10. Сахалин в Русско-японской войне 1904-1905 гг

10. Сахалин в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

С января 1904 по август 1905 года между Россией и Японией шла война за преимущественное влияние на Дальнем Востоке. Основными театрами военных действий, на которых и решалась судьба всей войны, были Южная Маньчжурия, а также акватории Жёлтого моря и Корейского пролива. Сахалин был, таким образом, второстепенным театром. При этом, его территория стала ареной боевых действий лишь на самом завершающем этапе войны, непосредственно предшествовавшим мирным переговорам, – летом 1905 года.

То обстоятельство, что наш остров принял участие в боевых действиях лишь «под занавес», не случайно. Япония, планировавшая захват Сахалина ещё до войны, на всём её протяжении напрягала все силы в борьбе с более мощным в военном отношении противником на основных театрах военных действий. И пока она не добилась там полного успеха, она не могла себе позволить выделить сколько-нибудь крупные силы на захват нашего острова.

Правда, в августе 1904 г. акватория залива Анива стала местом сражения русского лёгкого крейсера «Новик» с двумя японскими крейсерами. Получив в неравном бою серьёзные повреждения, «Новик» был затоплен своим экипажем, часть которого через год примет участие в обороне Сахалина от японских захватчиков. А.И.Костанов сравнил бой экипажа «Новика», заставившего ретироваться более сильный японский крейсер «Цусима», с боем, который в самом начале Русско-японской войны дал японской эскадре крейсер «Варяг». Село Новиково современного Корсаковского района названо в честь доблестного экипажа крейсера «Новик».

И тем не менее, в 1904 г. японцы не предпринимали попыток захватить Сахалин, поскольку в Маньчжурии на счету был каждый батальон, а в Жёлтом море – каждый корабль. Генеральные сражения Русско-японской войны были впереди…


*

К лету 1905 года исход войны был уже окончательно предрешён в пользу Японии, и последняя наконец смогла высвободить силы на захват Сахалина. Экспедиционный корпус составила одна пехотная дивизия (по различным данным, 13-я или 15-я) под командованием генерала К.Харагучи. Численность комбатантов достигала 14000 человек. В неё входили кавалерийский полк, артиллерийский парк и пулемётная рота. По одним данным, в дивизии Харагучи было 18 орудий, не считая пулемётов, а по другим, 36 орудий и 12 пулемётов. Высадку десанта и её огневое прикрытие обеспечивала эскадра вице-адмирала Катаоки в составе 53 вымпелов. 24 июня 1905 г. эта эскадра подошла к берегам Сахалина.

Оборона Сахалина от японского вторжения была возложена на военного губернатора острова, генерала М.Н.Ляпунова. Общая численность войск, которые должны были противостоять японской дивизии, превышала 6300 человек при 16 орудиях и 10 пулемётах. В оперативном отношении сахалинская группировка была разделена на две группы: Южную и Северную.

Общий перевес в силах, как видим, был у нападавших. Кроме этого, важным преимуществом захватчиков было их безраздельное господство на море. К захвату Сахалина японское командование приступило лишь после практически полного уничтожения российских военно-морских сил на Тихом океане. Японцы могли использовать корабли для быстрой доставки десантов в любую область сахалинского побережья. Наряду с этим, не менее важным, на наш взгляд, обстоятельством, способствовавшим завоеванию Сахалина, был состав русских войск, которые его обороняли. Большую их часть составляли условно освобождённые каторжане, а не солдаты. При этом, вооружены они были по преимуществу устаревшими однозарядными винтовками Бердана, а не магазинными винтовками Мосина.

Русское командование на Дальнем Востоке, которое на протяжении большей части войны располагало превосходством над противником в живой силе и артиллерии, не озаботилось направить на Сахалин хотя бы одну обкатанную в боях стрелковую бригаду. Случись это, то – кто знает? – боевые действия на Сахалине могли бы принять иной характер. Например, характер затяжной и успешной для России партизанской войны. Однако, этого не произошло.

Общее численное, военно-техническое и моральное превосходство японцев на сахалинском театре военных действий предопределили исход их вторжения на остров.

Первой в боестолкновение с японцами вступила Южная группа русских под командованием полковника И.А.Арцишевского. Она состояла из 5 отрядов общей численностью до 1160 человек при 8 орудиях и 4 пулемётах. Сначала она попыталась помешать высадке японцев в районе Корсакова, а затем вела партизанские действия на юге острова. Бои велись и на территории современного Южно-Сахалинска, у тогдашнего села Владимировка.

Японский экспедиционный корпус сравнительно легко подавил сопротивление российских отрядов Южной группы, частью рассеяв, а частью пленив малобоеспособное ополчение, состоявшее, в основном, из ссыльных и каторжан. Победе японцев на юге острова способствовало отсутствие на данном оперативном направлении единого руководства в русских войсках.

Сопротивление Южной группы продолжалось месяц: с 20-х чисел июня по 20-е числа июля 1905 года. При этом, её основные силы перестали существовать уже к 3 июля.

Северная группа русских войск на Сахалине, в составе 5176 человек с 8 орудиями и 6 пулемётами, под командованием генерала Ляпунова сопротивлялась в течение всего восьми дней – с 11 до 19 июля 1905 г. Её действия завершились сдачей в плен японцам 3883 человек в районе села Палево. Поводом для капитуляции послужила нехватка боеприпасов и продовольствия, а причиной – низкий моральный дух мобилизованных в армию осуждённых. Немало было и дезертиров.

Следует отметить, что столь быстрый разгром большей по численности Северной группы русских оказался возможен благодаря использованию японским командованием морских коммуникаций. Харагучи не стал отправлять своих солдат в многосоткилометровый утомительный марш на север острова, а задействовал флот, оперативно и успешно переправивший его дивизию с юга Сахалина до Александровского поста.

После разгрома основных русских сил на Сахалине, нескольким небольшим отрядам удалось с боями уйти на материк. А один из отрядов под командованием штабс-капитана Б.В.Гротто-Слепиковского погиб в полном составе в неравном бою у озера Тунайча.

Так о.Сахалин в течение примерно месяца был завоёван японцами.


*

Официальные переговоры о мире проходили в американском городе Портсмуте с 20 июля по 23 августа 1905 г. Хотя война и вымотала Японию возможно даже больше, чем Россию, но масштаб военного поражения и внутриполитического кризиса последней был настолько велик, что позиция России на переговорах была с самого начала слабее японской. Положение России усугублялось двумя факторами: буржуазной революцией, которая тогда уже шла в России, и прояпонской позицией Соединённых Штатов, основного посредника на русско-японских переговорах.

К концу лета 1905 г. в Маньчжурии и Приморье находилось свыше 900 тысяч российских солдат. Японцы, в свою очередь, смогли нарастить численность своей группировки на материке до 750 тысяч. Однако, общее состояние России было таково, что продолжение войны грозило ей потерей, если не всех, то, по крайней мере, значительной части её дальневосточных владений.

И думать так у нас есть все основания. В пользу этого говорят четыре аргумента:

– практически абсолютное господство японского флота в дальневосточных морях;
– доказанное на практике превосходство японской сухопутной армии в тактическом и оперативном искусстве: все сражения в Маньчжурии были выиграны японцами у более многочисленной российской армии;
– финансовое истощение России, которой развитые страны (в том числе и союзная ей Франция) отказывали в кредитах;
– Первая Русская революция 1905-1907 гг., угрожавшая перерасти в гражданскую войну.

Сумма неблагоприятных для России военного, экономического и внутриполитического факторов поставила её на грань пропасти.

О перспективе потери Россией всего Дальнего Востока в случае продолжения войны недвусмысленно намекал русскому царю Николаю Второму президент США Теодор Рузвельт, который втайне поддерживал Японию.

В такой ситуации оккупированному Сахалину была уготована участь разменной монеты в переговорах между Россией и Японией.

5 августа глава японской делегации на переговорах Дзютаро Комура с подачи Т.Рузвельта предложил главе российской делегации С.Ю.Витте разделить Сахалин. Данное предложение, представлявшееся поначалу неприемлемым Николаю II, оказалось приемлемым для финансиста и технократа Витте. Кроме того, и Николай, и Витте, оба в конечном итоге предпочли пожертвовать территориальной целостностью России в обмен на отказ со стороны Японии от требований уплаты ей контрибуции и ограничения российских ВМС в Тихом океане.

Мирный договор был подписан 23 августа (5 сентября) 1905 г. Среди прочих его условий Россия уступала Японии южную часть Сахалина, а границей обеих империй на острове становилась 50-я параллель.

Несмотря на обидное поражение и территориальную потерю, уступка Японии Южного Сахалина в начале ХХ века рассматривалась правящими кругами России как приемлемое обстоятельство, поскольку позволила царизму «сохранить лицо», избавив Россию и династию от унизительного условия выплаты контрибуции. Назовём это хорошей миной при плохой игре. Фактически мирный договор развязал царизму руки для подавления революции и вернул ему кредит доверия со стороны зарубежных банкиров. Однако к 1905 году свой исторический лимит на победы российская монархия уже исчерпала. После окончания войны с Японией она продержалась менее 12 лет.

Наряду с этим, большой удачей для России следует считать сохранение Северного Сахалина, поскольку данный факт в будущем станет геополитическим основанием для возвращения в её состав Южного Сахалина и Курильских островов. А причина этой удачи кроется, на наш взгляд, не в переговорном мастерстве «Графа Полусахалинского», который не особо бы и возражал против передачи всего острова Японии, а в нерешительности и недальновидности самого правительства Страны восходящего солнца, которое, как и его российские коллеги, также стремилось поскорее заключить мир, ибо продолжение войны, истощившей материальные и людские ресурсы Японии, представлялось ему почти столь же сомнительным и опасным, как и российским элитам.

Всё это позволяет нам сделать следующий общеисторический вывод о значимости в политике психологического (человеческого) фактора: моральное напряжение нации и её элит может искажать способность правильной оценки ситуации с точки зрения общей геополитической картины и её перспектив.


2022 г.


Рецензии