Брестская уния

В 1596 году в Бресте состоялось событие, известное как Брестская уния, которое представляло собой объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. На церковном соборе в Бресте было принято решение, согласно которому православная церковь Украины и Белоруссии признавала римского папу своим главой, но сохраняла службы на славянском языке и обряды православия.

Однако заключение Брестской унии вызвало протесты со стороны различных слоев населения, включая крестьян, казаков, мещан, часть православной шляхты и низшего духовенства. Кроме того, некоторые крупные украинские феодалы также высказали свое несогласие. В целом, целью Брестской унии было придание высшему православному духовенству в Речи Посполитой положения, сравнимого с положением католического духовенства, а также ослабление претензий московских князей на земли Белоруссии и Украины.

По итогам заключения Брестской унии впоследствии была создана Украинская Греко-Католическая Церковь. Поклонники соглашения, придерживавшиеся греко-католического или униатского исповедания, получили название "униаты". Следует отметить, что это слово всегда носило отрицательные коннотации при употреблении среди иерархов Русской и Украинской Православных Церквей.

Подписание унии имело серьезные последствия. Польское правительство стало считать унию обязательной для всех православных на территории Речи Посполитой, а православная религия была признана незаконной. Внедрение унии навязывалось силой. Польские паны и католическое духовенство надеялись, что Брестская церковная уния поможет им денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Однако украинские и белорусские крестьяне, мещане и казаки смело сопротивлялись католической и униатской вере. Эта борьба была направлена против феодального и национально-религиозного гнета, а также господства шляхетско-католической Польши. Ее истоки лежали в стремлении к национальному освобождению.
Во втором томе "Очерков по истории Русской Церкви" профессор Антон Владимирович Карташев рассматривает патриарший период (1586-1700) русской Церкви, а профессор Петр Васильевич Знаменский в своей работе "Руководство к русской церковной истории" описывает период разделения русской Церкви на две митрополии (1461-1589).

В своих исследованиях оба автора обращаются к важному историческому периоду, когда русская Церковь испытывала значительные изменения и разделение. Периодические казацкие и крестьянские восстания на Украине были вызваны религиозной и экономической эксплуатацией поляками, причинившей вред крестьянским и казацким слоям населения. Одним из крупных восстаний этого времени было восстание Кристофа Косинского в 1591-1593 годах, в результате которого казаки и крестьяне захватили несколько городов и осадили Киев.

Восстание под руководством Северина Наливайко в 1594-1596 годах также привело к значительным изменениям на Украине. Восставшие казаки овладели несколькими городами и жестоко сопротивлялись польским войскам. Это восстание охватило большую территорию от Запорожской Сечи до Могилева и от русской границы на востоке до Луцка и Кременца на западе. Однако польским войскам удалось подавить восстание только в мае 1596 года. Северин Наливайко был казнен в Варшаве апреля 1597 года.

Кроме того, стоит отметить наличие малороссийских казаков в этом периоде. Запорожские и реестровые казаки были двумя основными категориями. Запорожские казаки появились официально в 1499 году, и они сами считали себя русскими. Они говорили на русском языке, с некоторыми местными особенностями, и считались частью русского народа. Запорожские казаки часто переселялись на Дон, а донские казаки - на Днепр. Эти казаки были единым войском, и хотя московские люди иногда называли их «низовыми», они все равно считались русскими казаками.

Поэтому принятие в запорожское казачество было простым, достаточно было перекреститься и говорить на русском языке. Запорожские казаки разделялись на сечевых и зимовых. Сечевые казаки жили в Сечи и имели привилегии, такие как право выбора старшины и участие в дележе добычи. Зимовые казаки жили неподалеку и занимались сельским хозяйством и ремеслами. Вместе они составляли единое войско, которое называлось "Славным низовым запорожским войском и товариством".

Исторические данные о количестве запорожских казаков значительно различаются. Однако, по-прежнему они были важной силой на Украине и играли значительную роль в событиях того времени.


Рецензии