Тишина
Тишина! Как много эпитетов существует в русском языке к этому слову. Мы знаем тишину таинственную, тревожную, напряженную, настороженную, звенящую, мертвую, гробовую, вечную, невероятную, ночную, продолжительную, непривычную и много других эпитетов. Слава Богу, русский язык богат на прилагательные.
Я хочу добавить несколько эпитетов к «тишине», связанных с музыкой, с концертами, с артистами и с публикой. К этому меня подвигли многолетние наблюдения, связанные с посещениями концертных залов, различных клубов, концертов на открытом воздухе.
Неоднократно бывая в консерватории, в филармонических залах, в оперных театрах я всегда наслаждался тем многолетним установившимся порядком и царящими там ритуалами. Всё, начиная с парадного входа, фойе, стоящих тут и там служителей в фирменной униформе, сразу настраивает на степенное поведение. Даже в буфете публику одолевает интимность в общении, когда негромкая речь каждого не раздражает окружающих. Для частых посетителей такое поведение естественно. Новички, сознательно или случайно впервые оказавшиеся в храме музыкальной культуры, как правило, безропотно принимают эти правила поведения. Можно сказать, что в фойе царит степенная тишина.
Звенит первый звонок, затем второй – зал уже почти заполнен. Под хаотичный аккомпанемент разминающегося оркестра раздаётся лишь лёгкий, ровный шумок. От пробирающихся по рядам слышны негромкие «будьте добры», «извините», «спасибо». Третий звонок! Оркестр замолкает, служители закрывают двери, шуршат кольцами задвигаемые портьеры. Уважительная тишина воцаряется в зале.
И вдруг зал взрывается аплодисментами. Из-за кулис появляется дирижер и решительно направляется к своему рабочему месту. Только оказавшись там, он под одобрительные аплодисменты поворачивается к залу, но, буквально, через минуту уже к оркестру. Зал затихает и вот тут наступает настороженная тишина. В это время все – дирижер, музыканты, публика сосредотачиваются на том, что сейчас должно произойти чудо. Иначе не назовёшь, потому что музыка – это чудо, это послание сверху и, чтобы его понять и принять, надо сосредоточиться, и чтобы никто не мешал, не нарушал гармонию земного и небесного.
Взмах дирижера, оркестр ожил, звучит музыка. В зале благоговейная тишина, все работают, каждый занят своим делом, дирижер – руководит оркестром, музыканты исполняют волю автора и дирижера. Публика тоже работает, потому что слушать музыку, переживать – это работа, это включение в работу всего душевного, психоэмоционального ряда, которым природа наградила человека. Звучит кода, оркестр замолкает. Только что, объятый внемлющей тишиной, зал вновь взрывается аплодисментами, восторгами, одобрительными выкрикиваниями.
А как всё происходит в музыкальных клубах? Там обстановка иная, люди приходят туда поесть, попить, поговорить, пообщаться со знакомыми, с друзьями и заодно послушать музыку. Обычно всё перечисленное происходит одновременно, поэтому в зале стоит постоянный шум, хорошо, если он ровный по уровню. Плохо, когда на постоянном звуковом фоне возникают голосовые всплески, а, если они еще периодически повторяются, тогда кошмар. Особенно ярко такая ситуация проявляется в заведениях, где музыка энергетически плотная, с ярко выраженным ритмом, насыщенном децибеллами. Для рокеров важен уровень громкости, рок тихо не играют, тогда это будет не рок. Громким звучанием музыканты заводят себя и надеются завести публику. И это получается, эмоции перехлестывают через край, возникает негласное, естественное соревнование – музыканты со сцены оглушают зал, а публика начинает еще громче реагировать на происходящее. Получается змея, которая пытается укусить свой хвост. Но всем всё нравится, все кейфуют, такая вот музыкальная культура, ей нужна не тишина, а грохочущее, горластое действие.
В джаз клубах всё обстоит несколько иначе, это утверждение я вынес из собственной практики, возглавляя московский «Джаз Арт» Клуб. Джаз, как и классика имеет сравнительно небольшую аудиторию в масштабах всей музыкальной индустрии. Так дело обстоит не только в России, но и в других странах, даже на родине джаза в Америке. В джазовые клубы приходят искренние ценители и знатоки джаза, а также разная публика, кто-то воспитанный на папиных пластинках, кто-то просто любит иногда послушать джаз. Публика ценит в джазе мелодичность, разнообразие ритмов, гармоний, обожает свингующих музыкантов, восхищается мастерами импровизации. В джаз-клубах демократичная обстановка, свои эмоции люди выражают по-разному – одобрительный свист и возгласы – принятое выражение восторга. Но иногда можно увидеть и услышать совершенно иное – удивительную тишину во время выступления. Не звучат аплодисменты после сыгранных сольных партий, любые озвученные проявления эмоций у публики отсутствуют. Что случилось? Зазвучала Музыка с большой буквы, и публика сразу поняла, что невозможно нарушать эту красоту звуками, тем самым разрушать музыкальную ткань, бережно создаваемую музыкантами. Наблюдая в этих моментах за публикой, я всегда отмечаю сосредоточенные, одухотворенные лица слушателей. Часто такая реакция возникает при исполнении баллад, именно в них звучит магия музыкальной речи, переживания композитора и аранжировщика. Эту магию пытаются донести до публики музыканты. И бывает, что доносят, свидетельством тому колдовская, чарующая тишина во все время исполнения произведения.
После многочисленных наблюдений я пришел к важному открытию, которое на самом деле лежит на поверхности. Первопричиной является сама музыка, музыканты ее исполняющие. Если музыканты своей программой, своим исполнением заставили публику погрузиться в музыку, переживать, стать молчаливыми соисполнителями, тогда в клубе возникает магическая тишина. Замолкают самые говорливые, самые безразличные. Если этого не произошло, тогда музыканты на сцене сами по себе, а публика в зале сама по себе. Нет контакта, а это главное – связь между сценой и залом.
Благоговейная тишина во время исполнения и жаркие аплодисменты после него – это две самых важных оценки музыкального качества композитора, аранжировщика и музыкантов, которым публика выражает свое уважение и благодарность.
Свидетельство о публикации №224010401591