Доверяй, но проверяй

Между нами говоря
С Олегом мы знакомы давно, еще с тех пор, когда предприятия были государственные, советские и мы с ним работали на одном заводе, но в разных отделах. Но знакомство это у нас шапочное, если исходить из общепринятого понятия этого выражения, связанного с русским этикетом. Раньше у мужчин среди высших сословий было принято приподнимать шляпу при приветствии, в том случае, если встречались знакомые. И только друзья пожимали друг другу руки. И только близкие родственники при встрече обнимались. Выражение «шапочное знакомство» говорит о том, что двое практически не знают друг друга и пока их отношения на уровне приятельских, не более. У нас все ограничивалось приподниманием шляп. Я даже не знал тогда его фамилию, хотя иногда, собравшись у меня в лаборатории, приходилось вместе с друзьями выпивать по чарочке в заводской инженерной компании, за здоровье того или другого именинника или обмывать авторское вознаграждение за сделанное изобретение. Там он был главным выступающим, рассказывал какие-то фантастические истории своей биографии, где видел себя незаурядным специалистом в разных сферах деятельности. По его словам везде, куда он ни устраивался на работу, ему предлагали то начальником патентного отдела, то парторгом, с одновременным принятием его в члены КПСС, то главным инженером или энергетиком, и кучу еще всяких должностей но неизменно он оставался фотографом в  отделе информации.  Какой он национальности как-то даже не возникало вопроса.  Родиной его была Латгалия, разговорный язык у него был русский. Но кроме фотографий он нелегально занимался ювелирным делом и мог на заказ сделать какое-нибудь колечко, вставить в колечко камешек, а кроме того, занимался ремонтом часов и тех же фотоаппаратов.
      Но вот речи свои он то ли сочинял на ходу и очень неплохо, то ли делал дома заготовки и здесь их озвучивал. Все видели, как он врет, но поскольку делал это мастерски, артистично то его не перебивали и не укрощали. Потом заводы закрылись, на их месте возникли разные бизнес-проекты и склады, а люди разбрелись, кто где нашел какую-то работу уже у частников, иногда у своих бывших коллег, как-то неожиданно быстро оказавшихся платежеспособными для покупки целого производственного цеха вместе с оборудованием, и в прежнем составе встречаться уже не приходилось. Олег дожил почти до пенсии, но так и не был женат и жил один в элитном районе города, где все дома были классической архитектуры довоенной постройки, но были оставлены в годы войны их владельцами, вынужденными покинуть страну при наступлении Советских войск. В этих домах высокие потолки с оригинальной лепниной на них, с красивыми изразцовыми каминами, с необычными для советского домостроения расположениями и планировкой квартир. Там даже на лестничной спирали всегда был дневной свет благодаря тому, что прямо над лестничными маршами в крыше дома стеклянные фонари.  В общем квартира у него была роскошная, хотя сам он приехал сюда из далекого маленького городка на границе с Белоруссией. Но вот времена изменились, вернулась прежняя власть и вместе с ней вернулись прежние хозяева этих домов или их наследники и вся собственность возвращалась прежним владельцам.  Олегу пришлось покинуть свое элитное жилище и переселиться в мой микрорайон советской постройки. Здесь он иногда встречался мне во время его прогулок к реке и обратно. Поскольку теперь у него такого количества слушателей уже не было, то, завидев меня издалека, он  брал меня на прицел и мимо него пройти уже не получалось. Всегда улыбчивый, приветливый он постепенно втягивал в разговор и подводил к главному своему выступлению, которое приходилось слушать не перебивая, т.к. вставить слово он уже не давал, говорил и говорил без остановки и даже не повторяясь. Опять врал про свои похождения и заслуги. Но одно время он куда-то запропастился и долго не попадался на глаза. А однажды я возвращался с реки, где малогабаритной видеокамерой «Самсунг» снимал интересные сюжеты для своих роликов и после окончания съемок выключил камеру, положил ее в сумку и вдруг навстречу Олег.   Внешне он изменился-похудел и ссутулился. Конечно, он тормознул меня, по обычной схеме начал выходить на свое выступление. Я не стал спрашивать, что произошло, но он сам почти сразу сообщил, что он вернулся с того света и чуть не оказался в тюрьме, но вместо тюрьмы получил условный срок пять лет. Невероятно, за что? Оказывается, год назад он решил на своей машине поехать в свой родной городок и по дороге, чтобы подзаработать, посадил к себе пожилую женщину, которой тоже надо было попасть в те края. Расстояние до городка 270 км, ехать почти три часа, дорога довольно загруженная и местами извилистая. И вот уже в самом конце пути на повороте навстречу выехала иномарка с сильным светом подфарников. Малоопытный Олег от неожиданности вертанул руль вправо, но скорость была такая, что он вылетел на гравий и его отбросило на обочину, где машина врезалась в толстый дуб. Удар был такой силы, что подушки безопасности мало помогли. Его вытащили проезжавшие водители, а женщина скончалась на месте. За гибель женщины его судили, но он отделался условным сроком. Сообщив все это, он перешел на тему, которую я просто не могу слушать. Он стал рассказывать, какие у него были ясновидящие, экстрасенсы, гадалки, предсказатели его родственники. Вот они десяткам людей на картах предсказали их судьбу, и она сложилась точно по их предсказаниям. Ну был бы я выпускник церковноприходской школы, а не престижного технического ВУЗА, может и слушал бы эти фантазии, но как человек, по роду своей деятельности занимавшийся техническим творчеством и изобретательством, привыкший все рассматривать логически, находить и объяснять логические связи, опираясь на свои знания и опыт, я эту ложь стерпеть не смог. О чем прямо и сказал, остановив его поток фантазий. Услышав от меня не очень литературное возражение, он сначала споткнулся на полуслове, а потом разразился потоком брани и оскорблений. Но я уже повернулся и уходил от него, не обращая внимания. А придя домой достал камеру и стал переносить записанные видео на компьютер. Включил запись- на экране чернота, а потом весь разговор между мой и Олегом. Оказывается камера, которую я положил в сумку, не выключилась и все время запись продолжалась. Я прослушал наш разговор и в спокойной обстановке он виделся уже по-другому. И подумал я, а неплохо бы и Олегу послушать самого себя и отнестись к разговору критически. С помощью ВатсАпа эту запись я отправил ему. Чрез полчаса получаю ответ: «С вами, русскими, нельзя разговаривать по-хорошему, вы понимаете только кнут.» И подпись- О.Раббинер. Наконец-то я узнал его фамилию.


Рецензии