЕНИЙ!

ЖЕЛАЮ ВАМ СВЕТЛОЙ ВЕСНЫ! - ЛЮДМИЛА.

Людмила Дементьева   02.03.2024 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.