Степная ведьма Шулма

  Мой дед Андрей Захарович ходил не спеша, на деревянном протезе, который скрипел при ходьбе и гулко стучал по деревянному полу. Прожив тяжёлую жизнь, тем не менее, был добрый, никогда в жизни не пил, не ругался матом, когда сильно сердился, мог только сказать: «ёж твою дать!». Это было его самое крутое выражение, которое только могло сорваться с его губ. Он не был набожным, церковь почти не посещал.
 
  Умел он рассказывать сказки, иной раз слушаешь его, слушаешь, и уснул уже, снятся тебе Иван Царевич, несущийся через поля, через леса в Тридевятое царство за молодильными яблоками. А по утрам мы степенно ходили с ним на край Большого Извоза смотреть, как пастух собирает стадо коров и гонит их через брод речки Мурня в займище.
 
  Одну из его сказок, про степную ведьму Шулму (ударение на последнюю гласную), я и хочу вам рассказать сегодня. Это сказание среди местных жителей сохранилось, видимо, ещё с тех времён, когда данную местность населяла татаро-монгольская Орда, две столицы которой Сарай-Бату и Сарай-Берке были раньше выше и ниже по течению реки Волги от нашей местности.
 
  Однако, со временем это сказание слегка видоизменилось под местный колорит, сохранив только внешний облик степной ведьмы. Выглядела, демон Шулма, в виде красивой молодой девушки, только задняя половина тела была телом белой коровы. Длинный белый хвост заканчивался рыжей метёлкой волос, копыта на ногах угольного цвета, волосы на голове как верблюжьи хвосты, такие же рыжие, из волос Шулмы торчали огромные коровьи рога.
 
  Была она когда-то красивой дочерью уважаемого в степи человека, но от избытка возможностей, совершила десять самых грязных и чёрных грехов, после которых человек превращается в злого демона. Самыми чёрными грехами у людей степи считались: кража, ложь, ссора, скверные мысли, зависть, сплетни, обиды – причинённые другому человеку, разврат, неверие и убийство человека. Совершивший всё это, становится вечным рабом Дамба-Дарджжи, который превращает женщин в степную ведьму Шулму, а мужчин в степных чертей Чуткуров, прислуживающих ей.

  Увидел, что кружит в степи смерч-суховей, беги от него, это в вихре танца кружит Шулма, а вокруг неё в бешеном круговороте несутся её Чуткуры. Не дай вам Бог, сбившись с пути в бескрайней степи, в ночное время, пойти за блуждающими огнями. Эти огни называются «Тургайские», с помощью которых закружат по степи демон Шулма и Чуткуры (черти) путника, заведут обязательно в гиблое, глухое место, отнимут силу и волю к жизни. Лучше остаться на месте и с восходом солнца отыскать пропавшую в темноте дорогу.

  Если выехать из Владимировки в сторону Капустина Яра то, не доезжая Куркина ерика, слева будет малозаметная дорога в сторону реки. Там сейчас расположено небольшое поселение Дмитриевка. Ранее у него был владелец граф, один из фаворитов Екатерины II, по фамилии которого оно называлось Зубовка. Жители поселения были крепостные крестьяне графа Зубова, держал он там свою псарню с породистыми собаками, заставлял молодых кормящих крестьянок поить своим молоком щенков этих собак.
 
  Жил у него в Зубовке, на правах вольного человека, один знахарь по имени Дмитрий. Хоть был он уже стар и с трудом передвигался по земле, но знал как какое животное и чем лечить, помогал и людям справляться с недугом. За это его любили и уважали в поселении. Вставал он ещё до восхода солнца и медленно шёл собирать различные полевые травки, с помощью которых и лечил животных и людей. Пришло его время – отправился он тихо в мир иной. Похоронили его на местном погосте, на краю обрыва, над затоном Куркина ерика.

  Показалась на горизонте туча чёрная, гонит её ветер в сторону реки, вот она закрыла собой уже солнце, сверкнула молния, грянул гром, и хлынул проливной дождь. Опять блеснула молния, на смену дождю налетел на Зубовку ураган с вихрем, часть соломенных крыш сорвал с хат, разогнал ребятишек и живность во дворах. Это Шулма со своими прислужниками налетела из степи.
 
  Повадилась она детишек малых воровать у родителей, как увидит в поле молодую женщину с ребёнком, пока мать работает на пашне, ребёнок на меже играется. Налетит Шулма пыльным вихрем, засыплет глаза матери землёй, пока та протрёт глаза, а нет уже малого дитя, хоть кричи, хоть свищи – пропало дитё.

  Как не береглись люди, закрывали детей по хатам, так Шулма хаты вихрем валила, хилые оконца выбивала, а утаскивала детей. Что делать сельчанам? И молились они и к ворожеям и старым колдуньям в Верхний Хутор на поклон ходили за советом – ничего не помогало.

  Однажды, убитая горем мать, пришла на могилу умершего знахаря Дмитрия. Упала на могильный холм и зарыдала горько, моля у него совета. Незаметно для себя заснула, так как несколько дней и ночей провела в поиске пропавшего ребёнка.
 
  И явился к ней во сне старец Дмитрий, посочувствовал её горю, пожурил, что раньше не пришла, и дал совет. Боится эта степная ведьма только двух вещей: обычной верблюжьей колючки и не переносит духа козла, бежит от него как чёрт от ладана. Посоветовал старец ещё установить в Верхнем Хуторе церковь и освятить её на Покров. Должна она помнить и передать людям, как только крест с этой церкви упадёт и провалится под землю, а могила его рухнет в воды затона Куркина ерика, случится беда – опять вернётся степная ведьма и будет изводить род людской на этой земле.
 
  Очнувшись от тяжёлого сна, молодая женщина побежала в селение, собрала народ, передала совет старца. Побежали женщины искать в степи верблюжью колючку и рассаживать её вокруг посёлка. Мужики поехали на телегах к ближайшим рынкам покупать коз с козлами.
 
  К вечеру всё было готово, посёлок занял круговую оборону. Поздно вечером явилась Шулма за очередной жертвой, кружась в вихре смерча, глянула на посёлок, а вокруг него верблюжья колючка ощетинилась острыми иглами, а у крайней избы блеет козёл с огромными рогами, бьёт копытом и трясёт бородой, издавая вокруг себя омерзительный для неё дух.

  Взревела Шулма диким ором, загорелись глаза демона красным пламенем, из ушей чёрный дым повалил, будто степной пожар разгорается. Ударила степная ведьма своими рогами об землю, образовался на том месте овраг, отделивший огромный кусок земли с поселковым кладбищем на нём от материковой степи. Устояла та земля на месте, не рухнули могилы в воды затона Куркина ерика. Погрозила кулаком Шулма побелевшим от страха людям, и унёс её ураган в степь за реку Урал. Больше она никого не беспокоила.

  Вздохнули жители посёлка, каждый поблагодарил в душе мудрого старца, в знак благодарности упросили власти переименовать своё поселение из Зубовки в Дмитриевку, а так как помещика графа тоже звали Дмитрий Александрович Зубов, получили они на это соизволение от него. Поставили церковь в Верхнем Хуторе, освятили её на Покров, и стало это село именоваться Покровка.
 
  Вот такую мне сказку рассказал мой дедушка. Церкви в селе Покровка уже нет, а кладбище у Дмитриевки ещё стоит, зависнув над затоном. Овраг, отрывающий землю с погостом от степи, с каждым годом всё глубже и глубже. Помните об этом, люди!


Рецензии