Мнемотехника

Психология

термин «фантазия» — латинский и в переводе на русский буквально означает просто «многомерность», но это уже претензии к «отцам» нашего любимого «Ватикана»…
То, что вы видите своим мысленным взором, — это ваша личная реальность. Если ваш ум заполнен мыльными операми, то они и есть ваша личная реальность, а если ваши мысли устремлены к Божеству, то вашей реальностью является это Божество”
Под слово “Божество”  можно подставлять любой аспект жизни (Деньги, Отношения, Работа, Дети и т.д.). Один из законов энергообмена гласит “За вниманием всегда следует энергия”. То, на что направлен ваш фокус, взор, то и будет преобладать в жизни.
Попробуйте протестировать этот закон следующим образом:
вспомните, как часто в повседневной жизни вы встречаете черную собаку? Смогли отследить?    Не думаю, что удастся с ходу ответить (ну только, если вы не владелец черного пса).   А теперь в течение трех дней наблюдайте за своим пространством на аспект черной собаки:  подумайте о ней всего три раза - утром, днем и вечером, и через три дня вы увидите,  что ваше пространство заполнено черными собаками (вы начнете замечать их повсюду и в любом виде - нарисованными, живыми, игрушечными, заснятыми в фото или видео...). Если не нравится идея с собаками, то по аналогии можно проделать опыт с другим объектом, например, с розовым слоном (это не имеет значения). Вот увидите, результат будет таким же.
А теперь подумайте, что вы множите в своей жизни так же, как мысли в течение трех дней о слонах или собаках?? Мысли о долгах? Или о чувстве вины, стыда? О том, что вам не везет, например? Или что маленькая зарплата...?
Где ваш фокус внимания?
Так причем же здесь Сатурн, спросите вы.   При том, отвечу я, что с начала 2020, когда он взошел в Знак Зодиака Козерог, в свою Обитель, мы все сфокусированы на тотальном напряжении, на ограничениях, на лишениях. Кто-то лишился прежней жизни, кто-то любви, кто-то работы или страны. И каждый из нас уповает в этих стенаниях на судьбу, бога или правителя того или иного государства.
И практически никто не думает, что причина всех текущих невзгод в нем самом.
Да-да. Причинно-следственная связь под названием Карма (коей является Сатурн) при углубленном изучении личного дела каждого подтверждает этот факт. Если вы имеете мало денег, значит, вы, либо мало работаете, либо занимаетесь не своим делом, с которым вы генетически не совместимы.  И вместо того, чтобы думать об этом и страдать (умножая, тем самым, вокруг себя обстоятельства, которые создают маленький доход и чувства неполноценности), важно посмотреть на себя и подумать: “Где я себя обманываю? Что боюсь потерять/обрести, держась за эту работу? Когда я себя предал/-а? Почему я себя на столько не люблю, что заставляю себя делать то, что ненавижу, там, где меня не ценят, общаюсь с теми, кто меня не принимает?”
По этому же принципу можно раскрыть истинную причину любого вашего “страдания”.
И задача всего этого процесса (транзита Сатурна по Козерогу 2020-2023) - заставить каждого человека столкнуться со следствиями и их причинами, дабы переосмыслить себя, свое поведение и мировоззрение, и встать, наконец, на свой Путь.

"Странствуя по своей Дхарме"
Что есть “свой Путь”?
Это исследование себя, как личности, как ролевую модель в той игровой реальности, в которую вы себя погрузили. Осознание и понимание “А какого мне в этой роли? Счастлив/-а ли я? Что я чувствую на протяжении этих двух лет и почему? Что мне вообще нравится, а что я ненавижу? Мой партнер действительно мой, или я держусь за эти отношения, потому что уже привык/-ла? А моя работа доставляет мне удовольствие? Позволяет ли на полную реализовывать мой потенциал? Или я умираю, каждый день на ней только потому, что 5 лет отучился в вузе, и теперь жалко бросить?”

Свой Путь — это четкое знание себя, своих сильных и слабых сторон, своих суперсил, которыми вы владеете в совершенстве. Это ваши таланты, страсти, от взаимодействия с которыми у вас мурашками кроет тело, захватывает дух, а результат этих дел приводят вас в состояние неги, удовлетворения и осознания себя на своем месте. Это разрешение самому себе делать то, что нравится, к чему лежит душа с детства.
Свой Путь — это тонкое чувствование своей интуиции и позволение себе следовать за ней. Это проживание всех эмоций, которые рождаются в вас, ведь эмоции — это индикатор вашего комфорта и безопасного пребывания здесь (и, да, они не бывают плохими или хорошими, они либо есть, либо их нет, ровно так же, как и вы не становитесь хорошим или плохим, когда испытываете радость или гнев соответственно).
Если попробовать описать все это одним словом, то
“Свой Путь” — это ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.
И главная задача каждого человека на Земле - осознать свое собственное уникальное Предназначение и проявить его в Мир.
А подобный период, который идет сейчас, это всего лишь цикл, который происходит каждые 30 лет, когда Сатурн огибает Солнце вокруг своей оси и вновь возвращается в свой дом - Козерог. Цикл, который способствует к пробуждению человечества к себе, заставляя каждого человека, группу людей, целые государства осознать истинные ценности, понять свои собственные потребности, выйти из колеи системы, и вернуться к своим истокам, к себе, своей генетике, к причине, по которой каждый из нас был создан.


К своему Предназначению.

Никто не выйдет из этого цикла прежним (вспомните, например, события 30-летней давности, все, ли и всё ли остались прежними после распада СССР?). Каждого коснется трансформация под гнетом Сатурна. Но кто-то пройдет этот путь с пониманием ее причин, стойко, и сделает выводы, трансформируясь и адаптируясь, а кто-то будет сопротивляться до крови, сбивая кулаки в битве и горло в стенаниях о “несправедливости” бытия. И каждый выйдет из него со своими результатами - следствиями своих действий, мыслей, слов и принятых решений.
Выбор только за тобой, с какими следствиями в 2023 году, по окончании транзита, выйдешь ты?
P.S. Время на осознания еще есть, но его не так много на действия, как кажется.

МНЕМОТЕХНИКА

Метод помогает запомнить практически любой объем информации быстро и без усилий. Это такой своеобразный “взлом” мозга. И мнемотехинкой пользовался не только Иосиф Сталин. Ее использовали такие исторические личности, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Моцарт, Никола Тесла, Наполеон и многие другие.
Естественно, обучить этой технике в одной статье невозможно. Если бы она была предельно проста, ей бы пользовались все и суперпамять не была бы особым преимуществом. Сегодня я расскажу про 3 простых способа из этой системы, а дальше, если вам интересно, стоит проштудировать интернет и найти курсы. Сейчас полно бесплатных материалов и видео-уроков. Было бы желание, а способ получить знания найдется.

Метод историй

Суть этого упражнения состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем тридцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Метод «Цепочка»

Чтобы запоминать по этому методу мнемотехники, надо соединять образы между собой. Необходимо буквально нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При дальнейшем воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу. Снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали. Звучит мудрёно, но на практике вы поймете, как это работает.

Мозг ничем не отличается от мышц рук или ног. Его надо качать. 

Метод Цицерона

Суть этого приема в создании в воображении пространства с опорными образами. Другие названия техники : дворец памяти, метод римской комнаты и известная любителям сериала про Шерлока Холмса, "чертоги разума".
Необязательно создавать пространство с нуля. Вы можете представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (холодильник, письменный стол, шкаф и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. Буквально "походите" у себя в голове по этой территории.
К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (прямо как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера выбранной локации и тренированности.
Образы можно менять. Многократно запоминайте новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае нужно сделать перерыв.

Тренируйте память и вам не понадобиться постоянно записывать! | Фото: моя околица.рф
Я уверен, что наш мозг — это настоящее чудо. Изучать его нам не переизучать еще не одно поколение. И главная задача любого разумного человека — постоянно практиковать прокачку своего серого вещества и не давать ему расслабляться. Пока работает наш мозг, мы молоды! Не забывайте об этом!
В комментариях буду рад узнать от вас новые техники работы с разумом. Расскажите, какими методами вы пользуетесь и как прокачиваете свою голову.
Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме  - одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые – из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.
Тем не менее практики уверяют , что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите  несколько языков.
«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки.
А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника.
Мнемотехника - совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».

Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.

К.Д.Ушинский писал:  «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно по этой причине , когда я преподавал дисциплину:»Цифровые системы коммутации», для своих студентов. Я заранее рисовал на бумаге, сложные схемы и алгоритмы. Прошло много лет. Но встречая  бывших учеников, слышу , что  мои рисунки, им помогли и в институте, и на  производстве.

«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка, и весь текст, таким образом, зарисовывается схематично.  Глядя на эти схемы - рисунки ребенок  легко воспроизводит текстовую информацию».
К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения.
Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.
Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе.
Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты».
Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»

«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
; кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов),
; запоминание последовательности
; и закрепление в памяти.
Но фундамент мнемотехники - ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании - научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники.
В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация.
Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.
Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами.
Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:
1. Ассоциация – это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
 
2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной.
Чем более необычную ситуацию вы создаете, тем сильнее она врезается в ваш мозг. Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху.
3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств, чтобы  как можно ярче представить себе картинку.
4. Ассоциация должны быть смешной – пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.
Для эффективного   запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.

«Например, вам нужно запомнить два слова: «конница» и «чердак».
 Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу – стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно – что мы тут забыли?» - и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».
Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты  или выучить иностранный язык.
«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»

Приемы мнемотехники .

 «Цепочка» – один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим.
Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д.
Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.
Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка, и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр... и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными. Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.
 
Прием «Матрешка. Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа, - «красавица и чудовище».
 

Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел.
К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-"вешалок": 0 – бублик, 1 – кол, 2 – лебедь, 4 - стул, 8 - снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль – соль, два – сова... Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю.
Вуаля - номер телефона отложился в памяти надолго.

Метод Цицерона. Согласно легенде, Цицерон, когда готовился к своим речам, прогуливался и мысленно размещал везде важные пункты своего выступления.
Потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.
Этот метод поможет вам запоминать слова на уроке английского, последовательность событий в уроках истории, новые понятия на уроках биологии и химии. В любом предмете можно найти применение. Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите, дома, на работе, в классе. Итак, вы выбираете 10 предметов, которые будете использовать для запоминания. После этого к каждому предмету придумываете предмет для запоминания. И ассоциацию к нему. Например, вы берете слово в английском языке и придумываете, как оно связано с цветком на подоконнике.
 
А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?
«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов  за один день».
К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» - подушка. Подбираем звуковую ассоциацию – «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны –
а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.
Так, применив  правила построения ассоциации, мы запомнили английское слово.
На воспроизведение этого рассказа в памяти, вам достаточно 3 секунд. И когда вы будете слышать слово «пиллоу» («pillow» )  – вы будете вспоминать сочетание «рыба-пила», и оно крючочком «выцепит» из памяти слово «подушка».
Если обратиться к теории, то в мнемотехнике используется три вида ассоциаций: звуковая (пиллоу-пила), смысловая (конница и чердак) и визуальная.
Последняя используется на уроках в начальной школе.
 «Трудные для написания, словарные слова представляем графически: например, слово «кассета» можно нарисовать как кассету, в отверстиях  которой спрятались две буковки «С».
Примеров визуальной ассоциации множество:  в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко» можно запомнить, нарисовав ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда. Даже правила можно нарисовать. Например, правило «Частица «не» с глаголами пишется раздельно» изобразить в виде футболиста - глагола, отбивающего мяч - частицу.
А если необходимо запомнить какие-то даты, то можно использовать цифры-образы, которые можно нанизать, как бусинки, на нить своей памяти.
Например, год взятия Казани Иваном Грозным (1552) изобразить так:  единичку - в виде копья, пятерки – звезды, сверкающие на шлемах русских воинов, двойка – лебедь, летящий с башни Сююмбике. Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий, придуманных для цифр рисунков, составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, запоминая таким образом. А благодаря мнемотехнике  информация запоминается сразу, но ее потом нужно, следуя определенному алгоритму, повторять.
«В мнемотехнике, как и в любом другом навыке, важно регулярно тренироваться.
Ведь память - это же мышца, которую нужно всегда поддерживать в тонусе.
Я советую заниматься регулярно. Со временем это войдет в привычку,  и вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше. Я всегда говорю своим ученикам, что чудес лучше не ждать. Чтобы получить желаемый результат, нужно хорошенько поработать».
 
 


Рецензии