Джакометти

Альберто Джакометти – «Шагающий человек»

 К середине двадцатого столетия в авангарде философской мысли стояли писатели, осмысляющие человеческое существование в данный исторический момент: Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. В основе их мысли лежала идея "экзистенции", то есть сознательного проживания и переживания человеком своей жизни. Согласно их убеждению, экзистенция осознаётся человеком в момент пограничной ситуации, такой как угроза смерти. Только осознав экзистенцию - своё личное бытие, человек осознаёт и свою персональную ответственность за каждое совершённое им действие, что ставит перед ним вопрос свободы выбора.
 В изобразительном искусстве взгляды экзистенциализма наиболее ярко воплотил швейцарский художник, график и, в первую очередь, скульптор Альберто Джакометти (1901-1966). Сын художника-импрессиониста Джованни Джакометти, Альберто с детства проявил увлечение искусством, однако его ранние работы испытали влияние кубизма и сюрреализма, и позднее он отрекается от них, обозначив их как "полный тупик". Вторая Мировая война оказывает решающее влияние на становление Джакометти как художника экзистенциального и гуманистического мироощущения.
 Формально работы Альберто Джакометти позднего периода можно отнести к экспрессионизму, поскольку они сфокусированы на эмоциональной составляющей автора. Его одинокие и вытянутые фигуры людей и животных тонко передают чувство заброшенности и беззащитности человека в окружающем и априори враждебном ему мире. Одиночества и заброшенности не только среди других людей, но и во всём пространстве космоса, где после двух кровопролитных войн уже не могло остаться места никакому Божеству, на которое мог бы уповать и которому мог бы молиться человек.
 "Шагающий человек", созданный в 1961 году, и ставший первым из серии подобных статуй, наиболее полно отразил как отчаяние, так и надежду послевоенной эпохи. Куда идёт этот несчастный человек? Наверное, подобный вопрос невольно закрадывается в голову любому, кто смотрит на сгорбленную, измождённую и истончённую, словно пережившую Освенцим, обнажённую фигуру, столь хрупкую и беззащитную в широком пространстве музея или улицы. Наверное, им же задавался и автор, только подразумевая не конкретного человека, но всё человечество - измученное, ослабленное, лишённое идеалов и надежд, и вынужденное, чтобы продолжать своё существование, выстраивать новые. В пекле войны уничтожен фашизм, но множатся и ширятся тоталитарные режимы по обе стороны океана. И вместе с тем растут всевозможные течения за права и свободы. Человечество восстаёт из руин только что прошедшей войны, но уже наращивает атомное оружие, грозя вновь стереть все достояния цивилизации под радиоактивным пеплом. И вместе с тем открывает для себя космическое пространство, развивает компьютерные технологии, разрабатывает вакцины от смертельных заболеваний. Quo vadis, humano?
 Фигура, выполненная из бронзы, с одной стороны отсылает нас к прошлому, ведь именно в период бронзового века начинается развитие первых городов-государств, появление письменности и развитие оружия (да и на творчество самого Джакометти оказало влияние первобытное и архаическое искусство), и в то же самое время бронза - неотъемлемый материал современности, без которого невозможно авто, авиа и судостроение. Человек Джакометти идёт из прошлого, сквозь настоящее, к неведомому будущему, неся груз своей ответственности за то, каким оно будет.
 Друг Альберто Джакометти, Жан-Поль Сартр сказал: "Человек осуждён быть свободным", к чему Джакометти мог бы добавить "и пройти свой путь".

ноябрь 2021


Рецензии