14. Южный Японский Сахалин и Курилы в 1905-1945 гг

14. Южный Японский Сахалин и Курилы в 1905-1945 гг.

После того, как Южный Сахалин, по результатам войны с Россией, стал японским владением, он получил официальный статус колонии Японской империи, т.е. территории, подлежащей заселению и японизации с целью её последующей интеграции в территориальный состав метрополии. И все усилия японских властей на юге острова преследовали эту стратегическую цель – сделать Южный Сахалин полноценной территорией жизненного пространства японской буржуазной нации. В конечном итоге, эта цель была достигнута. Если с 1905 по 1942 гг. губернаторство Карафуто (Южный Сахалин) имел, своего рода, статус кандидата в японские провинции, то с 11 сентября 1942 г. Карафуто становится такой провинцией. И в течение трёх лет сахалинская территория к югу от 50-го гр. с.ш. политически, этнически и культурно была частью Японии, одним из Японских островов.


*

14 марта 1907 г. императорским указом территория Южного Сахалина была преобразована в губернаторство Карафуто. Власть военной администрации меняется на власть гражданского губернатора, назначаемого императором (правда, самый первый губернатор Карафуто был офицером). Административным центром губернаторства с 1908 г. становится Тоёхара, городское поселение в Сусунайской долине, основанное на месте русского села Владимировки. В территориальном отношении Карафуто делился на округа, число которых время от времени менялось, но было невелико: 3, 7, 4. Сами округа делились на так называемые городские и сельские поселения. К концу японского периода, в 1945 году, на Карафуто было 42 таких поселения-района. Центральный административный округ Карафуто – Тоёхара – включал в себя 16 поселений. При этом, статус полноценного города Тоёхара получает лишь в 1937 г. и остаётся единственным официальным городом Японского Сахалина.

Если во главе колониальной, а затем и полноценной провинции Карафуто стоял назначаемый императорским указом губернатор, то в его городских и сельских поселениях действовали буржуазно-демократические органы местного самоуправления, такие же, как и в самой Японии. Это отличало Южный Сахалин от других колоний империи – Кореи, Маньчжурии, Тайваня. Такое отличие подчёркивало кровную заинтересованность архитекторов милитаристской Японии в Сахалине, не просто как в её сырьевом придатке, а как в живой территориальной части японской нации. Вместе с Хоккайдо и Курилами Южный Сахалин в рассматриваемый период являлся, по сути, Северной Японией.

Что касается Курил, то в данное время они являлись составной частью губернаторства Хоккайдо и входили в состав одного из его округов – Нэмуро. На самой же территории Курильских островов существовало 10 мелких административно-территориальных единиц – уездов. Уезд мог включать в себя как часть крупного острова (например, Итурупа), так и несколько островов.

В течение года после окончания войны 1904-1905 гг. Южный Сахалин был практически полностью очищен от русского населения. Началась его колонизация японцами.

Заселение Южного Сахалина по меркам первой половины ХХ века шло весьма быстро. В 1906 г. на юге нашего острова было 2 тыс. японцев; в 1910 г. – 31 тыс.; в 1920 г. – 106 тыс.; в 1930 г. – 295 тыс.; а в 1940 г. – 415 тыс. человек.

Население Карафуто в подавляющем большинстве было японским. В японском этническом массиве Южного Сахалина тонули не только его коренные народности, но и другой народ – корейцы, которые до 1941 г. переселялись на Японский Сахалин добровольно. После 1941 г., в связи с начавшейся войной на Тихом океане, в Корее началась принудительная трудовая мобилизация для работ на Южном Сахалине, имевших для империи стратегическое значение.

Следует отметить, что своими быстрыми темпами японская колонизация Южного Сахалина была обязана таким факторам, как:

1. грамотная переселенческая политика, включавшая в себя не только льготы и субсидии колонистам, но и форсированное развитие транспортной инфраструктуры юга острова, как внешней – портовой, так и внутренней – железнодорожной;
2. близость Южного Сахалина к метрополии в эпоху смены парусно-парового флота дизельным.

В переселенческое движение были включены, по преимуществу, жители Северной Японии – Хоккайдо и Северного Хонсю, территорий, близких по своим природно-климатическим условиям к южно-сахалинским. В то же время, корейская иммиграция на Южный Сахалин охватила, в основном, Южную Корею. Данное обстоятельство мы склонны объяснять тем, что население Южной Кореи, пусть и нехотя, но всё больше интегрировалось в экономическое пространство Великой Японии, в отличие от жителей севера Корейского полуострова, не прекращавших с конца XIX в. национально-освободительной борьбы с японским империализмом, находя поддержку сперва у царской России, а затем у Советского Союза. Глубинные исторические причины этого феномена лежат в области географии и экономики.

Что касается заселения японцами Курильских островов, то отметим, что колонизация Северных Курил не удалась по причине их удалённости от Японии и сложных природных условий. На севере Большой Курильской гряды японцы в рассматриваемый период бывали наездами – на время путины, когда их численность здесь могла достигать десятков тысяч человек в сезон. На Южных же Курилах, бывших объектом японской колонизации с конца XVIII в., в этом направлении удаётся достичь некоторого успеха. Так, в 1939 г. здесь постоянно проживало 18 тыс. человек, в том числе 8,3 тыс. на Кунашире и 5,7 тыс. на Итурупе.


*

Японские правящие круги правильно оценили значение транспортной инфраструктуры для успешной колонизации Южного Сахалина. И поэтому не жалели средств на её развитие.

В период Карафуто на юге острова были построены морские порты в Отомари (Корсаков), Маоке (Холмск), в Хонто (Невельск) и в других поселениях. Для упрочения связи между Сахалином и метрополией на о. Хоккайдо был построен специальный паромный порт в селении Вакканай. Круглогодичное сообщение Вакканай – Отомари имело важное стратегическое значение, поскольку позволяло переправлять через пролив Соя (Лаперуза) целые железнодорожные составы. Для этого вакканайский порт был оборудован специальным железнодорожным молом длиной в 1 км.

Шоссейные дороги Японского Сахалина связывали между собой основные населённые пункты губернаторства. Они проходили как по оси юга острова (Отомари – Тоёхара), так и по его береговой периферии на западном и восточном побережьях. При этом, Западная и Восточная шоссейные магистрали, предназначенные для гужевого и автомобильного транспорта, были соединены двумя поперечными линиями: Маока – Тоёхара и Ваарэ – Кусюннай (Арсеньтьевка – Ильинский).

Железные дороги имели исключительное значение для Японского Сахалина, поскольку были наиболее продуктивны в транспортировке добываемого на острове угля и леса для его отправки через южно-сахалинские порты в другие части буржуазной империи. В рассматриваемый период практически все районы губернаторства Карафуто получают железнодорожное сообщение. Наиболее впечатляющим железнодорожным сооружением Южного Сахалина была дорога Тоёхара – Маока (Южно-Сахалинск – Холмск). Проложенная в сложных условиях горного рельефа за семь лет (1921-1928), эта змеившаяся магистраль включала в себя 15 тоннелей и 35 мостов. По мнению М.С.Высокова, данная железная дорога, соединённая с другими ж/д линиями, «сыграла исключительно важную роль в подъёме экономики Южного Сахалина».

Общий же период японского железнодорожного строительства на Южном Сахалине практически совпал с периодом японского присутствия в регионе: с 1906 по 1944 г.

Регулярное авиационное сообщение Южного Сахалина с Японией в рассматриваемый период падает на его последнее десятилетие 1935-45 гг. К 1945 г. на территории губернаторства насчитывалось 13 аэродромов. С Японией Сахалин связывала воздушная линия Саппоро – Тоёхара. Через хоккайдский Саппоро были возможны перелёты в другие города Японии.

Телеграфная линия (подводный кабель) между Южным Сахалином и Японией была проложена сразу же после Русско-японской войны и связала Сахалин с общеяпонской телеграфной сетью. В последующий период устанавливается телеграфное сообщение между городскими поселениями самого Карафуто.

О наличии в рассматриваемый период телефонной связи между Южным Сахалином и остальной Японией мы данными не располагаем. Можно лишь предположить, что её не было. Что же касается телефонного сообщения в самом губернаторстве Карафуто, то логичным будет предположить существование линий внутри крупных населённых пунктов, а также между городским поселениями и расположенными в их окрестностях воинскими частями, портовыми администрациями, ж/д станциями и аэродромами.


*

В первой половине ХХ века Южный Сахалин и Курильские острова были важными районами на экономической карте Японии, играя роль как сырьевой, так и промышленной базы государства.

Основных отраслей японской промышленности здесь было три: добыча морепродуктов, угля и леса.

Добыча морепродуктов (в первую очередь, рыбы) велась преимущественно в прибрежных зонах Южного Сахалина и Северных Курил. Максимальный улов рыбы у берегов Южного Сахалина приходится на 1931 г. – 620 тыс. тонн, а у Северных Курил – на 1939 г. – 137 тыс. тонн. Воды Южных Курильских островов давали морскую капусту (до 80% всего японского производства). Большая часть морепродуктов потреблялась в самой Японии.

Уголь на Южном Сахалине японцы добывали с 1909 по 1945 г. Рекорд добычи этого полезного ископаемого был достигнут в 1941 году – 6,6 млн. тонн, что составило 16,4% от всей добычи угля в японских колониях. Общее количество добытого японцами на юге Сахалина угля за весь период Карафуто, согласно М.С.Высокову, составило 48 млн. тонн, из которых 18 млн. тонн было отправлено в Японию. Необходимо пояснить, что в рассматриваемый период Южный Сахалин всё-таки не был самым важным источником этого вида топлива и сырья для Японской империи. Больше всего империи угля давала Маньчжурия (только в 1941 г. – 24 млн. тонн).

Наряду с этим, нельзя и преуменьшать значение южно-сахалинского угля для стратегических нужд японской экономики. Это тем более важно, что на юге Сахалина были построены заводы по изготовлению из угля жидкого топлива и других продуктов, которые были необходимы японской армии и флоту. Такие заводы работали в Найхоро (Горнозаводск) и Хигаси (Углезаводск).

Южно-сахалинский лес также попал в основной фокус экономического интереса Японии к нашему острову. При этом, основной упор был сделан на лесопереработку на самом острове. В этот период на Карафуто было построено 10 целлюлозо-бумажных фабрик, большая часть продукции которых вывозилась в Японию. По словам М.С.Высокова, «в некоторые годы эти фабрики давали до 70% японского производства целлюлозы».


*

Таким образом, за 40-летний период японского господства Южный Сахалин де-факто стал Японией. Усилия правящих кругов Страны восходящего солнца в данном направлении не пропали даром. За те 40 лет Южный Сахалин быстро прошёл путь от колонии до практически полноценной провинции Японского национального государства. Факт примечательный и поучительный. Если не брать в расчёт того, что Япония в конечном итоге потеряла Южный Сахалин и Курилы, то нам, россиянам, следует правильно оценить успехи переселенческой и интеграционной политики Японии на юге нашего острова, выявить её сильные и проблемные стороны.

Факторы, которые способствовали успехам Японии на острове, нам видятся следующие:

1. наличие у Японии необходимой для успешной колонизации экономической базы. Япония в первой половине ХХ столетия была самой развитой страной Азии;
2. правильная оценка руководством Японии значения транспортной инфраструктуры, как необходимого условия успешного освоения и интеграции территории;
3. отсутствие у Японии в Сахалинско-Курильском регионе в тот исторический период сильных экономических конкурентов;
4. общий экономический и военный подъём милитаристской Японии в период между двумя мировыми войнами, давший ей дополнительные средства за счёт эксплуатации владений за её пределами (Маньчжурии и Кореи);
5. быстрая унификация Южного Сахалина с метрополией в правовом и административном отношении, условие, при котором японские колонисты, составлявшие подавляющее большинство населения Южного Сахалина, имели те же права, что и подданные метрополии, в том числе в области местного самоуправления;
6. географическая близость Южного Сахалина к основным экономическим центрам метрополии.

К факторам, затруднявшим колонизацию и интеграцию Южного Сахалина Японией, мы относим:

1. ограниченность годных людских ресурсов Японии, т.е. дефицит людей, готовых переселиться на территорию с более суровыми природно-климатическими условиями. Особенно отчётливо это проявилось на Северных Курилах;
2. начавшаяся в 1941 г. большая война на Тихом океане.

Если же оценить сумму позитивных и негативных факторов, то станет ясно, Япония утратила территории к северу от Хоккайдо не потому, что уделяла им мало внимания и её усилия по их интеграции были недостаточны. Как раз наоборот. Японцы, как буржуазная нация, наверное, сделали для этого всё что могли. Потеря Японией Южного Сахалина и всех Курильских островов, которая воспоследовала на завершающем этапе Второй мировой войны, стала следствием её тотального военного поражения, которое свело на нет все успехи японского расширения за предыдущие десятилетия.


2022 г.


Рецензии