Три товарища, девушка и автомобиль
Щемящие звуки джаза. Кларнет. Саксофон. Труба. Ресторанчик. Бурлит толпа завсегдатаев. Появляется Роберт Локамп (Александр Гончарук). Он вызывающе современен – в джинсах и кожаной куртке (может хоть сейчас выйти на улицу и затеряться в толпе), по контрасту с массовкой, опирающейся на второстепенных персонажей романа – уже одетой по моде 1930-х- 40-х годов – чуть гротескной, с вздыбленными волосами и бутафорскими носами у мужчин, в фантастических шляпках и увеличенных плечах- у женщин. А то и вовсе в толщинках, создающих “большую” женщину. (Судя по всему, это образ мира, воплощающий чьё-то моновидение - Роберта? Или авторов спектакля?) Где-то позади – группа штурмовиков, ещё не ставших хозяевами города. Антураж времени – между между Первой и Второй мировыми.
Здесь много визуальных образов из кинематографа тех лет. Скажем, господин Хассе – Дмитрий Васёв – с чаплинской пластикой, в узнаваемом мешковатом костюме и с чаплинской печалью на лице, с лёгкой иронией по отношению к себе. Белокурая певица – Анна Сырчикова, в образе Марлен Дитрих (мужской костюм и цилиндр из “Голубого ангела”) — звезда местного кабаре. Можно угадать и “Человека из ресторана” (Анатолий Смоляков) в бессловесном официанте с лицом-судьбой.
Несмотря на драматизм отдельных музыкальных номеров и реплик, здесь царит атмосфера праздника – по законам жанра. Никакого быта. Участники массовых сцен превращаются в своеобразный хор, который будет комментировать, наблюдать, сопереживать главному герою и его истории любви (мгновенно вспыхнула ассоциация с “Жизнью человека” в Т-Т). Вся эта прекрасная массовка индивидуализирована – персонажей много, они носят фамилии, для них написаны музыкальные номера и оставлены реплики. Но понять – кто они такие, и что их связывает с главным героем – довольно сложно, не перечитав романа. Тем более, ни одна сюжетная линия не разворачивается до конца (так мы никогда не узнаем, чем закончилась семейная история четы Хассе).
Продолжается представление героев спектакля, и на сцену выпархивают два очень лёгких персонажа – в светлых одеждах и каких-то легкомысленных шляпках. Не сразу приходит понимание, что эти два товарища – Петерс (Антон Девятов) и Майер (Даниил Ахматов) –уже погибли в Первую мировую, но остались в сердце и памяти Роберта. Поэтому они будут появляться в самых ключевых моментах сюжета - предостерегая, советуя, утешая. Грустные и светлые, навсегда мальчишки. И в каком-то смысле, они с Робертом – тоже “три товарища”.
Второе место действия – авторемонтная мастерская Кестера и Ленца. Она встречает зрителей экспрессивным музыкальным номером, исполняемым на ударных (в данном случае их заменяют бочки из-под горючего). (Память опять подбрасывает воспоминание – незабываемый номер на кухонных ножах из мюзикла “Карлик Нос”). Здесь другая атмосфера – автомобили, гонки, товарищеское взаимопонимание. Они тоже вне времени – эмоциональный Ленц (Марат Мударисов) и невозмутимый Кестер (Иван Вильхов), современные ребята – в меру предприимчивые, в меру честные, неунывающие и верные в дружбе. Всё-таки жаль, что в спектакле их маловато. Остались только гонки, знакомство с Пат, да сочинённая наполовину сцена-клоунада прогулки с “девушкой лучшего друга”. Выпали – и сумасшедший поступок Кестера (когда он привёз доктора по непогоде и бездорожью), и гибель Ленца. Зато освободившееся в спектакле место занимает ещё один друг – машина Карл. Совершенно неожиданно, Карл здесь очеловечен: облик в стиле стимпанк, хриплый голос, седая грива волос. Альберт Макаров очень харизматичен в роли “старины Карла” – у него своя тема, и он замыкает дружеский круг мужчин. Отдельное место занимают подлинные старинные автомобили (гордость театра) и сцены гонок. Автомобили, действительно, хороши (Карл, видимо – опель). Но, поскольку они не могут в условном пространстве сцены развернуться в полную мощь и устроить настоящие гонки, движение их показано условно и по вертикали (конечно, в этом можно разглядеть свой философский смысл – они движутся по вертикали сверху вниз, от неба к земле, не имея возможности воспарить в небеса, им не дано – в отличие от людей). Но динамику гонок приходится отыгрывать хореографически – состязанием двух групп танцоров – юношей и девушек (винтики, колёса и гайки состязающихся машин), а автомобили остаются чудесным, стильным – но антуражем.
А что же Роберт и Пат? Роберт – наиболее подробно исследованный персонаж в спектакле. Ну это объективно – мы о нём знаем больше, чем о других: о его военном прошлом, об отсутствии перспектив на будущее и призрачном настоящем (только друзья, машины и ром), а остальное – временные подружки, разнообразно несчастные соседи, являющиеся в ночных кошмарах окопы и убитые товарищи. В Роберте – Гончаруке есть обаяние, надёжность, но и какая-то мягкость, открытость. Именно она и привлекает к нему Пат, делает его открытым для новых чувств. Они встречают друг друга то ли на гонках, то ли в ресторане (в спектакле это не совсем понятно, но какая разница, в конце концов). По законам жанра, девушка одета в красное вечернее платье со шлейфом – её сразу должно быть видно. Эва Мильграм играет девушку – мечту, облако, райскую птицу. Пришедшую из ниоткуда и ушедшую в никуда. В неземных бальных платьях, элегантных шляпах и брючных костюмах, с серебристыми кудрями и серебристым смехом. Голливудский образ хрупкой принцессы. В конце первого акта (одна из лучших сцен спектакля) Пат взмывает вверх в лодке, и этот момент счастья уносит её всё дальше вверх, к богу. Здесь вертикаль – момент вознесения духа. И это как репетиция её второго – настоящего – ухода в небеса, который будет в финале.
Второй акт – санаторий. Здесь всё бело и призрачно. Странные бесплотные фигуры, во главе с Антонио (Александр Сизиков) – пациентом, напоминающим белого эльфа с вкрадчивой походкой. Опять много новых персонажей, из которых более других запоминается Берг – Сергей Детков – своей нелепой и удивительной историей выздоровления. Он очень бытовой, конкретный и существует на контрапункте с этим царством призраков. Но действие концентрируется на Роберте и Пат, практически не отвлекая от их последних дней и минут. И актёры играют здесь сильно и обманчиво ”легко”, не перегружая зрителей переживаниями и трагизмом ситуации. Он и так присутствует - в паузах, в недомолвках. И, конечно, в музыке.
Музыкальная и визуальная составляющая здесь приоритетны. Спектакль пропевается и протанцовывается актёрами — азартно, на серьёзном профессиональном уровне. Звучит «живой» оркестр. Лейтмотивом первого акта, собравшего все основные ритмы «ревущих 20-х», я бы назвала тему «Есть пока ещё / Три товарища» и арию Карла «Мы застряли навек в промежутке / Между грохотом двух канонад», а второго — конечно, «Танец, танец...» («Хор обречённых»). История отношений Роберта и Пат тоже раскрывается нам посредством музыки — через арии и дуэты. Начало: «Давай не будем вспоминать, загадывать вперёд»; «Какое счастье — жить!» - кульминация; «А потом не расстанемся мы до скончания века» - надежда ; нежность - «Вот она спит на плече моём». И расставание: «Любимый мой, я вовсе не тоскую»...
В финале кровать с умершей Пат взмывает вверх, унося её навсегда, вместе со счастьем и любовью. Роберт остаётся на земле. Спектакль обрывается резко и неожиданно, отсекая от нас героя падающим занавесом, будто давая ему возможность остаться наедине со своей потерей.
Свидетельство о публикации №224010401774